Файл: "Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности".rtf
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Выпускная квалификационная работа
На тему: "Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности"
Исполнитель: Козлов Равиль Григорьевич
Нижний Новгород, 2016
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи дошкольников в психолого-педагогической науке, развитие речи посредством театрально-игровой деятельности
1.1 Вопросы развития речи дошкольников в психолого-педагогической науке
Глава 2. Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности
2.1 Понятие и виды театрализованных игр, их значение в развитии речи дошкольников
2.2 Уровень речевого развития детей дошкольников в МБДОУ «Ручеек» (констатирующий эксперимент)
2.3 Основные направления экспериментальной работы по развитию речи и коррекции нарушений речевого развития посредством театрально-игровой деятельности в МБДОУ «Ручеек» (формирующий эксперимент)
Глава 3. Эффективность экспериментального исследования по развитию и коррекции речи дошкольников посредством театрализованной деятельности в МБДОУ «Ручеек»
3.1 Анализ эффективности экспериментальной работы по развитию речи дошкольников средствами театрализованной деятельности (контрольный эксперимент)
3.2 Рекомендации по использованию театрализованной деятельности, как средства развития и коррекции речевого развития детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Введение
Тема моей дипломной работы «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности». Исследование данной темы актуально для повышения эффективности деятельности психологов, педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Данная тема является важной при создании программ для развития речи детей дошкольного возраста, создания специальной среды и условий в практической деятельности специалистов работающих с детьми.
Дошкольный возраст - период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Овладение грамотной речью является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания и полноценного развития личности ребёнка. Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет зону общения, воспитывает чувства и переживания, вызывает эмоциональный отклик на явления окружающего мира через создание художественных образов речевыми средствами. Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями [26].
В последнее время имеет место негативная тенденция, связанная с недостаточностью общения ребенка в семье, заменой «живого общения» на виртуальное, чтения на просмотр мультфильмов посредством сети Интернет. Результатом этого является нарушение речевого развития у дошкольников: фонетической, лексической и грамматической сторон речи, темпов ее формирования. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театрализованная деятельность.
Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Она стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми), является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, в процессе которой происходит речевое развитие дошкольников.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д. «Театрализованная деятельность дошкольников», как понятие, законодательно закрепляется в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения [16].
Актуальность исследования заключается в том, что в современном мире, к сожалению, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция растет. Значительное число родителей считают, воспитанием и обучением детей должны заниматься воспитатели и педагоги детских учреждений, а их задача в том, чтобы обеспечивать материальное благосостояние и быт. Год от года растет численность дошкольников, имеющих дефекты речевого развития (в произношении звуков речи, ее качеств – темп, речевое общение, слабо развитая связная речь).
Правильно организованная театрализованная деятельность может коренным образом изменить сложившуюся ситуацию с развитием речи в нашей стране.
Цель исследования: выявить значение средств театрализованной деятельности в развитии и коррекции речи дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы особенностей развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
2. Выявить уровень развития речи дошкольников МБДОУ детский сад «Ручеек» р. п. Варнавино Нижегородской области.
3. Провести исследование состояния развития речи младших дошкольников МБДОУ детский сад «Ручеек» р. п. Варнавино.
4. Разработать рекомендации по развитию речи дошкольников для психолога и педагогов МБДОУ детский сад «Ручеек» р. п. Варнавино.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие речи дошкольников и коррекция нарушений в развитии речи через театрализованную деятельность будет успешной, если:
- использовать специальные театрализованные игры-ситуации и упражнения для развития речи;
- создать развивающую среду, способствующую речевому развитию и коррекции нарушений развития речи дошкольников;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия средств театральной деятельности дошкольников;
- обеспечить обучение всех заинтересованных сторон ( как в дошкольном учреждении, так вне его) средствам театрализованной деятельности.
Объектом исследования является процесс развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Предмет исследования: содержание, методы и приёмы работы по развитию речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ) психолого-педагогической литературы, эмпирические (наблюдение, тестирование, эксперимент, беседа).
Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы, 3-х приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи дошкольников в психолого-педагогической науке, развитие речи посредством театрально-игровой деятельности
1.1 Вопросы развития речи дошкольников в психолого-педагогической науке
Речь – это не
только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Речь – это многообразная деятельность, с театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих [13].
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи и её коррекции. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого [10].
Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей дошкольного возраста занимались такие учёные, как Н. И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, Е.Е.Тихеева,.А.Н.Гвоздев, Е.И. Перовский, Е.Я.Голант, Д.О. Лордкипанидзе,К.Д. Ушинский, Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт, зарубежный психолог Ж. Пиаже и др.
Ульенкова Л.В.Первый доктор психологических наук Нижнего Новгорода разработала специальные диагностические критерии готовности к обучению детей с ЗРР.
Е.Е. Тихеева определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду: развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой. В ее трудах представлена стройная система работы над словом.
А.Н. Гвоздев - советский лингвист, разработал лингвистическую периодизацию речевого развития ребенка.
К.Д. Ушинский - создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными (игра - деятельность свободная, самостоятельная; на ее содержание влияет среда; воспитатель не должен вмешиваться; большое значение имеет игрушки; важно использовать народные игры). Признавал теснейшую связь эстетического и нравственного воспитания дошкольников.