Файл: Философия русского космизма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 389

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ И.Т. ТРУБИЛИНА»


Кафедра философии

РЕФЕРАТ

по философии на тему:
«ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА»

Выполнила студентка
юридического факультета группы ЮФ2208 Кулиш С.В.

Проверила доцент кафедры философии

к.ф.н. Яковлева Е.В.

г. Краснодар 2022
Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3


  1. Понятие космизма

1.1 Понятие космизма в целом…………..……………………………………5


  1. Русский космизм

2.1 Понятие русского космизма…...……………………………………………6

2.2 Суть философии русского космизма………………………….……….…...7

2.3 История русского космизма...…………………………………….……….10
3 Представители русского космизма……………………………………………13

3.1 Христианский космос В. С. Соловьёва…………………………………...13

3.2 Философия общего дела Н. Ф. Фёдорова………………………………...15

3.3 Третий синтез космоса В. И. Вернадского……………………………….18

3.4 Космическая философия к. Э. Циолковского…………………………….20

Заключение………………………………………………………………………….24
Список используемой литературы………………………………………………...26

Введение
Тема представленной работы - «Философия русского космизма», на мой взгляд, очень актуальна с точки зрения философского мышления, поскольку тесно связана с проблематикой поиска себя и своего места в этом мире, объединения человечества для решения глобальных проблем и дальнейшего его устойчивого развития, волновавших человека во все времена

Термин «русский космизм» как характеристика национальной традиции мысли возник в 1970-е годы. По одной из версий, данный термин возник благодаря Юлии Шишиной, сотруднице Александра Чижевского (однако термин «космическая философия» употреблялся еще Константином Циолковским). Позднее, в 1980-1990-е, с развитием космической отрасли, философской мысли и научной фантастики всё большее значение начинает приобретать широкая трактовка русского космизма как социокультурного феномена, включающая указанное «узкое» понимание в качестве своего частного случая, наряду с другими направлениями русского космизма, такими как религиозно-философское, поэтически-художественное, эстетическое, музыкально-мистическое, 
экзистенциально-эсхатологическое, проективное и другими. При этом исследователи отмечают разнообразие и условность классификаций этого феномена по двум причинам: все «космисты» были одарены талантами в различных сферах культуры и являлись оригинальными мыслителями, создававшими достаточно независимые системы, требующие индивидуального анализа.

В обоснование исследуемой мной темы, можно сказать следующее. Поскольку, как индивид, так и вся человеческая цивилизация в целом стремились к познанию окружающего мира и самих себя, то, на мой взгляд, русский космизм является высшей точкой, объединяющих оба этих объекта познания, являясь холистическим мировоззрением, признающим соразмерность микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной).

Спецификой русского космизма является глобальность предмета изучения, а именно – место человека в космосе. Данный вопрос требуют программно-целевой организации научных исследований, а также широкого спектра знаний в различных научных дисциплинах, конкретно: в космологии, философии, эзотерике, диалектике и эстетике. Философия становится для представителей различных научных дисциплин связующим звеном, так как ориентирована в своем анализе на междисциплинарность. Каждая эпоха рождает свою философию. Современная философия должна стать прежде всего философией выживания и устойчивого развития. Задача современной философии состоит в поиске таких ценностей и социальных систем, которые обеспечили бы выживание и устойчивого развития человечества.

При подготовке данной работы я воспользовалась следующими учебными пособиями: Кочеров С.Н. Философия, Ф. И. Гиренок. Космизм. Новая философская энциклопедия

Для раскрытия поставленной темы «Философия русского космизма» определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка используемой литературы. В основной части работы освещены такие вопросы, как: общее понятие космизма, понятие русского космизма, подробна изложена суть философии русского космизма, а также актуальность учения русского космизма.

Границ исследования в данной теме, на мой взгляд, не существует, так как это обобщенная система взглядов на мироздание и место человека в нашей Вселенной.

Предметом исследования является русский космизм.

Целью данной работы

являются раскрытие понятия «русский космизм», история становления данного философского течения, а также его актуальность.

1 Понятие космизма


    1. Понятие космизма в целом


Космизмом принято называть ряд религиозно-философских, мистических, художественных, эстетических и научно-философских течений начала ХХ-го столетия, объединённых в единое целое, в одну общность на основании наличия в них определённых представлений о человеке, как об элементе единого космоса, соответственно развивающемся с ним по общим закономерностям.

В теологических и эзотерических представлениях, а именно: каббала, теософия, гностицизм, с космизмом связывают представление о Вселенной, как о некой форме материи, управляемой сверхъестественными процессами, высшей силой, соотносящимся с представлениями взаимосвязи неба и духовными аспектами человека.

С точки зрения научной мысли, космизм тождественен с понятием космогонии, то есть, науки о зарождении и дальнейшей эволюции Вселенной и космических тел, что выражается в апеллировании концепцией Канта-Лапласа об образовании Солнечной системы путём конденсации пылеобразных масс, а также теории расширяющейся Вселенной Фридмана и разлетающихся галактик Хаббла, базирующихся на теории относительности Эйнштейна.


  1. Русский космизм


2.1 Понятие русского космизма
Русский космизм является ответвлением обширного учения космизма. Это течение, отечественной религиозно-философской мысли, в большей степени эзотерической направленности, основанное на единении человека со Вселенной и предполагающее заранее заданную путём разумного замысла эволюцию космоса в неотрывности от человека, причем развитие самого человека строиться на тех же законах, что и развитие Вселенной.

Русский космизм — философия, в которой продолжается идея авторов древности (истоки идеи уходят в платонизм) о существовании между космосом и человеком неразрывной органичной связи. Русскими космистами человек рассматривается, с одной стороны, как неотъемлемая часть космоса, зависящая от космического целого во всех своих проявлениях, с другой — как фактор эволюции, связано это было с тем, что с ускорением научно-технического прогресса (далее НТП) человек стал активнее преобразовывать окружающий мир.

Основная идея русского космизма – объединение людей для устойчивого развития всего человечества. В связи с разным мировоззрением, образом жизни и стилем мышления космистов, их работы имеют мало общего между собой, однако, являясь самостоятельными и независимыми трудами, они прекрасно дополняют друг друга идейно, формируя целое направление отечественной философии.


Русский космизм - это многоплановое явление, которое представлено не только отдельной группой академических философов и ученых, но и составной частью народного мировоззрения. Русский космизм - учение глобального мировоззрения.

2.2 Суть философии русского космизма
Русский космизм впервые обосновал идею объединения всех людей, основываясь не столько на политических и идеологических причинах, сколько на нравственных и экологических. Таким образом, сформировалась важнейшая черта философского направления – соединение таких несовместимых ранее проблем, как установление всеобщего братства, освоение космоса и сохранение окружающей среды.

Русский космизм — это определенное направление русской философии, которое можно обозначить как проектная философия. То есть это философия воплощенного общественного идеала, конечного идеала. «О конечном идеале» — так называется работа Николая Сетницкого, изданная в русском Харбине в 1927 году, где он, полемизируя с Новгородцевым, говорит, что общественный идеал не может быть неким нереализуемым магнитом, который притягивает к себе историю. Идеал должен быть воплощенным здесь и сейчас, в истории.

Какой идеал? Идеал человеческого бессмертия, идеал воскрешения мертвецов, идеал продления человеческой жизни за счет либо удлинения ее срока, спасения от смертельной болезни, либо возвращения умерших на эту землю путем неких технологических, научных манипуляций, либо перенесения человеческой жизни в межзвездное пространство, освоения космоса, освоения космических пространств. Собственно говоря, там, где философия становится практической философией, реализованной в виде такого фантастического проекта, мы можем говорить о наличии элементов космизма.

Для того, чтобы осуществилась некая высшая справедливость, необходимо заниматься наукой, необходимо овладеть всеми атомами природы и вернуть эти атомы в надлежащее состояние, чтобы победить смерть. Федоров называл это регуляцией природы. 

Она необходима для преодоления разрыва между природой и человеком. При этом психофизиологическая регуляция подразумевает управление нашей внутренней силой. Внешняя же развёртывается от нашей планеты к Вселенной и охватывает несколько ступеней:

  1. Метеорическая регуляция (объект – Земля).

  2. Планетарная астрорегуляция (объект – Солнечная система).

  3. Космическая (объект – Вселенная).


При прохождении этих ступеней человечество сможет объединить все существующие звёздные миры. Кстати, русский космизм как философское направление зародился именно благодаря этой идее. Так что Николая Фёдоровича можно с уверенностью назвать гением.

Несмотря на утопичность многих теорий Фёдорова, современный космизм (русский) исповедует многие идеи его наследия: проективности знания и синтетизма, регуляции общественной жизни и природных процессов, тесной связи нравственности и знания, увековечения жизни человека и т. д.

Существенное влияние на космизм в русской философии оказал Константин Эдуардович Циолковский. Он известен как оригинальный мыслитель, писатель-фантаст и провозвестник астронавтики и ракетодинамики.

Константин Эдуардович считал, что наш мир можно объяснить лишь с космической точки зрения. Будущее мира – это освоение космоса людьми. Вся наша деятельность должна сосредоточиться на совершенствовании взаимодействия космоса и человека. Освобождение разумных организмов от зависимости в отношении их среды обитания – одна из главных задач эволюции. Константин Эдуардович думал, что освоение космоса сможет объединить людей в цельное государство.

Существует ряд философских принципов, на которые опирался Циолковский. Русский космизм до сих пор их исповедует. Таких принципов четыре. Рассмотрим их в порядке важности:

  1. Панпсихизм (признание чувствительности Вселенной).

  2. Монизм (материя едина, и её свойства одинаковы).

  3. Принцип бесконечности (сила космического разума и Вселенная бесконечны).

  4. Принцип самоорганизации (Вселенная сама выстраивает собственную структуру).

Многие идеи русского космизма были сформулированы Владимиром Ивановичем Вернадским. Он был не только выдающимся естествоиспытателем, но и значительным мыслителем, а также основателем учения о биосфере и её переходе в ноосферу.

В. И. Вернадский и другие представители такого направления, как космизм русский, считали, что с помощью науки человечество сможет подчинить себе вселенную и стать ответственным за её судьбу. Это можно объяснить тем, что «научная работа станет проявлением геологической деятельности человека, а это создаст особое состояние биосферы и подготовит её к переходу в ноосферу». Последнюю мыслитель понимал как сферу расширения разумной деятельности людей, направленной на поддержание жизни на планете в рамках биосферы, затем в околосолнечном пространстве и в итоге уже за его пределами.