Файл: Программа среднего профессионального образования 46. 02. 01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Дисциплина Управление персоналом (3 семестр) Практическое задание 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, информирование трудового коллектива о сроках и особенностях аттестации.

2. Формирование состава аттестационной комиссии и его утверждение.

3. Основной этап: организация работы аттестационной комиссии по подразделениям предприятия, оценка индивидуальных вкладов работников, заполнение анкет, компьютерная обработка результатов.

4. Заключительный этап: подведение итогов аттестации, принятие персональных решений о продвижении работников, направлении на учебу, перемещении или увольнении сотрудников, не прошедших аттестацию.

3. Виды занятости +13. Занятость как основной показатель использования трудовых ресурсов

Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом. 

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая доход.

Занятость: 1)Полная - деятельность работника в течение полного рабочего дня

2) Неполная - занятость в течение неполного раб.дня или с неполной оплатой

Неполная бывает: Добровольная ( Как правило связана с социальными факторами, является добровольной по инициативе работника )и вынужденная ( Принудительная, как правило является признаком скрытой безработицы)

Занятость: Первичная (основная) – по основному месту работы в пределах нормативов рабочего дня. Вторичная (дополнительная) –сверх нормативного раб.времени.

Рациональная занятость – занятость обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной и образовательной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения на территории страны.

Эффективная занятость – отбор из множества вариантов организационных процессов воспроизводства раб.силы наилучшего варианта, выбранного по совокупности критериев социальной эффективности.

Потенциальная занятость – верхний предел занятости, ктр может быть достигнут в том или ином регионе.

Формы занятости – организационно-правовые способы, условия трудоиспользования.: Самозанятость и занятость по найму.


Классификация занятости по регулярности трудовой деятельности: Постоянная, временная, сезонная, случайная.

По легитимности трудоустройства: формальная и неформальная.

По организации трудовых процессов: стандартная и нестандартная. Виды нестандартной занятости:

- Занятость с нестанд. Режимом раб времени (н-р гибкий график)

- Занятость связанная с соц.статусом ( например семейный бизнес)

- Занятость с нестандартными рабочими местами (вахтовый метод, работа на дому)

- Занятость по нестандартным оргнанизационным формам ( временные работники, совместительство)

В настоящее время численность занятых в РФ составляет более 70 млн чел, в РТ около 20 млн.

Исходя из вышеприведенного занятость населения – это основа экономического развития общества. Она представляет собой социально-экономические отношения по поводу приложения труда работников в различных сферах общественного хозяйства.

4. Виды материального стимулирования в организации + 25.Общая характеристика форм материального стимулирования персонала в организации.

В практике управления одной из самых распространенных форм стимулирования персонала является материальное стимулирование. К основному виду мат.стимулир. относятся:

Базовый уровень оплаты труда с учетом надбавки и компенсации за особые условия труда и т д;- Премиальная часть, зависящая от личного трудового вклада и результатов деятельности работника;

-Стимулирующая часть, зависящая от участия в капитале, прибыли и доходах.

Дополнительное стимулирование включает: Оплату за неотработанное время( отпуска, перерывы, праздники, больничные); планы обеспечения ( пенсионный, социальный, страхование нетрудоспособности); программы страхования; обслуживание работников (помощь в образовании, программы отдыха, организация питания)

Материальное стимулирование включает все виды денежных выплат, которые применяются в организации, и все формы   материального неденежного стимулирования. Материальные денежные стимулы:Зарплата; доплаты, надбавки, компенсации, бонусы, отчисления от прибыли, участие в акционерном капитале, ссуды, льготные кредиты.



Материальные неденежные стимулы:

Социальные: Программы выплат по нетрудоспособности, программы страхования, мед обслуживание, отчисления в пенсионный фонд, путевки, питание, оплата транспортных расходов, консультативные службы. Функциональные: Улучшение организации и условий труда.

Заработная плата - важнейшая часть системы оплаты и стимулирования труда, один из инструментов воздействия на эффективность труда работника. Заработная плата — это  цена  рабочей силы.

Доплаты и надбавки устанавливаются к тарифной части заработ­ной платы и являются составной частью разработки тарифных условий оплаты труда.

В настоящее время в экономике страны применяется более 50 наименований доплат и надбавок.

Премия стимулирует особые повышенные результаты труда и ее источником является фонд материального поощрения. Она представляет одну из важнейших составных частей заработной платы.

Наряду с материальными денежными стимулами применяются и такие, которые представляют собою материальную ценность, но в реальном выражении представлены в виде специальных льгот и компенсаций – так называемые бенефиты или социальный пакет.

В структуре  материального неденежного стимулирования выделяют следующие группы стимулов:

Дополняющие условия труда: оплата сотовой связи; предоставление транспорта или оплата расходов на транспорт

Социальные: Негосударственное пенсионное обеспечение; Компенсация отдыха детей; Оказание материальной помощи; Льготное питание

Имиджевые: Служебный автомобиль; Компенсация затрат на занятия спортом в фитнес-клубе

Индивидуальные: Оплата обучения

5. Виды миграции трудовых ресурсов

Трудовая миграция понимается как эмиграция и иммиграция людей в трудоспособном возрасте с целью получения работы вне места своего проживания в течение определенного ᴨериода времени. Трудовым мигрантом признается человек, который ᴨеремещается в другую местность с целью найма на работу. Она включает два встречных явления: эмиграцию и иммиграцию.

Согласно разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификации видов современной международной миграции, она подразделяется на пять основных типов:


1) работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране. В основном это сезонные рабочие, приезжающие на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники, занятые на подсобных работах, например, в сфере туризма;

2) профессионалы, которых отличает высокий уровень подготовки, наличие соответствующего образования и практического опыта работы. К этой же групᴨе относят представителей профессорско-преподавательского состава и студентов;

3) нелегальные иммигранты, в число которых входят иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью. Миллионы представителей этой группы постоянно пребывают в США, странах Европы, Японии, Южной Америки и даже Африки;

4) ᴨереселенцы, т. е. ᴨереезжающие на постоянное место жительства. Эта группа мигрантов ориентирована прежде всего на ᴨȇреезд в промышленно развитые страны;

5) беженцы - лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности.    

В мировой практике существует следующая классификация форм миграции рабочей силы:




  1. По направлениям:- миграции из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно-развитые страны;- миграция между промышленно развитыми странами;- миграция между развивающимися странами;- миграция квалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;- миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны.


2. По территориальному охвату:- межконтинентальная;- внутриконтинентальная:А) между государствами;

Б).между регионами.

3. По времени: - безвозвратная – связана с изменением постоянного места жительства; - временная : а) краткосрочная ( мигрант находится до 1 года за пределами своего обычного места жительства) б) долгосрочная (более 1 года). - сезонная.

4. По степени законности:- легальная;- нелегальная

5. По мотивам:- добровольная (обусловлена добровольным принятием индивидом или группой решения о миграции;- вынужденная (вызвана военными, политическими событиями, преследованиями на этнической и религиозной основе, которые вынуждают население менять место жительства;- принудительная (насильственные переселения людей, организованные государством (депортации).


6. Виды нематериального стимулирования персонала в организации

Основная сложность применения систем нематериальной мотивации заключается в том, что для каждого конкретного коллектива необходима определенная корректировка стандартных схем. Методы нематериальной мотивации могут применяться к конкретному сотруднику либо реализовываться безадресно. К адресной нематериальной мотивации относится, в частности, поздравление сотрудника с днем рождения от руководства и членов коллектива. Это могут быть также различные формы поощрения в виде подарков по важному поводу и материальная помощь в случаях тяжелой болезни или смерти родственников сотрудника.

К безадресной мотивации относится проведение совместных корпоративных мероприятий. 

Теперь немного подробнее о некоторых методах нематериального стимулирования:

Вознаграждение свободным временем. Это поможет удержать сотрудников от формирования привычки транжирить время попусту и позволит сотруднику больше тратить времени на себя и свою семью.

Взаимопонимание и проявление интереса к работнику. Способ вознаграждения наиболее значим для эффективных сотрудников-профессионалов. Для них внутреннее вознаграждение имеет большой вес. Такой подход требует от менеджеров хорошего неформального контакта со своими подчиненными, а также знания того, что их волнует и интересует.

. «Человеческий капитал» – это дополнительный источник дохода, который создается с помощью знаний, навыков, способностей человека. 2. Образование является одной из форм капитала, важнейшим фактором, обеспечивающим экономический рост и одновременно обособившимся источником роста – вне институтов, субъектов институциональной среды. 3. Капитал образования – это человеческий капитал вследствие того, что он неотделим от человека. 4. Образование как капитал является источником будущих удовлетворений и (или) заработков. 5. Для улучшения качественных характеристик рабочей силы необходимы дополнительные вложения средств (инвестиции) в образование. 6. Инвестирование образования является одним из вложений средств в факторы производства, создающие прибавочный продукт.