Файл: Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: «Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем».
Тип урока: урок-исследование с изучением нового материала.
Ключевые компетенции:
-
профессиональные (умение работать в программе 2ГИС Краснодар; умение пользоваться алгоритмами и карточками-заданиями); -
коммуникативные (умение общаться, правильно реагировать на замечания); -
информационные (корректная работа с информацией в программе 2ГИС Краснодар).
Методы обучения:
-
Информационные: беседа, изложение, объяснение, применение документации письменного инструктирования. -
Объяснительно - иллюстративный: показ приемов работы с ПО 2 ГИС Краснодара, использование технических средств обучения. -
Частично-поисковый: самостоятельное выполнение учащимися задания в программе 2 ГИС Краснодара.
Планируемый результат - создание каждым обучаемым маршрута путешествия.
Технологическая карта изучения темы.
Тема | Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем. |
Цель урока |
|
Задачи урока | Предметные: знакомство с новейшим классом информационных систем, освоение приемов поиска и средств навигации геоинформационной системы 2ГИС Краснодар. Метапредметные: развивать познавательный интерес учащихся, умения применять полученные знания на практике, привить навыки исследовательской работы в группах. Личностные: воспитание аккуратности в работе; воспитание чувства товарищества; создание необходимых условий для личностного развития, повысить уровень информационной культуры и социальной адаптации учащихся, воспитывать интерес и любовь к Краснодару. |
Планируемый результат (формирование у учащихся УУД): | Предметные результаты: представление о геоинформационных системах; возможностях современных ГИС и их практическое применение. Метапредметные результаты: познавательные УУД: повторить основы картографической грамотности, самостоятельно производить поиск необходи-мой информации, обрабатывать информацию с помощью компьютерных средств, делать выводы; регулятивные УУД: самостоятельно определять цели своего обучения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, развивать умение анализировать, уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; коммуникативные УУД: формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; личностные результаты: осознание значимости информационной коммуникации; воспитание аккуратности в работе; воспитание чувства товарищества; создание необходимых условий для личностного развития, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. |
Основные понятия | ГИС, информационная система. |
Межпредметные связи | География |
Организация пространства | Работа индивидуальная, в парах. |
Ход урока
Технология проведения | Задачи этапа | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Описание этапов урока | УУД |
I этап. Организационный момент. Цель – создать рабочую обстановку на уроке. (2-3мин.) | Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей, дежурный готовит отчёт об отсутствующих. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку учащихся, оборудования, отмечает отсутствующих. . | Добрый день! Проверьте, есть ли у вас все принадлежности, необходимые для работы на уроке? Дежурный назовите отсутствующих. Надеюсь, урок вам понравится и оставит в вашей памяти много полезного и нужного. | Личностные: освоить роль ученика. Регулятивные: организовать свое рабочее место. Коммуникативные: умение слышать и слушать. |
II этап. Актуализация знаний, постановка цели и задач урока. (8-10 мин.) Мотивация учебной деятельности учащихся Установка познавательной задачи | Организа-ция учащихся по принятию познава-тельной задачи. | Слушают, отвечают на вопросы. Возможные варианты ответа: спросить прохожих, позвонить другу, воспользоваться услугами гида, использовать карту, навигатор. Записывают тему урока Ставят цель урока для себя (отвечают несколько человек) | Предлагает учащимся ответить на вопросы. После этого озвучить тему урока и исходя из темы урока, совместно с учащимися определяет цель и задачи урока. | Что надо вам было выполнить к этому уроку? Сдать электронный документ, содержащий базу данных из 10 записей и 5запросов к БД; повторить главу №3. - Мы с вами заканчиваем изучение темы «Хранение и обработка информации в базах данных». Ответьте на вопрос: Что такое информационная система? Приведите примеры ИС. Как вы считаете карта города – это база данных? Почему вы так считаете? В каких ситуациях вам может понадобиться карта города Краснодара? В крупном городе потеряться можно за 5 минут. Как этого не допустить? Какими средствами воспользовались бы вы? То, что вы предложили, имеет место быть. Но мы живем в век информационных технологий, поэтому говорить сегодня будем о современном способе ориентирования на местности. Тема урока: «Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем». Открываем рабочие тетради. Записываем дату, классная работа и тему урока: “ Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем”. Сегодня на уроке мы более подробно рассмотрим функции и возможности настольной геоинформационной системы «2ГИС Краснодар». Итак, поставьте для себя цель урока. - Цель нашего урока познакомиться с геоинформационной систему. Какие задачи урока нам необходимо решить, чтобы достичь цели? - познакомиться с интерфейсом программы «2ГИС Краснодар»; - познакомится с приемами поиска и средствами навигации программы; - выполнить практическую работу. | Познавательные: Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков; умение отличать новое от уже известного. Определение границ знания и незнания по теме «Геоинформационные системы» Регулятивные: Умение ставить цель, выявлять задачи, планировать пути достижения цели. Коммуникативные строить связное монологическое высказывание; слушать и слышать других. |
III этап. Объявление плана урока, ТБ. (5 минут) | | Заполняют лист самооценки. Отвечают по одному с места. | Сообщает план работы | Организуйтесь, пожалуйста, в группы-команды (по 2 человека). У каждой команды на столе лежит «Лист самоконтроля» для всех видов деятельности, которые вы будете выполнять. Его необходимо заполнять во время урока. Приложение 1. Сейчас, пожалуйста, заполните: Название команды, фамилии состава команды. Командное настроение выразите одним или несколькими словами. Настроение в начале урока: Поставьте себя на верхнюю ступеньку Лестницы успеха на начало урока, если вы считаете, что тема урока пригодится в жизни и вам нужно ее изучить (на оценку 5). Лестница успеха в начале урока: В таблице листа самоконтроля вы видите план, по которому нам сегодня предстоит работать. Каждый плюс в столбце Получилось / не получилось, который вы себе поставите, считается за один балл оценки. Пункт №6 выполняется после выполнения практической работы: Ваша задача – показать свои знания и умения в процессе выполнения различных заданий. В строке Домашнее задание могут поставить «+» ___________________________________________________ ___________________________________________________ Прежде чем начать урок, повторим правила техники безопасности, правила поведения в кабинете информатики. | |
IV этап. Изучение нового материала | | Учащиеся слушают объяснение учителя, отвечают на поставленные учителем вопросы, смотрят по ходу объяснения презентацию. Основные определения записывают в тетрадь. | Изложение нового материала с демонстрацией слайдов презентации. | Сегодня важно уметь работать с имеющейся информацией. Геоинформационная система - это система, предназначенная для сбора, хранения, анализа пространственных данных и связанной с ними информации. На карты ГИС можно нанести не только географические, но и многие другие виды данных. ГИСы бывают разными и области применения их широки (записывают). Из опорного конспекта самостоятельно запишите типы ГИС, как работает ГИС и кто ею пользуется? Приложение 2. Ответьте на вопросы: Какие бывают типы ГИС? Из чего состоит ГИС? Кто пользуется ГИС? Если не полные ответы, то дополнить их.
В отличие от обычной бумажной карты, электронная карта, созданная в ГИС, содержит скрытую информацию, которую можно «активизировать» по необходимости. ГИС интегрирует многие типы пространственных данных, т.е. хранит информацию о реальном мире в виде набора тематических слоев, которые объединены на основе географического положения. Таким образом, каждый слой состоит из данных на определенную тему. Вы можете просматривать каждый слой-карту по отдельности, а можете совмещать сразу несколько слоев, или выбирать отдельную информацию из различных слоев и выводить ее на карту. Области применения ГИС. С помощью ГИС следят за состоянием лесов, рек и почв, возможно планирование и проведение мероприятий по обслуживанию городских сетей, оперативно рассчитать оптимальные маршруты. Скажите, а каким профессиям будет полезно использование ГИС, кроме специалистов географов? (отвечают) ученым, бизнесменам, врачам, следователям, чиновникам, маркетологам, строителям, экологам, обыкновенному гражданину. Сегодня на уроке мы более подробно рассмотрим функции и возможности настольной геоинформационной системы «2ГИС Краснодар» Геоинформационная система «2ГИС Краснодар» - интегрированная система, позволяющая пользователю одновременно работать с разными видами информации (картами, справочниками). «Программа поддерживает функции поиска по различным параметрам (названию, телефону, адресу, e-mail, www-адресу, сфере деятельности фирмы, а также по ее местоположению на карте). (демонстрация интерфейса программы) В ней легко найти любой объект, проложить маршрут между двумя или несколькими объектами. Находить объекты в определенном радиусе, измерять расстояние между объектами, а также увидеть подробную информацию о самом объекте и находящихся в нем организации. Итак, одна из задач нашего урока выполнена: мы познакомились с новейшим классом ИС – ГИС. | Предметные результаты: Формирование представления о ГИС и задачах, решаемых с помощью ГИС; формирование навыков работы с сервисами 2ГИС Краснодар; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Познавательные: освоение новых понятий. |
V этап. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок в дневники. | Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию | Записывают домашнее задание и прослушивают рекомендации по его выполнению. | Сообщить домашнее задание | Из опорного конспекта запишите домашнее задание. Работа за компьютером: познакомиться с ГИС Google Планета Земля. Создайте документ (сдать в электронном или распечатанном виде), в котором вы отобразите картинки из Googlе карты:
Например: Россия, Москва, Останкинская телебашня: Франция, Эйфелева Башня, Франция, Париж, Диснейленд | Л К П |
VI этап. Закрепление материала Что вызвало затруднение? | Применить знания на практике, полученные при изучении темы; выявление качества и уровня усвоения знаний. | Используя раздаточный материал, учащиеся выполняют практическую работу. Участвуют в работе по обсуждению заданий, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Оценивают правильность выполнения заданий. | Организовывает работу учащихся. Работа проходит с опорой на раздаточный материал (приложение __). Координирует, направляет, корректирует, Обеспечить контроль выполнения задания. | Выполняется индивидуально или по группам. Сейчас я предлагаю выполнить вам самостоятельное мини-исследование с помощью программы 2 ГИС Краснодар. Каждая команда получает индивидуальное задание и работает за одним компьютером. Результат исследования каждая команда представит спустя 15 минут в виде электронного документа с заполненными 5 пунктами. Я буду кратко консультировать вас по вопросам, и помогать в возникших затруднениях. Запускаем программу «2ГИС Краснодар» и работаем по плану. Приложение 3, Приложение 4. Сохраняем документ на рабочий стол. Показываем результат учителю. Ваша задача – показать свои знания и умения в процессе выполнения различных заданий. | Познавательные: умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий и работать с основным ПО. Коммуникативные умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Предметные результаты: формирование навыков работы с ПО ГИС. Регулятивные: действие в соответствии с предложенным алгоритмом, умение планировать время окончания своей работы. |
Упражнения для глаз. | Расслабить и укрепить глазные мышцы | Выполняют упражнения | Демонстрирует упражнения | Приложение 5. | |
VII этап. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог работе, проделанной на уроке; сформулировать личную ответственность за результаты деятельности. | | Подводят итоги своей деятельности. Осуществляют самооценку (заполняют оценочный лист). Отвечают на вопросы учителя. | Предлагает оценить результаты работы. Включает учащихся в работу по подведению итогов урока. | Результаты исследований учащиеся оформляют в таблице, в которой отражают ответы на вопросы исследования и демонстрируют способы работы в программе. Учащиеся отвечают на вопросы учителя о том, как проводилось исследование, какие средства программы они использовали. Итак, подведем итоги урока! Все участники урока показали очень хорошие навыки работы с использованием современных компьютерных технологий. Вы составили свои электронные маршруты, научились пользоваться настольной ГИС, использовали различные способы поиска информации. Ребята, что можете сказать о ГИС? Какую информацию вы можете получить в программе «2GIS»? Что вам дал урок? Чему мы сегодня научились? Воспользуйтесь фразами, представленными на обратной стороне листа с настроением и ответьте на 2 любых вопроса:
Прочтите вслух ответы. | Личностные: самоопределение. Познавательные: умение осуществлять анализ. Регулятивные: умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия (на основе представленных критериев). Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Рефлексиянастроения и эмоционального состояния | | Заполнить оценочный лист | Сообщить о действиях учащихся на этапе. | Сейчас, пожалуйста, заполните: Командное настроение в конце урока. Настроение в конце урока: Лестница успеха в конце урока: Вам спасибо, урок закончен. | |
| За работу на уроке выставлены оценки: Оценка 5 «отлично»: Оценка 4 «хорошо»: Оценка 3 «удовлетворительно» |
Тест по теме «Геоинформационные системы»
Вопрос 1. Геоинформационная система (ГИС) – это
1) ГИС – муниципальные, региональные, государственные, международные карты.
2) ГИС – компьютерная информационно-справочная система, содержащая информацию «привязанную» к карте местности.
3) ГИС – это компьютерная информационно-справочная система, которая позволяет манипулировать изображением.
4) ГИС – современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете, в нашей жизни и деятельности.
Выберите несколько правильных вариантов ответа
Вопрос 2. В структуру ГИС входит:
1) программное и аппаратное обеспечение;
2) программное и аппаратное обеспечение, методы и технологии;
3) программное и аппаратное обеспечение, методы и технологии, географические и описательные данные;
4) программное и аппаратное обеспечение, методы и технологии, географические и описательные данные, GPRS;
Выберите правильный вариант ответа
Вопрос 3. Основными областями применения ГИС являются:
1) управление школой или предприятием;
2) земельный кадастр и землеустройство;
3) обеспечение деятельности правоохранительных органов и силовых структур;
4) наука и образование;
5)территориальные службы жизнеобеспечения;
6) картографирование
Выберите несколько правильных вариантов ответа
Вопрос 4. Установите последовательность операций при работе с ГИС:
1) создание меток;
2) поиска места по параметрам (названию или координатам);
3)прокладывание маршрута;
4)поиск дополнительной информации.
Установите правильную последовательность
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ответ | 2,4 | 3 | 2,3,4,6 | 2,1,3,4 |
Кол-во баллов за ответ | 1 | 1 | 2 | 2 |