Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 393
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Пространство и время реальные свойства реальных природных объектов, а не философские категории и априорные принципы познания, как они представлялись в философии Канта и в многочисленных вариантах этого представления.
2. В физическом мире (мире механического перемещения тел) как в макромире больших величин и обычных скоростей, так и в микромире малых тел и огромных скоростей, причина времени не содержится. Т.е. время и пространство не признаки физической реальности. Они не формируются в мире волн, колебаний, орбит и траекторий, не являются их признаком.
3. Все характеристики времени, пространства и жизни в её биогеохимическом выражении не только соотносятся, но и самым непосредственным образом совпадают.
4. И время, и жизнь – необратимы. Живое вещество никогда не возвращается в прежнее состояние. Не только клетка, как основная часть живого, но и орган многоклеточного тела, биогеосистема, биосфера в целом всегда новые и в каждый данный момент не похожи на себя прежних. Биосфера непрерывно изменяется. Поэтому необратимость времени отражает собой этот самый массовый природный процесс, к которому принадлежит и сам действующий и познающий реальность человек.
Объективность и реальность пространства и времени позволили Вернадскому уверенно заявить о космическом характере жизни и обосновать третий синтез Космоса, новое единство, в котором жизнь и живое вещество занимают не подчинённую, а равную позицию с другими природными сущностями. Вернадский объединяет изученные и обобщённые в науке реальные черты всеохватывающего Космоса. Материя, радиация, энергия, проявления жизни кроме этих сущностей в мире нет ничего. Эти сущности не сводятся друг к другу, существуют вечно как качественно разнородные области и одновременно вместе с другими, не эволюционируют одна в другую. Всегда есть устойчивая материя в виде атомов, всегда есть радиация, всегда есть энергия. И всегда есть жизнь, имеющая космическое значение. Учение Вернадского открывает нам новую страницу в познании человеком самого себя как разумной части живого мира и одновременно наиболее сложного и закономерного явления мироздания. Древнее ощущение единства и осознание себя частью космической реальности получает в наше время действительное обоснование, переводится в рациональный план.
3.4 Космическая философия К. Э. Циолковского
Космическая философия К.Э.Циолковского является одним из столпов русского космизма. Взгляды Циолковского о сущности философии навеяны эпохой Просвещения. Он считал, что философия "вершина научного знания, его венец, обобщение, наука наук". В философско-мировоззренческой концепции Циолковского можно выделить три основных этапа. Первый этап (1898-1914 гг.)охватывает работы:"Научные основания религии" (1898г.),наиболее фундаментальный философский труд Циолковского "Этика или естественные основы нравственности" (1902-1903гг. исправлено в 1914г.), "Нирвана" (1914г.).На этом этапе основным был принцип, сформулированный Циолковским впоследствии (1934г.): "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной". Под "существом" подразумевается не только человек. "Простейшее существо", согласно космической философии "атом-дух". Совокупность "атомов-духов" образует субстанциональную основу мира. Космос иерархия существ, включая и человека. Сам космос тоже "живое существо", "причина" и "воля" которого в строгих рамках определяет поведение человека и других "существ" космоса. На втором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский основное внимание уделяет другим проблемам, отличным от Космоса:
- изложению "научного" понимания библейских текстов;
- проблемам общества будущего, разрешаемым в социально-утопическом духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный строй жизни", 1917г. и др.);
- проблемам строения и жизни человеческого тела ("Человек. Свойства человека", 1917г.).
Циолковский подчёркивает несовершенство социальных отношений, несправедливость в обществе и др. Проблемы космизма затрагиваются в работах: "Первопричина" 1918г., "Социология (фантазия). Приключения атома" 1918г. и некоторых других. На третьем этапе (19231935 гг.) Циолковский разрабатывает так называемый "активно эволюционный" принцип космизма. Его смысл состоит в следующем: "Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. от человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности". Этот принцип обосновывается во многих статьях и брошюрах: "Живая Вселенная" (1923г.), "Монизм Вселенной" (19251931гг.), "Будущее Земли и человечества" (1928г.), "Космическая философия" (1935г.) и многих других. Интересно, что "активно-эволюционный" смысл принципа космизма сосуществует у Циолковского с более традиционным смыслом этого принципа: "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной". Всё это создаёт сложности при понимании космической философии на завершающем этапе её становления. Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции. Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи". Все тела Вселенной "имеют одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало, субстанция, атом в идеальном смысле)", что очень сходно с философией Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный дух") по Циолковскому, "есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная. Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. Есть только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое, неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее". Следовательно, "атом-дух" это элемент метафизической субстанции, лежащей в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике. Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы". Это означает:
- единство материального и духовного начал Вселенной;
- единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ее отзывчивость и чувствительность";
- единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертии души;
- выводимость этических норм из метафизики космоса.
Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и на свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя бесконечную иерархию космических структур от атомов до "эфирных островов" разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она нашла своё развитие в квантовой космологии. Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для метафизики космической философии и вытекающей из неё научной картины мира. "Всё живо", т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции. Циолковский был не согласен с толкованием космической эволюции как неуклонной деградации и его несогласие нашло своё выражение в принципах самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения Вселенной в метафизике космической философии очень близки бесконечным циклам эволюции. Эти принципы приобретают в контексте космической философии следующие значения:
- эволюция как периодические трансформации, в ходе которых возникают и разрушаются бесчисленные союзы "атомов-духов", образующих космические структуры разных уровней;
- самоорганизация как возникновение сложных (в том числе, живых) структур из более простых;
- эволюция и самоорганизация как "глобальный эволюционизм" (эти процессы могут быть спонтанными или направляться разумом).
Идея первопричины (причины) космоса как считал Циолковский "не может убедить и не имеет вида научной истины. Но я не могу лично обойтись без первопричины, всемогущей и благостной к своему созданию". По словам Циолковского всё, что для нашего ума безначально и бесконечно, то для первопричины конечно, даже нуль, т.е. для неё мир мог иметь начало. Всемогущая и нежно любящая своё творение первопричина находится вне Вселенной и может её уничтожить по своей воле. Причина "безмерно выше космоса" и несоизмерима со своим творением, т.к. создаёт вещество и энергию, что "космос сам не в силах делать". Проникновение в свойства причины приводит к неожиданным выводам этического значения, которые "не могут не иметь благотворного влияния на поступки человека и других сознательных". Её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны и отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:
- "удовлетворение любознательности и вытекающее отсюда спокойствие";
- "смирение перед причиной";
- "чувство благодарности за не кончающееся возрастающее счастье";
- "могущество причины не принесёт нам зла и в будущем".
Заключение
Подводя итоги работы можно сделать следующие выводы.
Существенным элементом в русском космизме была попытка пересмотреть вопрос о месте человека в природе и о взаимоотношении его с Космосом на основе естественнонаучных знаний. Человек начинал рассматриваться как одна из органических частей мира, и утверждалось убеждение, что только на этом пути можно найти ключ к пониманию природы самого человека. Человек должен стремиться к единству с природой, которое обогащает и расширяет его внутреннюю жизнь.
В философии космизма достаточно отчетливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек выступал как фрагмент эволюционирующего Космоса, его неотъемлемая часть, зависящая во всех своих проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек рассматривался в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал активно воздействовать на окружающий мир. И хотя на рубеже XIX - XX веков вера в научно-технический прогресс была достаточно зримой и еще не проявлялись кризисные последствия технократического отношения к миру, космисты предупреждали будущие поколения о возможных негативных последствиях безудержной к ничем не ограниченной технологической эксплуатации природы.
Совокупность мировоззренческих вопросов, предложенных русскими космистами, дает основание обозначить это направление как перспективную глобальную идеологию, способную дать интересные идеи, показать новые способы решения современных экологических, этических, аксиологических проблем. В рамках русского космизма впервые были сформулированы требования единства научно-технического и философского знания, необходимость комплексного исследования человека и его нераскрытых возможностей, гармонизация отношений общества и природы. Влияние научных идей русского космизма на современную картину мира подтверждает научный статус данного мировоззрения.
Русский космизм как религиозно-философское и естественно-научное направление положил начало комплексному изучению вопросов глобального характера в отечественной философской и научной традиции. Среди них можно выделить экологические проблемы, обусловленные сложными взаимоотношениями человечества и природы, а также этикоцентричные вопросы, исследующие отдельные аспекты нравственности и морали, духовности и религиозности, культуры и традиционности, осмысление национальной идентичности и самосознания.
Русский космизм, уже поспособствовавший выходу человечества в космос и ряду других значимых открытий, может дать миру ещё больше. Многие идеи космистов становятся актуальными в настоящее время, и отвергать их наследие нельзя. Да они требуют существенной доработки с поправкой на сделанные научные открытия, но основное в них уже заложено. Так человечество, чтобы преодолеть проблемы ограниченности ресурсов, природных катаклизмов, угрозы уничтожения мира ядерным оружием и повышения продолжительности жизни, должно действовать сообща. Именно это положение, наряду с необходимостью нравственного совершенствования человечества красной нитью проходило в трудах русских космистов.
Список используемой литературы
Касаткина С. Н. Идеалы и ценности философско-педагогического наследия К. Э. Циолковского [Текст] / С. Н. Касаткина // Педагогика. — 2011. — № 5. — С. 105—111.
Брыкова С.С. Ценность русского космизма для современного общества // Молодой учёный - № 25(211) – 2018 - 362 с.
Макогонова В. В. Антропологические проблемы русского космизма : Дис… канд. филос. наук: 09.00.05 / Днепропетровский гос. ун-т. — Днепропетровск, 1996. — 151л.
Кочеров С.Н. Философия: учебное пособие // С.Н. Кочеров, Л.П. Сидорова: - Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. - 150 с.
Хуторской А. В. Каждый человек — это Вселенная // Черноголовская газета. — 1990. — № 1. — 16 ноября.
Хуторской А. В. Космическое ли это воспитание? // Учительская газета, 1995. — №26. — 14 июня. — С. 12
Ф. И. Гиренок. Космизм // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В.С. Стёпин. - 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
Владимирский Б. М., Кисловский Л.Д. // Путями русского космизма. Судьбы людей и идей. Влияние космоса на социальные процессы. Поиск жизни во Вселенной. — М.: Либроком, 2011. — 144 c.