Файл: Тема Понятие, признаки и функции государства Различные подходы к определению государства. Понятие государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теория государства и права

Тема 1. Понятие, признаки и функции государства

 Различные подходы к определению государства. Понятие государства.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Многочисленные подходы к понятию государства можно объединить в несколько направлений

1.Теологический подход исходит из божественного происхождения государства. Целью власти является не преимущества правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были

ДрУгой разновидностью теологического подхода является мусульманское учение, согласно которого глава государства халиф – наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране.

2. Классический подход (иногда его называют арифметическим). Государство в данном случае понимается как совокупность трех элементов — власти, территории и населения. При этом ре­шающее значение придается государственной власти (Н. Аретин).

3. Юридический подход. Представители данного подхода ука­зывали, что государство — это особое юридическое лицо, осо­бая корпорация, выражающая общую волю граждан (Г. Еллинек, Ж.-П. Эсмен, В. Орландо).

4. Нормативистский подход. Его наиболее известный предста­витель Г. Кельзен считал, что государство — это определенный правовой порядок. Правопорядок государства в отличие от других правопорядков Кельзен называл централизованным.

5.Институциональный подход. Государство понимается как одна из институций (образований) наряду с семьей, церковью и т.д. Своеобразие государства состоит в том, что оно — инструмент достижения равновесия частных и публичных интересов (М. Ориу, А. Геленц).

6. Кибернетический подход. Государство рассматривается как институт, имеющий целью устанавливать порядок в беспре­рывно меняющемся обществе, как структура, связанная с ин­формацией, с прямыми и обратными связями в обществе. (Е. Ланг, К. Дойч).

7. Либеральный подход еще называют концепцией «государства - ночного сторожа». Государство не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет эко­номикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» — нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п.


8. Социологический подход. Сторонники этого подхода счита­ют, что государство — это, прежде всего, орудие в руках опре­деленных социальных групп. Условно, данный подход можно разделить на марксистское и немарксистское направления. Если для марксистов государство — это орудие в руках экономи­чески господствующего класса, то сторонники немарксистс­кого направления определяют государство как инструмент в руках элиты (В.Парето, Р. Михельс) либо как представителя общества, социального арбитра.

 Основные признаки государства.

Признаки государства:

Наличие определенной территории;

Наличие постоянного населения;

Наличие границ;

Принудительность, право на легитимное насилие;

Суверенитет – верховенство власти внутри страны и

независимость ее во вне; это высшая власть по отношению к

субъектам;

Право на издание законов;

Право взимания налогов;

Наличие государственно-бюрократического аппарата

 Государство и население.

Население - совокупность физических лиц, населяющих территорию государства в данный момент, т.е. прожива­ющих на его территории. На территории государства распространяется его полный и исключительный суверенитет.

 Политическая власть. Понятие государственной власти. Публичность государственной власти.

Полити́ческая власть или государственная власть[1][2] (власть государственная или политическая[3]) — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из личных, общественных, общенациональных или общегосударственных задач.

обозначенное понимание характера публичной власти в Российской федерации подразумевает наличие не менее двух уровней ее реализации: государственной власти и местного самоуправления. Местная власть функционирует на территории муниципальных образований: в городских и сельских поселениях, муниципальных районах и т.д. В свою очередь государственная власть как верховная и суверенная разновидность публичной власти, в Российской Федерации реализуется на федеральном (общегосударственном) и региональном уровнях. Она занимает центральное место среди иных выражений публичной власти, что связано с особенностями механизма ее реализации, а также особенностями отношений, возникающих на ее основе.



В систему органов публичной власти включены как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления. При этом органы, осуществляющие публичную власть, одновременно образуют систему механизма государства. Государственная и муниципальная власть являются двумя подсистемами единой системы публичной власти.

 Территориальная организация общества. Территория государства.

Территориальная организация общества — взаимообусловленное сочетание и функционирование систем расселения, хозяйства и природопользования, систем информации и жизнеобеспечения, административно-территориального устройства и управления, сложившееся на определённом этапе социально-экономического развития.

Территория государства - это определенная на основе норм международного права часть земной поверхности (суша, внутренние акватории, воздушное пространство над ними), на которые распространяется исключительный суверенитет этого государства

 Понятие, свойства, виды суверенитета. Государственный суверенитет, его юридическое

значение.

Суверенитет это верховенство гос. на внутренний и независимость во внешней политики. Так же, по мнению экспертов публичное власть вся основным признаком гос.

Виды суверенитета:

Суверенитет государства- это присущая государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Суверенитета народа- это право народа решать свою судьбу.

Национальный суверенитетозначает право Наций на самоопределение.

Также суверенитет может быть частично ограничен. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительно или добровольно. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

 Понятие и признаки функций государства. Их объективный характер. Связь функций

государства с его сущностью. Развитие и изменение функций государства.


Функции государства – это направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач.

Функции государства объективны, т.е. у государства нет выбора, выполнять или не выполнять функции.

В то же время роль субъективного фактора велика, т.е. реализация функций государства зависит от сознания и воли людей.

 Виды функций государства. Классификация функций по социальному назначению. Внутренние

и внешние функции государства, их характеристика.

I. По причинам возникновения:

Общесоциальные функции – основаны на потребностях всего общества.

Классовые функции – основаны на потребностях экономически господствующего класса (стоящего у власти) и направлены на его развитие и поддержание.

II. По направленности:

Внутренние - нацелены на решение внутренних задач. (Охрана форм собственности, Охрана правопорядка, Социальная, Политическая).

Внешние - на установление и поддержание определённых отношений с другими государствами. (Ведение войн, Экономическое сотрудничество и т.д.).

Внутренние и внешние функции связаны между собой и взаимодействуют друг с другом.

III. По длительности осуществления государственной деятельности:

Постоянные функции;

Временные функции.

IV. По значению для государства:

Основные;

Вспомогательные.

В реальной жизни все функции государства образуют единую систему, дополняют друг друга, взаимодействуют и переплетаются.

 Методы осуществления функций государства. Соотношение методов убеждения и

принуждения в его деятельности. Стимулирование как метод осуществления функций

государства.

Методы осуществления функций государства — это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции.

Убеждение и принуждение — универсальные методы социального управления, которые присущи различным регуляторам, в особенности праву.

Убеждать — значит склонять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, расширяя свободу выбора. Убеждение может осуществляться в правовой сфере через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство и общество, прежде всего, должны максимально использовать методы убеждения в правовом регулировании как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.


К важным формам убеждения относятся правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.

Принуждать — значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться в правовой сфере через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д. Особенности принуждения:

1) представляет собой более жесткий метод воздействия права на субъектов;

2) является второстепенным, применяемым после убеждения методом;

3) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве;

4) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.

Главная задача законодателя — установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве

Во многом убеждение и принуждение воплощаются в праве в двух соответствующих методах — диспозитивном и императивном.

 Характеристика функций Российского государства.

Тема 2. Государство и общество, его соотношение с правом

 Место и роль государства в обществе. Этатизм и анархизм в понимании роли государства в

обществе.

 Воздействие государства на экономику, политику, культуру. Роль государства в решении

экологических проблем.

 Государство и право. Государство и естественное право. Государство и позитивное право.

 Законодательная функция государства. Государство и реализация права. Роль государства в

применении права.

Тема 3. Происхождение государства

 Причины и условия возникновения государства. Отличие государства от органов управления в

первобытном обществе.

 Основные теории возникновения государства. Причины их многообразия. Характеристика

теорий происхождения государства.

Тема 4. Форма и типы государства

 Понятие и элементы формы государства. Факторы, влияющие на форму государства.

 Форма правления: понятие, признаки, основные разновидности. Форма правления в Российской

Федерации.

 Форма государственного устройства: понятие, признаки, основные разновидности. Форма

государственного устройства в Российской Федерации.