Файл: Пенсионное обеспечение за выслугу лет по российскому законодательству.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 297
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГПОУ ЯО Ярославский градостроительный колледж |
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МДК 01.01 ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ТЕМУ: «ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ» |
|
Выполнил студент гр. ЮС 1-35 Молчанова О.Е Проверил преподаватель: Малышева Н.А. |
|
|
Дата сдачи:___________
Дата защиты__________
Оценка:______________
Ярославль 2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ | 5 |
| 5 |
| 7 |
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ | 10 |
2.1. Условия назначения и выплаты пенсий за выслугу лет | 10 |
2.2. Расчет пенсий за выслугу лет разным категориям | 13 |
2.3. Право на одновременное получение двух пенсий | 16 |
2.4. Судебная практика | 20 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 30 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 32 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | |
ВВЕДЕНИЕ
Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения. Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в статье 39 Конституции РФ, согласно которой:
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источников средств, к существованию при наступлении социальных рисков. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что социальное обеспечение является одним и из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определённого возраста. В целях обеспечения справедливого распределения материальных благ между гражданами, вышедшими на пенсию, государство установило пенсию за выслугу лет.
Пенсия за выслугу лет предназначена не для всех граждан Российской Федерации. Данную разновидность пособия могут получать только те люди, которые имеют рабочий стаж в некоторых профессиональных сферах. Как правило, рассматриваемое обеспечение получают сотрудники, работающие в условиях, которые приводят к преждевременной утрате трудоспособности, на протяжении долгих лет. Повышенная сложность работы (службы) должна подразумевать повышенную компенсацию государством лицам, занимавшихся ею.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение выплаты за выслугу лет в Российской Федерации.
Для достижения цели необходимо поставить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и содержание пенсионного обеспечения за выслугу лет;
2. Проанализировать, какие категории лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение за выслугу лет;
3. Изучить нормативно правовое регулирование пенсионного обеспечения за выслугу лет.
Объектом являются пенсии за годы работы на государственной службе.
Предметом исследования является свод правовых норм, содержащих правила назначения и начисления пенсий за выслугу лет.
Методология работы представлена использованием основных приемов и методов исследований. К ним следует отнести анализ и синтез научной законодательства и литературы, исторический метод, системный метод, сравнительно-правовое исследование.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам, характеру объекта и предмета исследования. Работа состоит из введения, 2 глав и заключения.
ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ
-
Понятие и содержание пенсионного обеспечения за выслугу лет
Как бы там ни было, но общество не обходится без социального обеспечения. Основным нормативно-правовым источником, указывающим на порядок начисления, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет является Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.12.2022). По государственному пенсионному обеспечению назначаются следующие виды пенсий:
1) пенсия за выслугу лет;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) социальная пенсия.
Пенсии за выслугу лет в соответствии с нормами приведенного закона назначаются федеральным государственным служащим и военнослужащим. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета. Как правило, это пенсия, которая устанавливается за наличие на протяжении определенного времени специального трудового стажа. В юридической литературе его часто называют «выслугой», «стажем творческой работы» и т. п. Таким образом, пенсия за выслугу лет всегда «стажевая», как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Однако иногда пенсией за выслугу лет именуется и та пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего специального стажа (выслуги) и достижении определенного возраста. В то же время пенсией по старости называется в отдельных случаях пенсия, для установления которой требуется длительный специальный трудовой. Пенсии, которые в дальнейшем получили название «выслуга» были введены еще в советское время для многих категорий граждан: военнослужащих, правоохранительных органов, работников здравоохранения, образовательных учреждений и т. п. Сохранились такие пенсии и в российском пенсионном законодательстве, причем в последние годы сфера их применения существенно расширилась. Главная причина - стремление властных структур таким путем компенсировать явную деградацию в последние годы общей системы пенсионного обеспечения, а также создать для определенных категорий служащих привилегированные пенсионные системы.
Конституции РФ 1993 г. как и у её предшественниц не содержится оснований для установления пенсии за выслугу лет. Изначально пенсия за выслугу лет была введена в связи со спецификой определенной деятельности, службы. Многие авторы высказывают такое предположение, что возрастные ограничения, предусмотренные при выслуге лет, установлены не зря. После того, как человек в определенной сфере прослужит несколько лет, очень сильно меняется его мировоззрение, психологические качества, которые могут препятствовать осуществлению дальнейшей службы. У человека накапливается усталость, начинается перегрузка организма.
Таким образом, пенсия по выслуге лет ограждает человека от психологического напряжения, так как человек, как правило, отстраняется от дальнейшего осуществления своих обязанностей и оправляется на пенсию. Пенсии за выслугу лет устанавливаются военнослужащим и федеральным государственным служащим. Ранее пенсия за выслугу лет назначалась летно-подъемного состава авиации и воздухоплавания, некоторым работникам транспорта. Как правило, пенсия за выслугу лет назначается при выслуге всего времени, и по размерам больше, нежели простая пенсия по старости. Таким образом, если гражданин не выслужил определенное количество лет, он не имеет право претендовать на пенсию по выслуге лет.
Цель пенсии за выслугу лет - освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, компенсировать им в значительной части утраченный заработок в связи с переходом на другую работу либо полным прекращением трудовой деятельности.
Порядок исчисления специального трудового стажа устанавливается с учетом особенности и специфики характера и условий труда, а также профессий. Суммирование различных видов специального стажа не допускается. Законодательством не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет при неполном специальном трудовом стаже (исключение установлено для работников гражданской авиации в случаях оставления летной работы по состоянию здоровья). В некоторых случаях дополнительными условиями для назначения пенсии за выслугу лет может быть достижение определенного возраста, а также наличие общего трудового стажа. В отличие от пенсии по старости пенсии за выслугу лет назначаются четко очерченному в законодательстве кругу лиц и выплачиваются, как правило, при условии оставления работы (службы), с выполнением которой она установлена. При выполнении работы другого характера пенсия за выслугу лет выплачивается на общих основаниях.
1.2. Категории лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение по выслуге лет
Прежде всего обратимся к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.12.2022), статье 3. «Право на пенсию»
1. Право на пенсию в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом имеют:
- граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено вышеуказанным Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
2. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Теперь рассмотрим какие категории граждан имеют права на пенсию по выслуге лет.
Право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в статье 1 вышеуказанного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более;
б) лица, указанные в статье 1 вышеуказанного Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации.