Файл: Литература Раздел Война в судьбах людей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КГУ «Шонжынская школа –лицей № 1

Русская литература

Раздел 3.

Война в судьбах людей.

Ф.И.О.

Валиева В.З.

Дата

01.02.2023г.

Класс: 11 «В»

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих

Тема урока

Подвиг женщин на войне в повести «А зори здесь тихие…»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

11.1.6 давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме, системе образов

11.2. 5 характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

Цели урока




Ход урока







Этапы урока

Деятельность педагога


Деятельность учащихся

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

7 мин.


 1969 году в журнале « Юность» была опубликована повесть « А зори здесь тихие… ». Произведение Бориса Васильева вызвало большой резонанс в читательской среде и стало одной из популярных книг о Великой Отечественной войне. Повесть была инсценирована Юрием Любимовым в театре на Таганке. Экранизация, осуществленная режиссером Станиславом Ростоцким, обошла многие экраны мира. Интерес к повести не ослабевает до сих пор. Есть в этом произведении то, что не оставляет равнодушным ни взрослых, ни подростка, - трагическая судьба девушек, только что вступающих в жизнь. По возрасту они близки старшеклассникам, их мысли понятны ребятам.

Приветствие. Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока, знакомятся с целями.


ФО «Похвала учителя»

Иллюстрации рабочие листы

Середина урока

5мин

20 мин

5мин


  1. Что в повести Б.Л. Васильева « А зори здесь тихие …» вам понравилось? Какие эпизоды произвели наиболее сильное впечатление и почему?

  2. Кто из героев повести особенно понравился и почему?

  3. Какие вопросы возникли у вас в процессе чтения? Какие вопросы нужно, по- вашему, обсудить в классе? По какой теме вы хотели бы выступить в классе на уроке?)

  1. Где происходит действие, какие события описаны в повести?

( В повести описаны будни полувзвода зенитчиков на разбомбленном и потому спокойном глухом разъезде в Карелии. В основу повести положен маленький совсем незначительный в масштабах Великой Отечественной войны эпизод, но рассказано о нем так, что за ним встает минувшая война – в ее страшном, уродливом несоответствии с самой сущностью человека. Герои повести девушки, вынужденные заниматься суровым ремеслом войны… )

  1. После этого два ученика выступают с индивидуальными заданиями ( художественный пересказ)

а) о Рите Осяниной,

б) о Жене Комельковой.

3. Как вы думаете , почему в повести так подробно рассказывается о мирной жизни девушек на 171-м разъезде?

( Антитеза – основной авторский прием, помогающий раскрыть» самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений»: женщина и война. Первая часть повести не только оттеняет трагизм событий, о которых будет рассказано дальше, но всем строем, авторской интонацией, каждой деталью автор подчеркивает, что девушки, озорные и веселые, ведут себя не так. Как положено на войне: « днем разводили бесконечные постирушки», беззаботно прогуливались по лесу, « трещали как сороки», загорали, вместо, вместо команды – « насмешка полная». ( Люда, Вера, Катенька в караул! Катя – разводящая»), сапоги на тонком чулке, а портянки намотаны, словно шарфики» и т. п. Сначала это вызывает улыбку, даже не верится, что им придется воевать, стрелять, но рядом – война, страшная, беспощадная, рядом – смерть этих чудесных, полных жизни, полюбившихся девушек.

4. Что привело девушек на фронт? Что узнаем мы о их прошлом? Почему воспоминания о довоенной жизни Лизы, Сони, Гали и Жени автор дает перед описанием гибели каждой из них?

Учащиеся рассказывают прошлое Сони Гурвич, Лизы Бричкиной, Гали Четвертак.

( Установить какой « личный счет» с врагом у Жени и Риты.)

Подчеркнуть « нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья», ощущение завтрашнего дня Лизы Бричкиной ( в нее «было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не хватало места», талантливость, любовь к поэзии, театру Сони Гурвич, воображение, мечтательность, фантазию Гали Четвертак.

( Довоенная жизнь девушек, полная надежд, радости, света, особенно ясно дает почувствовать, как « глупо… несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…»)

Учитель может сопоставить героинь повести Васильева с теми девушками, о которых пишет в своих стихах Друнина, тоже участница Великой Отечественной войны, можно прочитать отрывки из ее произведений. Поэтесса доказывает возможность присутствия и активной деятельности женщин на фронте. Она гордится своими девчатами в кирзовых сапогах, не боясь, бросает их в самое пекло, где рвутся снаряды, где кровь и смерть. Так могли бы написать о себе и своих подругах Женя Комелькова, Рита Осянина, Соня Гурвич. Но не так пишет Васильев о девчонках, «державших свой фронт». Его отношение к ним - это отношение старшего , сильного, умудренного опытом человека, понимающего, что война и женщина – понятия несовместимые.

  1. Как ведут себя девушки в трудную для них минуту, как погибают? Можно ли сказать, что девушки

вели себя героически?

Дополнительные вопросы:

а) Почему погибла Лиза – она ведь была опытнее других?

( Стремление Лизы поскорее выполнить приказ Васкова, и ее мысли о нем, и ужас, и до последнего мгновения вера в то, что « завтра будет и для нее»).

б) Почему Женя Камелькова не затаилась , а приняла бой?

( О смерти Жени прочитать наизусть отрывок из повести – индивидуальное задание).

Она не затаилась потому, что « она хотела хоть чем - нибудь помочь Рите, раненной смертельно, и Васкову, который должен был довести дело до конца. Женя понимала, что уводя немцев в сторону от своих боевых товарищей, она тем самым спасает их от верной смерти» ( Таков может быть примерный ответ учащихся). Смерть Жени и Риты можно назвать героической.

« Рита два раза выручает старшину. Сначала она принимает огонь на себя и поэтому получает смертельную рану. А теперь она сознает свое положение и положение раненого Васкова и не желает быть ему обузой. Она понимает, как важно закончить их общее дело, задержать немцев, поэтому и стреляет в себя, в висок».

в)Представьте Соню Гурвич и Галю Четвертак в военном обмундировании, с оружием в руках. Сначала на болоте , потом в лесу. Какие чувства вызывают они у Федота Евграфыча?

Обе они – маленькие «пигалицы городские». Соня – «худющая, как весенний грач», сапоги у нее на два номера больше, она топает ими; на спине – вещмешок, в руках винтовка. Она « сильно умаялась, аж приклад по земле волочился». А «личико остренькое, некрасивое, но уже очень серьезное». Васков думает о ней жалостливо и невольно задает ей вопрос как ребенку : « Тятя с маманей живы у тебя? Или сиротствуешь?» А после ответа и вздоха Сони « полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого . Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу- то у тебя?..»


Формулируют проблемный вопрос


Работа в группах

Критерий оценивания: дает развернутый аргументированный ответ

-предоставляет содержательное оформление слайда

-соблюдает качества связного текста

-соблюдает языковое оформление работы
Дескрипторы:

-оформить слайд-1б

-соблюдать качества связного текста (полнота и глубина содержания, логика изложения) – 2 балл

-соблюдать языковое оформление работы (речь и грамматика, стилевое единство) – 2 балл

-привести цитаты из текста-1б

Подводят итоги, отвечают на вопросы учителя


ФО «Взаимооценивание по критериям»


Презентация

Конец урока

5 мин.

Рефлексия

Повесть «А зори здесь тихие…» учит оставаться человеком даже среди жестокости и насилия.

Необходимо развивать лучшие человеческие качества: честность, порядочность, чувство долга…

Будущее зависит от людей, от уровня их воспитанности. Мир и счастье можно построить только на любви и согласии.

В руках у меня картинка, на которой изображено сердце. Ребята передают его по кругу, говоря свое пожелание.

Говорят пожелание




Иллюстрация, на которой изображено Сердце