Файл: Понятие и виды функций правовой науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 696

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все субъективистские, волюнтаристские взгляды, независимо от того, кто их порождает — идеолог или ученый, — неизбежно опровергаются социальной практикой. Даже закрепленные в форме общеобязательных законодательных решений, они входят в противоречие с объективными закономерностями функционирования и развития государства и права, терпят крах. В то же время любые объективные знания о государстве и праве независимо от того, в какой период и каким идеологом они были получены, сохраняются, аккумулируются в теории, становятся ее органичным компонентом. Современная юридическая наука бережно хранит политико-правовые знания философов и юристов Древней Греции и Древнего Рима, не потерявшие значения и в наши дни.

Таким образом, идеологическая функция науки характеризуется тем, что правовая наука выступает объективной основой для проектирования, разработки путей совершенствования, развития политико-правовой практики, осуществляемых как государством, так и разного рода политическими партиями, общественными движениями. Формулирование учеными-правоведами идеологических положений, выводов не лишает правовую науку объективного характера, поскольку все положения такого рода представляют собой идеологию и находятся за пределами предмета правовой науки.

6. Социально-культурологическая функция юридической науки

Социально-культурологическая функция правовой науки отражается в ее необходимых и устойчивых связях с различными сферами гражданского общества. В числе наиболее значимых сфер, в которых наиболее ярко проявляется эта функция правовой науки, можно назвать юридическое образование, правовое воспитание и правовую информацию. Соответственно, можно выделить три подфункции: образовательную, воспитательную и информационную.

Образовательная функция правовой науки характеризуется тем, что ее основные, в том числе новейшие, достижения используются в учебных целях, в процессе подготовки профессиональных юридических кадров для практической и научной деятельности. Все отрасли правовой науки изучаются студентами юридических образовательных организаций и юридических факультетов университетов. При этом содержание учебных дисциплин, предусмотренных программой высшего юридического профессионального образования, составляют, как правило, положения, выводы, представляющие ядро соответствующей отрасли правовой науки и играющие заметную роль в формировании необходимых для юриста знаний и (или) практических навыков.


Другую сферу действия образовательной функции правовой науки составляют процессы организации учебного процесса в юридических образовательных организациях и на юридических факультетах. Основное внимание уделяется совершенствованию структуры учебных планов и программ конкретных учебных курсов, методов и методик преподавания отдельных юридических дисциплин, организации и проведения промежуточной и итоговой аттестации, внедрению в учебный процесс новейших достижений научно-технического прогресса, и в первую очередь современной вычислительной техники. Образовательный процесс, как и правовая наука, подлежит постоянному совершенствованию, развитию, с тем чтобы качество подготовки юридических кадров соответствовало требованиям политико-правовой практики, а каждый выпускник юридического вуза умел успешно решать все сложные задачи, которые неизбежно и постоянно возникают в юридической сфере.

Самостоятельную сферу действия образовательной функции правовой науки образуют процессы реализации академических прав и свобод преподавателей, совершенствования форм и методов их участия в управлении образовательным процессом и в формировании органов управления образовательного учреждения, защиты прав и свобод преподавательских кадров. Правовая наука исследует практику и формы деятельности преподавателей в сфере образования и управлении делами образовательного учреждения и на этой основе формулирует научно обоснованные предложения о мерах по совершенствованию образовательной сферы с учетом современных достижений научно-технического прогресса и потребностей общества в получении качественного образования.

Государство и общество придают особое значение проблемам правового воспитания населения, формирования у них установок на противоправное поведение и непримиримое отношение ко всякого рода противоправным деяниям. Соответственно, важное практическое значение имеет воспитательная функция правовой науки, которая проявляется в трех формах.

Во-первых, правовая наука выступает важнейшим фактором повышения уровня политико-правовой культуры населения, предоставляя индивидам возможность узнать о закономерностях, сущности и социальном назначении государства и права в современном обществе. Кроме того, правовая наука аргументировано и достаточно популярно разъясняет населению необходимость и целесообразность неукоснительного соблюдения и исполнения действующих норм права, активного участия в делах государства, она же вооружает индивидов приемами толкования норм права, позволяющими верно уяснять смысл и содержание действующих норм права.



Во-вторых, правовая наука содержит достоверные знания о состоянии правового сознания населения, разделяемых им правовых ценностях, правовых устремлениях, иных позитивных и негативных аспектах общественного правосознания и на этой основе вырабатывает рекомендации о формах и методах ведения действенной пропаганды действующего законодательства. Она же устанавливает, в разъяснении каких важнейших институтов права население нуждается в первую очередь.

В-третьих, правовая наука разрабатывает формы и методы ведения государственными органами и средствами массовой информации активной борьбы с устаревшими взглядами на природу и социальное назначение государства и права в современном демократическом обществе, а также с недочетами и ошибками в деятельности правоохранительных, правоприменительных органов. Значительное место в правовой науке уделяется подготовке научно обоснованных рекомендаций о методах переподготовки юридических кадров и повышении правовой культуры иных работников государственных органов.

Информационная функция правовой науки преследует три цели: максимально полное описание и объяснение всей многовековой истории становления и развития государства и права, социальных явлений и процессов, которые оказывали воздействие на право и государство, а также собственной истории науки и биографий выдающихся ученых-правоведов.

Государство и право, будучи социокультурными институтами общества, неизбежно несут на себе печать своего времени, культуры, которая была присуща обществу в период принятия и действия соответствующих исторических источников права. Дошедшие до нашего времени письменные источники содержат достоверные сведения об уровне и состоянии правового регулирования на том или ином этапе развития общества, деятельности государства по обеспечению правового порядка и охране прав и свобод личности, мерах и формах борьбы с преступностью, иными посягательствами на права индивидов и иных субъектов. Более того, опираясь на письменные источники права, можно достоверно установить социальную структуру общества, механизм государства, отдельные социальные нормы, элементы быта и нравов народа, характер семейных отношений, основные элементы производственной и иной деятельности. Поэтому значение исследований истории становления и развития государства и права, норм и порядков, действовавших на тех или иных этапах истории общества, не ограничивается совершенствованием предметом правовой науки. В этих исследованиях неизменно содержится ценнейшая информация об истории быта и культуры народов, наций, отдельных социальных слоев общества. Особо ценна информация о начальных этапах истории человечества, поскольку исторические источники права предстают едва ли не единственными дошедшими до нашего времени достоверными источниками тех лет.


Ценную информацию содержат исследования истории правовой науки и биографические описания деятелей ученых-правоведов, внесших весомый вклад в ее развитие. Благодаря такой информации обеспечивается бережное отношение современного научного сообщества к достижениям правовой науки на ее начальных этапах, сохраняется преемственность различных поколений ученых, происходят накопление и совершенствование лучших традиций в организации и деятельности научных сообществ, учреждений и организаций.

Заключение

Функции юридической науки представляет собой основные направления влияния юридической науки на другие сферы гражданского общества. В зависимости от сфер общества, на которые влияет юридическая наука необходимо выделить следующие функции: познавательную, теоретико-методологическую, практическую, идеологическую, социально-культурологическую.

Познавательная функция подразумевает собой, что юридическая наука изучает и выражает в форме понятий конкретно-исторические формы непосредственного бытия государства и права, равно как и законы их функционирования, развития, а также в форме категорий.

Теоретико-методологическая функция юридической науки представляет собой теоретические знания о государстве и праве и методы их познания, которые выступают базой дальнейших исследований проблем юридической науки, обеспечивают получение новых достоверных знаний о политико-правовых явлениях и процессах.

Практическая функция выражается в глубоком научном обосновании юридической наукой политико-правовой практики, формулировании учеными правоведами определенных предложений по последующему совершенствованию нормативно-правовых актов и практики их применения, а также деятельности государства, его органов.

Идеологическая функция подразумевает под собой, что положения, а также выводы юридической науки могут быть использованы политическими партиями в целях формирования своих политико-правовых позиций относительно действующего законодательства и политики государства, определения стратегии и тактики прихода к государственной власти и проведения основных мероприятий в роли лидирующей государственной партии.

Социально-культурологическая функция выражается в обеспечении членов гражданского общества и органов государства необходимой им правовой информацией.

Список используемой литературы


1. Анохин Ю.В. Правообразование и правотворчество в теоретико-правовой науке // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2022. – № 1 (84). – С. 33-38.

2. Головачев Ю.А. Возникновение методологии юридической науки и этапы ее развития // Modern Science. – 2019. – № 11-1. – С. 213-215.

3. Каширин В.Е. Юридическая наука в мире масс-медиа // Выход в город. Сборник статей участников III Межвузовской научно-практической конференции магистрантов и аспирантов. – Москва, 2022. – С. 128-134.

4. Косорукова О.А. Понятие, признаки и основные подходы к классификации функций права // Актуальные проблемы аграрной науки: состояние и тенденции развития. Материалы Национальной научно-практической конференции. – 2019. – С. 350-353.

5. Леснова Н.И. Современная юридическая наука в фокусе развития фундаментальной и прикладной науки // Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития. Сборник статей Международной научно- практической конференции. – 2019. – С. 105-107.

6. Липень С.В. Прогностическая методология в юридических исследованиях // Журнал российского права. – 2019. – № 8. – С. 5-13.

7. Магомедова Е.А., Бзычкина А.О. Роль юридической науки в повышении эффективности правового регулирования // Вестник Калужского университета. – 2019. – № 3 (44). – С. 7-10.

8. Медведев Е.Г. Основа современных методологических подходов в юридической науке // Право, экономика и управление: состояние, проблемы и перспективы. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары, 2022. – С. 255-258.

9. Нафикова Г. Юридическая наука об идее охраны прав личности и ее историческое наследие в современной уголовно-процессуальн й науке // Вести научных достижений. – 2018. – № 2. – С. 22-28.

10. Пашенцев Д.А. Конструктивизм в современной юридической науке // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. – 2022. – № 1 (45). – С. 16-22.

11. Сайфуллин А.И. Развитие методологических подходов в юридической науке: советский и постсоветский период // Право, экономика и управление: состояние, проблемы и перспективы. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары, 2022. – С. 264-267.

12. Славова Н.А. Юридическая наука: понятие, возникновение, развитие, функции и содержание // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2019. – Т. 1. – № 2. – С. 23-32.

13. Соболевская Ю.В. О влиянии юридической науки на конституционные изменения в Российской Федерации (опят контент-анализа) // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. – С. 608-612.