Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основная часть
Реферат-рецензия
Данная статья демонстрирует борьбу с процветающей коррупцией во времена Петра I. По словам отечественного историка О. Д. Серова в первые годы правления Петра Алексеевича проблема взяточничества приказных чиновников его даже не волновала. Противодействие мздоимству ограничивалось в эти годы лишь единичными случаями уголовного преследования взяточников, да вполне традиционными риторическими запретами посулов и взяток в нормативных актах.
В начале статьи говорится о том какое наказание понес ярославский фискал Алексей Иванович Никитин, которого Вышний суд изобличил в четырех эпизодах получения взяток на общую сумму 111 рублей плюс бочонок вина.
Многих ли мздоимцев в первой четверти XVIII в. ожидала участь Алексея Никитина? И отчего император помиловал А.И. Никитина, первоначально приговоренного судом к смертной казни? Как вообще Петр I расценивал явление взяточничества — в качестве верховного судьи и в качестве законодателя?
Переходя к временам допетровским, прежде всего следует отметить, что понятие должностного лица как специального субъекта получения взятки в те времена, разумеется, отсутствовало.
Позже Петр I инициировал целый комплекс антикоррупционных мероприятий, чего в России до этого момента никогда не предпринималось. Пётр I искал и нашел способы, как улучшить систему государственного управления, повысить собираемость налогов, создать могучую армию и флот, в целом изменить облик России. При решении этих и других государственных проблем, накопившихся в стране к началу его правления, реформатор, как известно, столкнулся с казнокрадством, мздоимством, взятками, а именно с теми негативными явлениями в системе государственного управления, которые сегодня подразумеваются под понятием коррупция. Первый законодательный акт Петра Алексеевича Романова в борьбе с коррупцией был принят 1704 году и касался организации Ижорской канцелярии рыбных ловель. Особенностью данного нормативного документа было впервые четко оговоренное наказание за получение взяток-смертная казнь.
Борьба с коррупцией при Петре I входила и в обязанности созданной им прокуратуры. В отличие от института фискалов, прокуроры официально надзирали за соблюдением законов и пресекали их нарушения. Причем следует обратить внимание, что борьба с коррупцией и другими злоупотреблениями чиновников государственного и местного управления носила не системный характер. Она не ослабевала даже в период северной войны (1700-1721 г. г.).
В современном уголовном праве России взяткой признается любая выгода материального характера, полученная должностным лицом за совершение действий (или бездействие), входящих в его служебные обязанности, а также за осуществление общего покровительства или попустительства по службе (статья 290 части 1 действующего Уголовного кодекса РФ). Соответственно, в настоящее время в качестве взятки не рассматривается незаконное вознаграждение, переданное либо субъекту, не являющемуся должностным лицом, либо должностному лицу, которое не располагает формальной возможностью предпринять требуемые действия или же оказать общее покровительство (в последнем случае преступное деяние квалифицируется как мошенничество).
Законодательство XVII – первой четверти XVIII в., направленное на противодействие взяточничеству, детально рассматривается в работах Д.О. Серова.
Конечно, именно рубеж веков был принципиально важен для складывания понятия «взятка» в современном его значении. По мнению Серова, указ 23 декабря 1714 г. означал криминализацию взятки, когда «посулы, поминки, почести, взятки сливались… в единый, безоговорочно и сурово караемый состав преступления». С этого момента все чиновники, заступая на должность, должны были знакомиться с этим указом под роспись: «И дабы неведением никто не отговаривался: велеть всем у дел будучи, к сему указу приложить руки, и впредь, кто к которому делу приставлен будет, прикладывать, и в народ везде прибить печатные листы». Населению, в свою очередь, следовало доносить о чиновниках-взяточниках. При этом положение о том, что донос освобождает взяткодателя от ответственности, было сформулировано в законе достаточно туманно: «Тоже следовать будет и тем, которые ему (чиновнику. – Е.К.) в том служили, и через кого делано и кто делали, а не известили, хотя подвластные или собственные его люди, не выкручаясь тем, что страха ради сильных лиц, и что его служитель». Серов полагает, что действия взяткодателей подпадали под действие антикоррупционных законов, но отмечает, что применение их наталкивалось на непреодолимые трудности, в первую очередь – на века складывавшиеся традиции подношений.
Между тем во второй половине XVII в. в России появился термин «взятка». В неофициальном обиходе этот термин стал, вероятно, употребляться с 1650-х гг. В законодательстве же означенный термин был впервые использован, насколько удалось установить, в типовом наказе писцам от 26 января 1676 г. и в законе от 28 февраля 1677 г. об организации деятельности таможенных голов и целовальников
Отмеченная линия в законодательстве нашла продолжение чуть более года спустя, в законе от 20 февраля 1705 г., в котором регламентировался порядок набора рекрутов. Согласно статьям 1 и 18 данного закона, смертная казнь устанавливалась для рекрутских наборщиков в том числе и за не сопряженное с иными противоправными деяниями получение взяток.
Серову Д. О. на основе архивированных материалов удалось выявить сведения лишь о пяти приговорах, вынесенных Сенатом за 1713-1718гг. по уголовным делам, возбужденным фискальной службой. А из 14 фигурантов, входящих в число высших должностных лиц, разоблаченных фискальной службой, были осуждены лишь М. П. Гагарин и Г. П. Чернышев.
Попытки снизить аппетиты чиновников не вышло. В 1715 году, чтобы подтолкнуть их работать честно, Петр Алексеевич велел платить им фиксированное жалование из казны. Последующим шагом было издание в марте 1714 года Указа, который регламентировал полномочия фискалов и предписывал меры борьбы с казнокрадством и взяточничеством. Таким образом в России впервые появился орган, предусмотренный для тайного слежения за судопроизводством и соблюдением законов. Впредь взяточничество, злоупотребление полномочиями в корыстных целях, создание поддельных документов и печатей, лжеприсяга и лжесвидетельство считались серьезными преступлениями. Наказания предусматривались суровые – битье, тюремное заключение и даже смертная казнь. Известны случаи наиболее ужасных мер, которые были осуществлены Петром для наказания любителей наживы. В Петербурге на глазах у российских сенаторов был повешен сибирский губернатор Гагарин, который регулярно занижал доходы во вверенном ему крае. Был четвертован известный фискал Нестеров, он раскрыл десятки злоупотреблений и сам же попался на взяточничестве. Сенатору Волконскому, князю А. Н. Апухтину прилюдно раскаленным железом жгли языки. Людей из своего окружения Петр I под суд не отдавал, а наказывал лично.
С одной стороны может показаться, что борьба с коррупцией в царской России покажется очень жестокой и жесткой. Но надо понимать, что этот вид преступления сильно мешал реализации задуманных реформ, наносил огромный вред престижу государственной власти, тормозил социальное и экономическое развитие империи. Но благодаря решительным мерам по истреблению этого зла, коррупция среди чиновников при Петре Великом была если не ликвидирована, то значительно сокращена.
В массовом смысле коррупцию преодолеть царю не удалось. Но несколько его шагов привели к неоспоримым положительным результатам. Среди важнейших была передача государственных предприятий в частные владения. Предприниматели получили в собственность заводы и фабрики при условии, что будут выполнять государственный заказ, а сделанное сверх того – считать своей прибылью. На выручку от продаж владельцы промышленных предприятий начали строить еще больше заводов. Благодаря этому произошел бурный рост российской экономики. К сожалению, последователи Петра не поддержали его начинаний, отменив и жалование чиновников и наказания за взяточничество.
В последнее восьмилетие жизни Петра I новых специальных актов, касавшихся взяточничества, более не появилось.
В итоге, Петр I заложил основу того понятия «взятки», которое существует в российском законодательстве в настоящее время.
Коррупция была и остается одной из самых острых проблем современной России и серьезным препятствием на пути развития страны. Так как все, последующие правители России, включая ныне действующих, подобно Петру I весьма избирательно боролись и продолжают бороться с казнокрадами – впавших в опалу казнокрадов, изобличают и карают, а преданных и лояльных всемерно поощряют и прикрывают.
Я думаю, что часть методов была неэффективна. Показательные казни, например. Но вот те экономические методы, которые он применял выборочно, на мой взгляд, были все-таки успешны.
Россия после Петра стала империей, но империей не по названию, а по тому политическому, и экономическому весу, который она приобрела в Европе. И к концу царствования Петра ни один общеевропейский политический вопрос не мог уже решаться без России. Другой вопрос, какой ценой это досталось? В России, как правило, цена всегда слишком большая. Но в условиях начала XVIII века мне представляется, что, наверно, другим методом решить эти вопросы вряд ли бы удалось.