Файл: Тема 3 Стейкхолдеры их интересы и задачи в анализе Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3
Стейкхолдеры: их интересы и задачи в анализе
Введение
В современном мире, диктующем особые правила и закономерности ведения бизнеса, жесткую конкуренцию и необходимость мгновенной адаптации к новым условиям, особую значимость приобретает стейкхолдерский подход к управлению деятельностью компании.
Учет и реализация требований стейкхолдеров в настоящее время являются драйвером развития бизнеса, поскольку данная категория субъектов может иметь значительное влияние на деятельность организации, быть заинтересованной как в успехе, так и в провале того или иного направления работы.
Актуальность выбранной темы эссе сводится к роли стейкхолдеров в современной рыночной экономике, определении сферы влияния их интересов на последовательность, методику и результаты анализа деятельности компании.
Целью исследования является установление взаимосвязи между интересами стейкхолдеров и задачами анализа деятельности экономического субъекта.
Для достижения указанной цели следует решить определенные задачи:
-
рассмотреть сущность и роль стейкхолдерского подхода к анализу деятельности организации; -
охарактеризовать состав, функции и интересы заинтересованных сторон; -
изучить основные формы и методы стейкхолдер-анализа.
Объектом исследования выступает стейкхолдерский подход к анализу деятельности организации. Предметом исследования являются особенности анализа деятельности организации с учетом интересов стейкхолдеров.
Информационной базой исследования послужили статьи в периодических изданиях, ресурсы сети Интернет.
Сущность и роль стейкхолдерского подхода к анализу деятельности организации
В последнее время всё чаще в целях принятия управленческих решений по итогам проведённого анализа компании руководствуются стейкхолдерским подходом. Считается, что теория управления стейкхолдерами впервые была сформулирована Эдвардом Фриманом в его труде «Стратегический менеджмент: концепция заинтересованных сторон» 1984 года. Автор полагал, что построению грамотного и эффективного процесса управления предшествует выделение групп людей, которые способны оказывать влияние на бизнес-единицу, а также учёт интересов данных лиц при планировании деятельности организации
1.
Под стейкхолдером (англ. stakeholder – дословно: «держатель ставки», «акционер») в бизнес-литературе обычно понимают любого субъекта, который так или иначе заинтересован в результатах деятельности компании.
Согласно упомянутой выше работе Фримана, под стейкхолдерами понимают любых индивидуумов, группы или организации, в значительной степени влияющих на разрабатываемые компанией решения или оказывающиеся под воздействием таких решений, а также их последствий. Таким образом, заинтересованными сторонами являются не только те субъекты, которые находятся в прямой экономической связи с конкретной организацией, но и отдельные группы лиц, которые подвергаются влиянию принятых компанией решений, например: заказчики, поставщики, собственники, конкуренты, органы государственной власти.
Автор Бабанова Ю.В. обозначает в эволюции стейкхолдерской концепции три основных этапа:
-
первый этап обусловлен расширением сферы ответственности предпринимательства в связи с возникновением дополнительных взаимосвязанных сторон, так как помимо собственников, потребителей продукции, поставщиков ресурсов в ходе деятельности у компании возникают взаимосвязи с представителями муниципалитетов, средствами массовой информации и иными контрагентами; -
второй этап можно связать с легитимацией бизнеса, когда экономический субъект подтверждает право на своё функционирование перед иными организациями или вышестоящими органами; -
на третьем этапе развития стейкхолдерского механизма формируется прочная взаимосвязь с процессом всеобщей трансформации бизнеса, глобализации, последствиями чего является соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных субъектов в пользу первых из них2.
В современных условиях развития стейкхолдерская концепция применяется в качестве механизма стратегического управления бизнесом, поддержания долгосрочной устойчивости фирмы, в ее основе преобладает идея о широкомасштабном взаимодействии внешних и внутренних заинтересованных лиц, их влиянии на результаты работы предприятия. При этом значение такого взаимодействия в современном мире становится принципиально важным с точки зрения комплексного управления бизнесом, что стейкхолдерский подход приобретает всё большую актуальность и распространение.
Фундаментальной позицией при применении стойкхолдерского подхода выступает заявление о том, цели и миссия фирмы не ограничиваются лишь формированием прибыли для собственников, так как должны охватывать интересы гораздо более широкого перечня лиц, влияние которых также создает предпосылки для развития компании. Таким образом, создание стоимости происходит не только локально, внутри организации, а находится в прямой зависимости от воздействия внешних факторов, в которых функционирует фирма, по сути формирование стоимости реализуется именно посредством взаимоотношений со стейкхолдерами
3.
Согласно теории стейкхолдеров прозрачность деятельности компании, доступность и открытость информации о ней – базовое условие укрепления доверия к ее функционированию, формированию положительного имиджа, более того – соразмерное удовлетворение потребностей заинтересованных сторон обеспечивает достижение фирмой максимальной стоимости, благодаря чему и достигается основная стратегическая задача бизнеса.
Информационное сближение организации со стейкхолдерами традиционно реализуют с помощью публичной отчётности, которая дает представление о текущем положении компании и результатах ее работы. Актуальным вопросом на сегодняшний день является интерес не столько к финансовым параметрам работы предприятия, сколько к сфере его социальной ответственности, в том числе к экологическим характеристикам деятельности, степени доверия потребителей, рыночной репутации и проч. В связи с данным фактом интерес представляет также публичная нефинансовая отчетность. На рисунке 1 представлен механизм взаимодействия субъекта с его стейкхолдерами.
Рисунок 1 – Взаимодействие экономического субъекта и его заинтересованных сторон4
Как видно на рисунке, показатели публичной нефинансовой отчетности имеют принципиально важное значение в рамках взаимодействия экономического субъекта с заинтересованными сторонами.
Характеристика функций и интересов стейкхолдеров в финансовом анализе
Как уже отмечалось, состав стейкхолдеров компании весьма разнообразен. Каждая группа имеет свои интересы, преследует конкретные цели и реализует перечень задач. В таблице 1 приведены наиболее распространенные категории стейкхолдеров с указанием их основополагающих функций и интересов.
Таблица 1 – Состав и функции стейкхолдеров организации5
Стейкхолдеры | Функции | Интересы |
Поставщики | Осуществление разных видов поставок на контрактной основе | Своевременная и в полной мере оплата за поставленные ресурсы |
Частные инвесторы | Вложение средств в развитие бизнеса | Высокая эффективность от вложенных средств, материальное и моральное удовлетворение |
Кредиторы | Предоставление средств для финансирования новых проектов на условиях платности, срочности и возвратности | Обеспечение финансовой устойчивости компании, платежеспособности, ликвидности баланса |
Сотрудники | Выполнение трудовых обязанностей в соответствии с возложенными договорными обязательствами | Комфортные условия труда Высокий уровень заработной платы Достижение карьерного роста |
Жители муниципального образования | Создание спроса на реализуемую продукцию, товары, работы, услуги | Высокое качество представленного ассортимента товаров, работ, услуг при адекватной цене |
Органы государственной власти, бюджет | Отслеживание величины уплачиваемых налогов, своевременности и полноты собираемости обязательных платежей, своевременной сдачи отчетности | Пополняемость бюджета, информационное обеспечение органов власти о результатах деятельности компании |
Приведенные в таблице данные носят условный характер, ведь в конкретных ситуациях с учетом специфики работы предприятия перечень таких заинтересованных сторон, их функций и интересов может быть гораздо шире и разнообразнее.
Существующий стейкхолдерский подход предусматривает, что реализация целей организации напрямую основана на учёте интересов различных сторон. При этом от степени власти отдельных стейкхолдеров, от уровня их воздействия на организацию зависит и доля их власти. Между заинтересованными сторонами могут формироваться некоторые отношения, выходящие за рамки кооперации, а в отдельных случаях переходят в сферу конфронтации и конкурентности. Однако, в совокупности все стейкхолдеры воспринимаются в качестве сложной системы.
Поведение стейкхолдеров основано на их интересах, которые относительно стабильны в динамике. Эффективность кризисного управления, в свою очередь, оценивают на основании активного взаимодействия со стейкхолдерами, координации их поддержки, привлечения дополнительных ресурсов.
В текущей рыночной ситуации, на данном этапе развития российского бизнеса базой финансового анализа считают стейкхолдерский подход к созданию добавленной стоимости, соответственно, важнейшей целью деятельности современной компании становится не столько наращивание стоимости акционерного капитала, сколько в приросте стоимости для стейкхолдеров, при этом предполагается достижение гармонии в реализации их интересов.
В рамках проведения финансового анализа принципиальное значение приобретает достижение достаточного уровня финансовой устойчивости как гаранта сбалансированности в удовлетворении интересов стейкхолдеров. При этом многие специалисты сходятся во мнении, что фундаментом методики аналитического обоснования удовлетворенности требований стейкхолдеров выступает бизнес-анализ6.
Отдельные авторы предлагают учитывать интересы стейкхолдеров посредством разработки и интеграции в процедуру финансового анализа релевантных показателей, посредством которых могут быть сопоставимы фактические показатели эффективности деятельности компании с ожиданиями стейкхолдеров
7.
Концепция современного финансового анализа должна соответствовать современным вызовам, связанным с непрерывным расширением заинтересованных в результатах аналитических процедур лиц. Следовательно, задачи финансового анализа пополняются постоянным мониторингом ключевых характеристик эффективности деятельности компаний с точки зрения сбалансированности требований и ожиданий стейкхолдеров.
Особенности применения стейкхолдерского подхода в финансовом анализе
Важным элементом стейкхолдерского механизма традиционно считают стейкхолдер-анализ. Суть его основывается на предположении о том, каждая организация самостоятельно определяет индивидуальный подход и метод, соразмерный её цели, миссии, специфике деятельности в отношении установления заинтересованных сторон.
Реализация процедуры стейкхолдер-анализа включает следующие шаги:
-
анализ деятельности организации в части соблюдения корпоративной социальной ответственности, а также поддержания внутренних и внешних коммуникаций; -
создание рабочей группы анализа, сформированной из представителей отдельных подразделений, которые, в свою очередь, взаимодействуют со стейкхолдерами; -
анализ мнений руководящего персонала; -
привлечение сторонних консультантов к реализации анализа.
Обобщая обозначенные группы стейкхолдеров и существующие направления и этапы финансового анализа можно обозначить систему ключевых параметров финансового анализа (таблица 2).
Таблица 2 – Система показателей, ориентированных на ожидания стейкхолдеров
Стейкхолдеры | Индикатор | Показатели | Алгоритм расчета | Содержание показателя | Источник анализа |
Поставщики | Динамика кредиторской задолженности, качество задолженности | Величина кредиторской задолженности, размер просроченной кредиторской задолженности, соотношение между темпом роста выручки и кредиторской задолженности | Темп роста = Величина показателя предыдущего периода / Величина показателя базисного периода * 100% Коэффициент оборачиваемости КЗ = Выручка / Среднегодовая величина КЗ | Тенденция к росту показателя кредиторской задолженности характеризует нарушение платежной дисциплины, свидетельствует о невозможности своевременно рассчитываться по обязательствам. Рост коэффициента оборачиваемости КЗ говорит о более эффективном управлении ею. | Бухгалтерская (финансовая) отчетность, оборотно-сальдовая ведомость, карточка по счету 60 |
Покупатели | Динамика дебиторской задолженности. Цена продукции, качественные характеристики продукции. Своевременность выполнения заказов; время, затраченное на согласование решений. Количество и стоимость рекламной деятельности. Показатель удовлетворенности клиентов | Величина дебиторской задолженности, суммы просроченной дебиторской задолженности | Темп роста = Величина показателя предыдущего периода / Величина показателя базисного периода * 100% Коэффициент оборачиваемости ДЗ = Выручка / Среднегодовая величина ДЗ | Увеличение дебиторской задолженности характеризует нарушение платежной дисциплины покупателями, снижение показателя дебиторской задолженности может быть подтверждением эффективной политики проведения расчетов с дебиторами | Бухгалтерская (финансовая) отчетность, оборотно-сальдовая ведомость, карточка по счету 62 |
Субъекты сектора государственного управления | | Выручка, прибыль от продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, задолженность по налогам, величина налоговых платежей, уровень средней заработной платы работников, производительность труда, удельный вес социальных выплат в доходах работников | Рентабельность активов (капитала) = Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость активов (капитала) | Рост показателей рентабельности характеризует повышение эффективности и результативности деятельности компании | Бухгалтерская (финансовая) отчетность, налоговая отчетность (декларации), внутренняя информация о расчетах с персоналом по оплате труда |
Инвесторы | Показатели результативности деятельности, эффективность вложений | Чистая прибыль, рентабельность инвестиций, срок окупаемости инвестиционных проектов, цена капитала, уровень финансового риска | Рентабельность = Чистая прибыль / Среднегодовая величина активов (капитала, задолженности и проч.) | Рост показателей рентабельности характеризует повышение эффективности и результативности деятельности компании | Бухгалтерская (финансовая) отчетность, внутренние документы |
Сотрудники | Показатели, характеризующие состояние и эффективность бизнес-процессов компании | Уровень средней заработной платы работников, удельный вес социальных выплат в доходах работников, коэффициент отношения средней заработной платы на предприятии к минимальной заработной плате; коэффициент опережения роста производительности труда над ростом средней заработной платы; коэффициент текучести кадров | Средняя заработная плата = Сумма начисленной ЗП / Среднегодовая численность сотрудников Коэффициент текучести кадров = Кол-во уволившихся / Средняя численность персонала | Увеличение средней заработной платы характеризует укрепление социальной и мотивационной составляющей, обеспечивает рост заинтересованности сотрудников. Увеличение коэффициента текучести кадров говорит о высокой степени текучести кадров, что негативно влияет на стабильность деятельности компании. | Внутренняя отчетность, информация о заработной плате (карточки счета 70), лицевые счета работников, информация кадровых данных |
Учредители | Финансовые результаты работы предприятия, распределение прибыли, величина дивидендов | Рентабельность собственного капитала, темпы роста прибыли, динамика прибыли, цена капитала | Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Среднегодовая величина собственного капитала Динамика (темп роста) = Величина прибыли отчетного года / Величина прибыли базисного периода * 100% | Рост чистой прибыли характеризует повышение эффективности работы предприятия, увеличение рентабельности демонстрирует повышение отдачи от использования собственного капитала. | Бухгалтерская (финансовая) отчетность, учредительные документы в части распределения чистой прибыли |