Файл: "Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности".rtf
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как основа воспитания и обучения детей. Педагоги и психологи отмечают 3 фазы гиперсензитивного развития речи у детей:
- период накопления первых слов является первой гиперсензитивной фазой речевого развития (условно это период от 1 до 1,5 лет);
- период трех лет (2,5 - 3,5 года) является второй гиперсензитивной фазой;
- у детей 5 - 6 лет наблюдается третий гиперсензитивный период.
В первой главе работы мы подробно осветили особенности речевого развития в эти периоды.
Выдающиеся психологи нашего времени ( Д.Б.Эльконин, Р.Е.Левина, А.П.Усов и др.) отмечают, что ребенок усваивает родной язык прежде всего, подражая разговорной речи взрослых. Размышляя над вопросом становления речи и коррекции нарушений в развитии речи дошкольников, нами был сделан вывод о значительной роли театрализованной деятельности в этом.
Именно через театрализованную деятельность в детских дошкольных учреждениях становится возможным процесс не только нормального развития
речи, но и ее коррекция средствами театрально-игровой деятельности. Проведенная нами экспериментальная работа по развитию и коррекции нарушений речевого развития на примере детей МБДОУ «Ручеек» р/п Варнавино Нижегородской области и ее результаты позволяют нам сделать вывод о подтверждении выдвинутой нами гипотезы о возможности коррекции речевого развития при правильной организации театрализованной деятельности. Гипотеза, поставленная в начале работы, нашла свое подтверждение в том, что развитие и коррекция речи дошкольников через театрализованную деятельность будет проходить успешнее, если:
- использовать театрализованные игры-ситуации и упражнения на развитие речи в организованной образовательной деятельности;
- создать театральную, развивающую среду, способствующую речевому развитию дошкольников;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия средств театральной деятельности дошкольников;
- воспитатели ДОУ пройдут курсовую подготовку и будут осуществлять рекомендации по развитию речи детей посредством театрализованной деятельности.
Примером такой организации явился предложенный и апробированный нами театральный Проект «Золушка».
Хотелось бы еще раз подчеркнуть важное значение создания содержательной предметно-развивающей среды в детском дошкольном учреждении для организации театрализованной деятельности, без которой , на наш взгляд, невозможно, невозможно достижение положительных результатов в этом направлении.
Для реализации Проекта было привлечено руководство нашего дошкольного учреждения и спонсоры для создания содержательной предметно – развивающей среды.
-
В каждой группе детского сада были организованы театральные уголки для театрализованных игр и представлений (соответственно с задачами речевого развития в соответствии с возрастом детей – ширмы для кукольных спектаклей, пальчиковые куклы, набор кукол для кукольных спектаклей, маски, костюмы для спектаклей в старших группах садика, уголки «ряжения»). -
В каждой группе были созданы литературные уголки (где хранится художественная литература, в том числе книжки-раскладушки, книжки-панорамы, книжки, созданные родителями совместно с детьми в период подготовки представлений).
3. В старшей группе создан уголок исскуств, для самостоятельной художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Проводится работа по созданию музыкальных уголков в каждой возрастной группе, где собираются разнообразные дидактические игры и музыкальные инструменты.
5. Создается уголок Сказка во дворе детского садика, где ребята будут встречаться с героями любимых сказок.
6. В результате осуществления театрального Проекта создается свой Театр.
Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов писал о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству и о важности не упустить нужный момент в развитии ребенка, когда театральная деятельность интересна, познавательна, эмоционально окрашена для него. Знакомство с театром должно происходить в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения и тогда неизбежен положительный результат в речевом развитии ребенка.
Таким образом, театрализованная деятельность является одним из эффективных способов речевого развития детей, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизация и совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрально – игровой деятельности доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает и создает психологический комфорт пребывания в детском саду. Дети учатся играя, не задумываясь о том, что с ними проводит направленную психолого-педагогическую работу, направленную на развитие и коррекцию речи.
В заключение, необходимо отметить, что в своей работе мы предприняли попытку коррекции нарушений речевого развития детей с фонетическими нарушениями речи и с задержкой речевого развития. Не все удалось совершить, что мы планировали выполнить, поэтому мы и дальше будем продолжать совершенствовать применение театрализованной деятельности в детском саду.
Ставшая актуальной в настоящее время проблема с ростом численности дошкольников, имеющих дефекты речевого развития, ставит перед воспитателями, педагогами, логопедами и музыкальными работниками детских дошкольных учреждений, родителями задачу решения данной проблемы в таком возрасте, когда сами дети не осознают ее существование. Выражаю уверенность, что совместными усилиями возможно исправление подобной ситуации.
Список литературы
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. – 400 с.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2013.2. Артёмова Л. В. 3. 4. 3.Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2015. - с. 416.
4. Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 2013 г. № 9
5. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов.- М., 2014. –230с.
6. Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности. / Дошкольное воспитание 2016 г. № 6
7. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-Пб.: Изд-во Москва 2014
8. Барсукова, О. Поговорим об играх драматизациях [Текст] / О. Барсукова Дошкольное воспитание .- 2012.- № 11.- С.12-17.
9. Беляковская Н.Н. Л.Н. Засорина, Н.Ш. Макарова. Учим ребенка говорить: здоровье и созидающие технологии. Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2013.-128с
10. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2044. – 213 с.
11. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.- Москва, 1972 г.
12. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2015. – 160 с.
13. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2011. - 255 с.
14. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2004. - 102 с.
15. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2013. – 136 с.
16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С-Пб: Союз, 2016. – 312 17. Выготский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2014. – 398 с.
18. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2066 - № 6. – с.62
19. Выготский Л.С. Собрание сочинений, том 4. Москва, 2012 г.
20. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский.- М.,1990. 310 с
21. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 200 с. 22. Герцена А.И.; Изд-во «Союз» 2005. 138 с.
23. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет., М.: Просвещение, 2014.
24. Доронова. Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей от 1 года до 7 лет. М.: Просвещение, 2010.-302с.
25. Доронова. Т.Н. Развитие детей 5-6 лет в театрализованной деятельности. М.: Москва, 2009.-61с. 1989
26. Доронова. Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015.-127с.
27. Доронова, Т.Н. Е.Г.Доронова. Развитие детей в театрализованной деятельности. М.: Москва, 2012.92с.
28. Ежемесячный научно – методический журнал «Дошкольное Воспитание №4», 2016год.-126с.
29. Ежемесячный научно – методический журнал «Дошкольное Воспитание №1», 2015 год.-126с.
30. Ежемесячный научно – методический журнал «Дошкольное Воспитание №8», 2066 год.-126с.
31.Игра дошкольника [Текст] / под ред. Л.С. Новоселовой. - М., 2015.- 210 с
32. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 1974 г.
33.Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] /Н.С.Карпинская. - М.: Педагогика, 2010.- 200 с.
34. Леонтьев, А.А. Исследование детской речи [Текст] / А.А.Леонтьев //Основы теории речевой деятельности. - М., 1997.- С.187-193.
35.Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. В.Н.Ярцева. - М.: Советская энциклопедия, 2015.- 710 с.
36.Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. Москва, 2000г.
37. Маханева. М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2013.-128с.
38. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. - М., 1982-145.
39. Мигунова. Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2011.-128с.
40. Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 2012.
41. Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., Институт повышения квалификации работников образования, 2015.
42. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М., Просвещение, 2013.
43. Неменова, Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр [Текст] / Т.Неменова Дошкольное воспитание.- 2001.- № 1.- С.11-29.
44. Немов Р.С. Психология. Том 2, Москва, 2014г.
45. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Москва, 2015г.