Файл: Лекции по высшей математике в техническом вузе Аннотация. В статье иллюстрируется один из способов повышения эффектив.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Татьяненко С. А. Использование информационно-ме- тодического сопровождения на лекции по высшей математике в техническом вузе // Концепт. – 2015. –
№ 03 (март). – ART 15078. – 0,3 п. л. – URL: http://e- koncept.ru/2015/15078.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.
ART 15078
УДК 378.147.31
ТатьяненкоСветланаАлександровна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой естественнонауч-ных и гуманитарных дисциплин Тобольского индустриального института (фили-ала)ФГБОУВПО«Тюменскийгосударственныйнефтегазовыйуниверситет»,г. Тобольск
tatianenco@mail.ru
Использование информационно-методического сопровождения на лекции по высшей математике в техническом вузе
Аннотация. В статье иллюстрируется один из способов повышения эффектив-ности лекции по высшей математике посредством использования электронныхконспектовлекцийиорганическогодополнениякним–рабочихтетрадей.
Ключевые слова: вузовская лекция, обучение математике в техническом вузе,электронныйконспектлекции, рабочаятетрадь.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методикаобученияивоспитания(попредметнымобластям).
Современное производство формирует социальный заказ техническим вузам на подготовку высококомпетентных бакалавров, способных выполнять свои функции соответственно профилю на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В связи с этим система высшего профессионального образования не может оставаться неиз- менной: реализация компетентностного подхода предусматривает широкое исполь- зование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, новых, прогрессивных методов преподавания учебных дисциплин, применение ин- формационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время имеется большое количество работ, посвященных исполь- зованию современных методов в системе высшего образования: информацион- но-коммуникационных технологий и мультимедийных компьютерных средств, техно- логии портфолио, проблемных методов и форм обучения, игровых технологий. Классификация и сравнение технологий по их сущности и влиянию на формирова- ние основных общекультурных и профессиональных компетенций приведены в ра- ботах [1–2]. Однако, как показывает практика, реализация содержания образования в учреждениях высшего профессионального образования осуществляется в основ- ном с использованием традиционных форм и методов.
Наряду с необходимостью внедрения в учебный процесс современных образо- вательных технологий, форм и методов обучения, в ФГОС-3 зафиксировано значи- тельное сокращение аудиторных часов на изучение учебной дисциплины, что, несо- мненно, приводит к необходимости повышения эффективности обучения в ауди-тории. В связи с тем что лекция в вузе продолжает оставаться одной из форм предъявления нового учебного материала, возникает проблема повышения эффек-тивности лекций. В настоящее время известны новые лекционные формы, такие как проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция – пресс-кон- ференция, лекция с заранее запланированными ошибками. Большие возможности для повышения эффективности лекции предоставляют современные информацион- но-коммуникационные технологии. Системы мультимедиа обеспечивают большую свободу иллюстрирования учебного материала за счет применения различных спо- собов обработки аудиовизуальной информации. В настоящее время предпринима-
ются попытки внедрения в образовательный процесс лекций-презентаций, элек- тронных учебников и т. д. Однако внедрение этих форм и методов носит эпизодиче- ский, а не системный характер. В полной мере в учебном процессе на сегодняшний день все возможности современной компьютерной техники используются слабо.
Высшая математика является особой образовательной дисциплиной, изучае- мой в техническом вузе, она служит фундаментом для изучения других дисциплин профессионального цикла. С другой стороны, курс высшей математики в техниче- ском вузе является одним из самых трудных для усвоения. Возникновение трудно- стей при изучении математики можно объяснить, во-первых, спецификой математи- ки как науки, которая оперирует абстрактными понятиями и образами, во-вторых, слабым уровнем математической подготовки первокурсников (высшая математика изучается с начала первого курса), в-третьих, большим объемом изучаемого мате- риала и небольшим количеством аудиторных часов, отведенных на его изучение.
Проблема математической подготовки будущих инженеров рассматривалась в работах многих исследователей ([3–7] и др.). Основными направлениями ее совер- шенствования являются:
-
совершенствование содержания курса высшей математики в техническом вузе;
-
повышение уровня подготовки абитуриентов;
-
профессиональная направленность обучения математике: а) через содер- жательный компонент (прикладные задачи межпредметного характера, математиче- ское моделирование); б) методический компонент (проблемное, контекстное обуче- ние, самостоятельная исследовательская деятельность, сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения); в) мотивационно-психологический компонент;
-
решение прикладных задач в системе не только практических, но и лабора- торных работ;
-
подготовка к изучению специальных дисциплин средствами математики, т. е. изучение необходимой математической базы;
-
применение информационных технологий в процессе обучения математике (рис. 1).
Рис.1.Совершенствованиепроцессаобученияматематикесредствамиинформационныхтехнологий
В настоящее время преподаватели вуза часто используют лекции-презентации или электронные конспекты лекций. Зачастую сокращение объема лекционных заня- тий толкает преподавателей выносить на экран огромное количество печатного текста без адаптации к цели лекции, без устранения вспомогательного материала. Большин- ство презентационных материалов содержат большие текстовые фрагменты, выводы формул на весь слайд, отсканированные со страниц учебников рисунки, чертежи, графики не очень хорошего качества, и лишь единицы преподавателей используют возможности анимации (в основном при построении графиков функций). Более того, в
ART 15078 УДК 378.147.31
Татьяненко С. А. Использование информационно-ме-
тодического сопровождения на лекции по высшей
математике в техническом вузе // Концепт. – 2015. –
№ 03 (март). – ART 15078. – 0,3 п. л. – URL: http://e-
koncept.ru/2015/15078.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-
49965. – ISSN 2304-120X.
процессе проведения лекций преподаватели очень редко используют раздаточные
материалы (рабочие тетради, готовые иллюстрации, тезисы, выводы формул). В та-
ких условиях, созданных на лекции, студенты просто не успевают осмыслить и закон-
спектировать нужный материал. Вся деятельность студента на лекции сводится к
ожиданию смены слайда при минимальной мыслительной активности.
Таким образом, возникает проблема: как повысить эффективность лекции по
высшей математике в техническом вузе на основе использования современных ин-
формационных технологий и методического сопровождения (рис. 2).
Рис.2.Необходимостьповышенияэффективностилекцииповысшейматематике
Наиболее активно в последнее время в целях повышения эффективности лек- ции преподаватели вузов используют электронные конспекты лекций (лекции-пре- зентации). Электронный конспект лекций позволяет совместить слайд-шоу текстово- го и графического сопровождения, компьютерную анимацию, моделирование реаль- ных объектов и живое общение лектора с аудиторией.
Основные требованиякнаписаниюэлектронногоконспекталекций[8]:
-
Насыщенность рисунками, компьютерной графикой, видеофрагментами. Построение системы анимации таким образом, чтобы сначала показался предваря- ющий текст, затем иллюстрация.
-
Акцентирование внимания сменой цветовой палитры изображений и фона, звуком или движением изображений.
-
Общее количество слайдов – 45–60. Одинаковые стили заголовков и подза- головков, полужирный шрифт, в пределах одного слайда не более чем два типа шрифтов. Однотонный фон слайда.
-
Расположение иллюстративных материалов – левая половина визуального поля экрана, текст – правая сторона.
-
Применение элементов иронических иллюстраций.
При изложении лекции наряду с мультимедийными средствами и живым обще- нием лектора в аудитории наиболее эффективно можно использовать раздаточные материалы, а именно рабочиететради.
С нашей точки зрения, использование рабочей тетради на лекционном занятии по высшей математике в вузе выполняет ряд функций:
-
пропедевтика – предварительное знакомство обучающихся с основными поня- тиями, определениями и теоремами в кратком их изложении, а также вопросами для
ART 15078 УДК 378.147.31
Татьяненко С. А. Использование информационно-ме-
тодического сопровождения на лекции по высшей
математике в техническом вузе // Концепт. – 2015. –
№ 03 (март). – ART 15078. – 0,3 п. л. – URL: http://e-
koncept.ru/2015/15078.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-
49965. – ISSN 2304-120X.
повторения. Во время проблемной лекции в рабочей тетради возможно сформулиро-
вать вопросы для обдумывания, формулировки и дальнейшего решения проблемы;
-
синхронное конспектирование материала обучающимися; экономия време-
ни на лекционном занятии (особенно когда лекция сопровождается чертежами, гра-
фиками, рисунками и т. д.);
-
дополнение материала лекции после ее завершения (по материалам учеб-
ника или электронного учебника);
-
оперативный текущий контроль материала, изученного на лекции (в форме
небольшого теста, опросника и т. д.).
В структуру рабочей тетради по высшей математике могут входить следую- щие компоненты:
-
название лекции;
-
цель лекции, основные проблемы;
-
глоссарий;
-
сложные иллюстрации, схемы;
-
основной материал лекции: теоретический – для конспектирования, практи- ческий – выполнение упражнений по образцу, закрепляющий – самостоятельное вы- полнение заданий;
-
места для ответов на поставленные в лекции вопросы;
-
дополнение конспекта в работе с учебником/поля.
Этапылекции
Электронныйконспектлекции
Рабочаятетрадь
Повторение, мотивационный
+
Основной
+
Закрепление, оперативный контроль
+
Обобщение
+
+
На разных этапах лекции превалирует либо рабочая тетрадь, либо аудиторный дисплей, либо происходит их совместное использование (см. таблицу).
Автором разработана модель использования информационно-методического сопровождения лекционного курса (рис. 3).
Рис.3.Модельиспользованияинформационно-методическогосопровождениялекционногокурса
Предлагаемая модель – основа для технологического подхода к проектирова- нию лекционного занятия. Как видно из модели, на лекционном занятии необходимо оптимально совмещать технические возможности компьютера, раздаточный мате- риал и живое общение лектора с аудиторией. Темп изложения и последователь- ность представления материала управляются лектором.
Ссылки на источники
-
Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал меж- дународного университета природы общества и человека «Дубна» : Dubna Psychological Journal. – 2012. – № 2. – С. 1–18. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/mnenie%20%20exper- tov/2012n2a1.pdf
-
Далингер В. А., Кальт Е. А., Филоненко Л. А., Шатова Н. Д. Развивающее обучение математике: со- стояние, проблемы, перспективы: монография. – Омск: Изд-во ООО ИПЦ «Сфера», 2007. – 376 с.
-
Информационные технологии в инженерном образовании / под ред. С. В. Коршунова, В. Н. Гузен- кова. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. – 432 с.
-
Современные информационные технологии как средство активизации самостоятельной познава- тельной деятельности студентов при изучении высшей математики // Вестник Московского город- ского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». – М., 2010. – № 2(20). – C. 98–103.
-
Стародубцев В. А. Создание и применение электронного конспекта лекции: учеб. пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 88 с.
-
Татьяненко С. А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по математике // Обучение и воспитание: методика и практика 2012/2013 учебного года: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. – С. 61–65.
-
Татьяненко С. А. Формирование профессиональной компетентности будущего инженера в процессе обучения математике в техническом вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2003. – 16 с.
-
Татьяненко С. А., Герчес Н. И., Чижикова Е. С. Формирование общекультурных и профессио- нальных компетенций будущего инженера: монография. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – 184 с.
-
Шершнева, В. А. Формирование математической компетентности студентов инженерного вуза на основе полипарадигмального подхода: монография. – Красноярск: Изд-во Сибирского государ- ственного аэрокосмического университета, 2011. – 210 с.
-
Shershneva V. A. Noskov M. V. The Mathematics Education of an Engineer: Traditions and Innovations
// Russian Education and Society. – November 2007. – Vol. 49. – №. 11. – P. 70–84. (Журнал включен в базу данных Web of Science: ISI Social Science Citation Index).
SvetlanaTatyanenko,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, head of the chair of Natu-ral Sciences and Humanities, Tobolsk Industrial Institute (branch) of Tyumen StateOilandGas University,Tyumen
tatianenco@mail.ru
Use of information and methodological support at lectures in higher mathe- matics at technical university
Abstract. The paper illustrates one of the ways of increasing the effectiveness of lectures in higher mathe- matics using electronic lecture notes and workbooks.
Key words: university lecture, teaching mathematics at technical university, electronic transcription of lec- ture, workbook.
References
-
Gushhin, Ju. V. (2012) “Interaktivnye metody obuchenija v vysshej shkole”, Psihologicheskij zhurnalmezhdunarodnogouniversitetaprirodyobshhestvaicheloveka“Dubna”:DubnaPsychologicalJournal,№ 2, pp. 1–1. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/mnenie%20%20exper-tov/2012n2a1.pdf (in Russian).
-
Dalinger, V. A., Kal't, E. A., Filonenko, L. A. & Shatova, N. D. (2007) Razvivajushheeobucheniematematike:sostojanie,problemy,perspektivy:monografija,Izd-vo OOO IPC “Sfera”, Omsk, 376 p. (in Russian).
-
Korshunov, S. V. & Guzenkov, V. N. (eds.) (2007) Informacionnye tehnologii v inzhenernom obra-zovanii,Izd-vo MGTU im. N. Je. Baumana, Moscow, 432 p. (in Russian).
-
(2010) “Sovremennye informacionnye tehnologii kak sredstvo aktivizacii samostojatel'noj poznavatel'noj dejatel'nosti studentov pri izuchenii vysshej matematiki”, VestnikMoskovskogogorodskogopedagog-
ART 15078 УДК 378.147.31
Татьяненко С. А. Использование информационно-ме-
тодического сопровождения на лекции по высшей
математике в техническом вузе // Концепт. – 2015. –
№ 03 (март). – ART 15078. – 0,3 п. л. – URL: http://e-
koncept.ru/2015/15078.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-
49965. – ISSN 2304-120X.
icheskogouniversiteta.Serija “Informatikaiinformatizacijaobrazovanija”,№ 2(20), Moscow, pp. 98–103
(in Russian).
-
Starodubcev, V. A. (2009) Sozdanieiprimeneniejelektronnogokonspektalekcii:ucheb. posobie, Izd-vo
Tomskogo politehnicheskogo universiteta, Tomsk, 88 p. (in Russian).
-
Tat'janenko, S. A. (2013) “Organizacija vneauditornoj samostojatel'noj raboty studentov po matematike”,
in Chernov, S. S. (ed.) Obuchenieivospitanie:metodikaipraktika2012/2013uchebnogogoda:sb.ma-
terialovIIIMezhdunar. nauch.-prakt.konf., Izd-vo NGTU, Novosibirsk, pp. 61–65 (in Russian).
-
Tat'janenko, S. A. (2003) Formirovanieprofessional'nojkompetentnostibudushhegoinzheneravpro-cesse
obuchenijamatematikevtehnicheskomvuze:avtoref.dis.…kand.ped.nauk, Omsk, 16 p. (in Russian).
-
Tat'janenko, S. A., Gerches, N. I. & Chizhikova, E. S. (2011) Formirovanie obshhekul'turnyh i professio-nal'nyhkompetencijbudushhegoinzhenera:monografija,TjumGNGU, Tjumen', 184 p. (in Russian).
-
Shershneva, V. A. (2011) Formirovanie matematicheskoj kompetentnosti studentov inzhenernogo vuzanaosnovepoliparadigmal'nogopodhoda:monografija, Izd-vo Sibirskogo gosudarstvennogo ajero- kosmicheskogo universiteta, Krasnojarsk, 210 p. (in Russain).
-
Shershneva, V. A. & Noskov, M. V. (2007) “The Mathematics Education of an Engineer: Traditions and Innovations”, RussianEducationandSociety,November, vol. 49, №. 11, pp. 70–84. (Zhurnal vkljuchen v bazu dannyh Web of Science: ISI Social Science Citation Index) (in English).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП.М.,кандидатомпедагогическихнаук,главнымредакторомжурнала«Концепт»
Татьяненко С. А. Использование информационно-ме- тодического сопровождения на лекции по высшей математике в техническом вузе // Концепт. – 2015. –
№ 03 (март). – ART 15078. – 0,3 п. л. – URL: http://e- koncept.ru/2015/15078.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.
ART 15078
УДК 378.147.31
ТатьяненкоСветланаАлександровна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой естественнонауч-ных и гуманитарных дисциплин Тобольского индустриального института (фили-ала)ФГБОУВПО«Тюменскийгосударственныйнефтегазовыйуниверситет»,г. Тобольск
tatianenco@mail.ru
Использование информационно-методического сопровождения на лекции по высшей математике в техническом вузе
Аннотация. В статье иллюстрируется один из способов повышения эффектив-ности лекции по высшей математике посредством использования электронныхконспектовлекцийиорганическогодополнениякним–рабочихтетрадей.
Ключевые слова: вузовская лекция, обучение математике в техническом вузе,электронныйконспектлекции, рабочаятетрадь.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методикаобученияивоспитания(попредметнымобластям).
Современное производство формирует социальный заказ техническим вузам на подготовку высококомпетентных бакалавров, способных выполнять свои функции соответственно профилю на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В связи с этим система высшего профессионального образования не может оставаться неиз- менной: реализация компетентностного подхода предусматривает широкое исполь- зование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, новых, прогрессивных методов преподавания учебных дисциплин, применение ин- формационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время имеется большое количество работ, посвященных исполь- зованию современных методов в системе высшего образования: информацион- но-коммуникационных технологий и мультимедийных компьютерных средств, техно- логии портфолио, проблемных методов и форм обучения, игровых технологий. Классификация и сравнение технологий по их сущности и влиянию на формирова- ние основных общекультурных и профессиональных компетенций приведены в ра- ботах [1–2]. Однако, как показывает практика, реализация содержания образования в учреждениях высшего профессионального образования осуществляется в основ- ном с использованием традиционных форм и методов.
Наряду с необходимостью внедрения в учебный процесс современных образо- вательных технологий, форм и методов обучения, в ФГОС-3 зафиксировано значи- тельное сокращение аудиторных часов на изучение учебной дисциплины, что, несо- мненно, приводит к необходимости повышения эффективности обучения в ауди-тории. В связи с тем что лекция в вузе продолжает оставаться одной из форм предъявления нового учебного материала, возникает проблема повышения эффек-тивности лекций. В настоящее время известны новые лекционные формы, такие как проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция – пресс-кон- ференция, лекция с заранее запланированными ошибками. Большие возможности для повышения эффективности лекции предоставляют современные информацион- но-коммуникационные технологии. Системы мультимедиа обеспечивают большую свободу иллюстрирования учебного материала за счет применения различных спо- собов обработки аудиовизуальной информации. В настоящее время предпринима-
ются попытки внедрения в образовательный процесс лекций-презентаций, элек- тронных учебников и т. д. Однако внедрение этих форм и методов носит эпизодиче- ский, а не системный характер. В полной мере в учебном процессе на сегодняшний день все возможности современной компьютерной техники используются слабо.
Высшая математика является особой образовательной дисциплиной, изучае- мой в техническом вузе, она служит фундаментом для изучения других дисциплин профессионального цикла. С другой стороны, курс высшей математики в техниче- ском вузе является одним из самых трудных для усвоения. Возникновение трудно- стей при изучении математики можно объяснить, во-первых, спецификой математи- ки как науки, которая оперирует абстрактными понятиями и образами, во-вторых, слабым уровнем математической подготовки первокурсников (высшая математика изучается с начала первого курса), в-третьих, большим объемом изучаемого мате- риала и небольшим количеством аудиторных часов, отведенных на его изучение.
Проблема математической подготовки будущих инженеров рассматривалась в работах многих исследователей ([3–7] и др.). Основными направлениями ее совер- шенствования являются:
-
совершенствование содержания курса высшей математики в техническом вузе; -
повышение уровня подготовки абитуриентов; -
профессиональная направленность обучения математике: а) через содер- жательный компонент (прикладные задачи межпредметного характера, математиче- ское моделирование); б) методический компонент (проблемное, контекстное обуче- ние, самостоятельная исследовательская деятельность, сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения); в) мотивационно-психологический компонент; -
решение прикладных задач в системе не только практических, но и лабора- торных работ; -
подготовка к изучению специальных дисциплин средствами математики, т. е. изучение необходимой математической базы; -
применение информационных технологий в процессе обучения математике (рис. 1).
Рис.1.Совершенствованиепроцессаобученияматематикесредствамиинформационныхтехнологий
В настоящее время преподаватели вуза часто используют лекции-презентации или электронные конспекты лекций. Зачастую сокращение объема лекционных заня- тий толкает преподавателей выносить на экран огромное количество печатного текста без адаптации к цели лекции, без устранения вспомогательного материала. Большин- ство презентационных материалов содержат большие текстовые фрагменты, выводы формул на весь слайд, отсканированные со страниц учебников рисунки, чертежи, графики не очень хорошего качества, и лишь единицы преподавателей используют возможности анимации (в основном при построении графиков функций). Более того, в
ART 15078 УДК 378.147.31
Татьяненко С. А. Использование информационно-ме-
тодического сопровождения на лекции по высшей
математике в техническом вузе // Концепт. – 2015. –
№ 03 (март). – ART 15078. – 0,3 п. л. – URL: http://e-
koncept.ru/2015/15078.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-
49965. – ISSN 2304-120X.
процессе проведения лекций преподаватели очень редко используют раздаточные
материалы (рабочие тетради, готовые иллюстрации, тезисы, выводы формул). В та-
ких условиях, созданных на лекции, студенты просто не успевают осмыслить и закон-
спектировать нужный материал. Вся деятельность студента на лекции сводится к
ожиданию смены слайда при минимальной мыслительной активности.
Таким образом, возникает проблема: как повысить эффективность лекции по
высшей математике в техническом вузе на основе использования современных ин-
формационных технологий и методического сопровождения (рис. 2).
Рис.2.Необходимостьповышенияэффективностилекцииповысшейматематике
Наиболее активно в последнее время в целях повышения эффективности лек- ции преподаватели вузов используют электронные конспекты лекций (лекции-пре- зентации). Электронный конспект лекций позволяет совместить слайд-шоу текстово- го и графического сопровождения, компьютерную анимацию, моделирование реаль- ных объектов и живое общение лектора с аудиторией.
Основные требованиякнаписаниюэлектронногоконспекталекций[8]:
-
Насыщенность рисунками, компьютерной графикой, видеофрагментами. Построение системы анимации таким образом, чтобы сначала показался предваря- ющий текст, затем иллюстрация. -
Акцентирование внимания сменой цветовой палитры изображений и фона, звуком или движением изображений. -
Общее количество слайдов – 45–60. Одинаковые стили заголовков и подза- головков, полужирный шрифт, в пределах одного слайда не более чем два типа шрифтов. Однотонный фон слайда. -
Расположение иллюстративных материалов – левая половина визуального поля экрана, текст – правая сторона. -
Применение элементов иронических иллюстраций.
При изложении лекции наряду с мультимедийными средствами и живым обще- нием лектора в аудитории наиболее эффективно можно использовать раздаточные материалы, а именно рабочиететради.
С нашей точки зрения, использование рабочей тетради на лекционном занятии по высшей математике в вузе выполняет ряд функций:
-
пропедевтика – предварительное знакомство обучающихся с основными поня- тиями, определениями и теоремами в кратком их изложении, а также вопросами для
ART 15078 УДК 378.147.31
Татьяненко С. А. Использование информационно-ме-
тодического сопровождения на лекции по высшей
математике в техническом вузе // Концепт. – 2015. –
№ 03 (март). – ART 15078. – 0,3 п. л. – URL: http://e-
koncept.ru/2015/15078.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-
49965. – ISSN 2304-120X.
повторения. Во время проблемной лекции в рабочей тетради возможно сформулиро-
вать вопросы для обдумывания, формулировки и дальнейшего решения проблемы;
-
синхронное конспектирование материала обучающимися; экономия време-
ни на лекционном занятии (особенно когда лекция сопровождается чертежами, гра-
фиками, рисунками и т. д.);
-
дополнение материала лекции после ее завершения (по материалам учеб-
ника или электронного учебника);
-
оперативный текущий контроль материала, изученного на лекции (в форме
небольшого теста, опросника и т. д.).
В структуру рабочей тетради по высшей математике могут входить следую- щие компоненты:
-
название лекции; -
цель лекции, основные проблемы; -
глоссарий; -
сложные иллюстрации, схемы; -
основной материал лекции: теоретический – для конспектирования, практи- ческий – выполнение упражнений по образцу, закрепляющий – самостоятельное вы- полнение заданий; -
места для ответов на поставленные в лекции вопросы; -
дополнение конспекта в работе с учебником/поля.
Этапылекции | Электронныйконспектлекции | Рабочаятетрадь |
Повторение, мотивационный | | + |
Основной | + | |
Закрепление, оперативный контроль | | + |
Обобщение | + | + |
На разных этапах лекции превалирует либо рабочая тетрадь, либо аудиторный дисплей, либо происходит их совместное использование (см. таблицу).
Автором разработана модель использования информационно-методического сопровождения лекционного курса (рис. 3).
Рис.3.Модельиспользованияинформационно-методическогосопровождениялекционногокурса
Предлагаемая модель – основа для технологического подхода к проектирова- нию лекционного занятия. Как видно из модели, на лекционном занятии необходимо оптимально совмещать технические возможности компьютера, раздаточный мате- риал и живое общение лектора с аудиторией. Темп изложения и последователь- ность представления материала управляются лектором.
Ссылки на источники
-
Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал меж- дународного университета природы общества и человека «Дубна» : Dubna Psychological Journal. – 2012. – № 2. – С. 1–18. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/mnenie%20%20exper- tov/2012n2a1.pdf -
Далингер В. А., Кальт Е. А., Филоненко Л. А., Шатова Н. Д. Развивающее обучение математике: со- стояние, проблемы, перспективы: монография. – Омск: Изд-во ООО ИПЦ «Сфера», 2007. – 376 с. -
Информационные технологии в инженерном образовании / под ред. С. В. Коршунова, В. Н. Гузен- кова. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. – 432 с. -
Современные информационные технологии как средство активизации самостоятельной познава- тельной деятельности студентов при изучении высшей математики // Вестник Московского город- ского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». – М., 2010. – № 2(20). – C. 98–103. -
Стародубцев В. А. Создание и применение электронного конспекта лекции: учеб. пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 88 с. -
Татьяненко С. А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по математике // Обучение и воспитание: методика и практика 2012/2013 учебного года: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. – С. 61–65. -
Татьяненко С. А. Формирование профессиональной компетентности будущего инженера в процессе обучения математике в техническом вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2003. – 16 с. -
Татьяненко С. А., Герчес Н. И., Чижикова Е. С. Формирование общекультурных и профессио- нальных компетенций будущего инженера: монография. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – 184 с. -
Шершнева, В. А. Формирование математической компетентности студентов инженерного вуза на основе полипарадигмального подхода: монография. – Красноярск: Изд-во Сибирского государ- ственного аэрокосмического университета, 2011. – 210 с. -
Shershneva V. A. Noskov M. V. The Mathematics Education of an Engineer: Traditions and Innovations
// Russian Education and Society. – November 2007. – Vol. 49. – №. 11. – P. 70–84. (Журнал включен в базу данных Web of Science: ISI Social Science Citation Index).
SvetlanaTatyanenko,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, head of the chair of Natu-ral Sciences and Humanities, Tobolsk Industrial Institute (branch) of Tyumen StateOilandGas University,Tyumen
tatianenco@mail.ru
Use of information and methodological support at lectures in higher mathe- matics at technical university
Abstract. The paper illustrates one of the ways of increasing the effectiveness of lectures in higher mathe- matics using electronic lecture notes and workbooks.
Key words: university lecture, teaching mathematics at technical university, electronic transcription of lec- ture, workbook.
References
-
Gushhin, Ju. V. (2012) “Interaktivnye metody obuchenija v vysshej shkole”, Psihologicheskij zhurnalmezhdunarodnogouniversitetaprirodyobshhestvaicheloveka“Dubna”:DubnaPsychologicalJournal,№ 2, pp. 1–1. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/mnenie%20%20exper-tov/2012n2a1.pdf (in Russian). -
Dalinger, V. A., Kal't, E. A., Filonenko, L. A. & Shatova, N. D. (2007) Razvivajushheeobucheniematematike:sostojanie,problemy,perspektivy:monografija,Izd-vo OOO IPC “Sfera”, Omsk, 376 p. (in Russian). -
Korshunov, S. V. & Guzenkov, V. N. (eds.) (2007) Informacionnye tehnologii v inzhenernom obra-zovanii,Izd-vo MGTU im. N. Je. Baumana, Moscow, 432 p. (in Russian). -
(2010) “Sovremennye informacionnye tehnologii kak sredstvo aktivizacii samostojatel'noj poznavatel'noj dejatel'nosti studentov pri izuchenii vysshej matematiki”, VestnikMoskovskogogorodskogopedagog-
ART 15078 УДК 378.147.31
Татьяненко С. А. Использование информационно-ме-
тодического сопровождения на лекции по высшей
математике в техническом вузе // Концепт. – 2015. –
№ 03 (март). – ART 15078. – 0,3 п. л. – URL: http://e-
koncept.ru/2015/15078.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-
49965. – ISSN 2304-120X.
icheskogouniversiteta.Serija “Informatikaiinformatizacijaobrazovanija”,№ 2(20), Moscow, pp. 98–103
(in Russian).
-
Starodubcev, V. A. (2009) Sozdanieiprimeneniejelektronnogokonspektalekcii:ucheb. posobie, Izd-vo
Tomskogo politehnicheskogo universiteta, Tomsk, 88 p. (in Russian).
-
Tat'janenko, S. A. (2013) “Organizacija vneauditornoj samostojatel'noj raboty studentov po matematike”,
in Chernov, S. S. (ed.) Obuchenieivospitanie:metodikaipraktika2012/2013uchebnogogoda:sb.ma-
terialovIIIMezhdunar. nauch.-prakt.konf., Izd-vo NGTU, Novosibirsk, pp. 61–65 (in Russian).
-
Tat'janenko, S. A. (2003) Formirovanieprofessional'nojkompetentnostibudushhegoinzheneravpro-cesse
obuchenijamatematikevtehnicheskomvuze:avtoref.dis.…kand.ped.nauk, Omsk, 16 p. (in Russian).
-
Tat'janenko, S. A., Gerches, N. I. & Chizhikova, E. S. (2011) Formirovanie obshhekul'turnyh i professio-nal'nyhkompetencijbudushhegoinzhenera:monografija,TjumGNGU, Tjumen', 184 p. (in Russian). -
Shershneva, V. A. (2011) Formirovanie matematicheskoj kompetentnosti studentov inzhenernogo vuzanaosnovepoliparadigmal'nogopodhoda:monografija, Izd-vo Sibirskogo gosudarstvennogo ajero- kosmicheskogo universiteta, Krasnojarsk, 210 p. (in Russain). -
Shershneva, V. A. & Noskov, M. V. (2007) “The Mathematics Education of an Engineer: Traditions and Innovations”, RussianEducationandSociety,November, vol. 49, №. 11, pp. 70–84. (Zhurnal vkljuchen v bazu dannyh Web of Science: ISI Social Science Citation Index) (in English).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП.М.,кандидатомпедагогическихнаук,главнымредакторомжурнала«Концепт»