Файл: 2) Какими способами можно развивать память на уроках русского языка и литературы (не общеизвестных), не менее 3х.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) Какими способами можно развивать память на уроках русского языка и литературы (не общеизвестных), не менее 3-х.
1. На доске заранее записываем 10 слов, начинающихся на одну и ту же букву, открываем запись на минуту, потом доску закрываем и предлагаем ученикам написать их по памяти. Например:
береза, бирюзовый, бордовый, бензин, белизна, | баобаб, багряный, бамбук, балкон, бегемот. |
Обратите внимание, что слова, начинающиеся на одну и ту же букву, запоминаются ребятами легче и всегда почти в полном объеме.
2. Дети записывают слова с непроверяемыми безударными гласными, подчеркивают орфограммы (слова заранее написаны на доске или спроецированы на доску). Далее учитель задает для каждой колонки тему для творческой работы со словами. Например, «Осенью», «Каникулы», «Новый год»… Дети должны написать текст, стихотворение или, может быть, даже скороговорку, используя данные словарные слова. Содержание может быть шуточным, но текст должен быть связным. Добавлять в текст слова не из списка новых трудных слов (речь идет о самостоятельных частях речи) нельзя. Или, к примеру, количество «своих» слов можно ограничить до 3-5, в зависимости от толкования данных слов. Предлоги, союзы или частицы, разумеется, нужно использовать.
Учитель может усложнить ребятам задачу. Давать словарные слова на одну и ту же букву. Тогда и слова в тексте, стихотворении или скороговорке, соответственно, тоже должны начинаться на эту букву.
Пример.
Тема — Учеба.
Словарные слова: дежурный, ученик, учитель, ребята, пенал, тетради («опасное место» — буква «е»).
Рассказ: «Пока ребята доставали из пеналов ручки, дежурный помог учителю раздать тетради».
Тема урока «Трудные слова, начинающиеся на пре-/при-»
Привет, пример, природа, причина, приключение, прилежный, приятный, приоритет, присутствовать, примирять, примерять…
Президент, президиум, престиж, претендент, прельщать, преодолеть, препятствие, презирать…
Варианты тем: «Выборы», «Однажды», «В магазине» и др.
Составив предложение или даже сочинив небольшой стишок, ученики лучше запомнят трудные (словарные) слова и их написание.
3. Можно использовать игровую или соревновательную форму в качестве мотивации к верному написанию словарных сов.
Конкурс «Удержи мелок». От каждого ряда к доске идет один ученик и под диктовку учителя записывает слова. Допустивший ошибку садится на место, его заменяет сосед по ряду. Выигрывает тот ряд, который продержался у доски дольше всех.
«Личное первенство». Напишешь без ошибок 10 очень трудных слов – освобождаешься от домашнего задания по русскому языку в этот день. Чтобы выиграть «личное первенство», надо справиться с ловушками, т.е. правильно записать особенно трудные слова.
5) В вашем классе ребенок с умственной отсталостью (слабостью интеллектуальной деятельности) что делать?
Как учить ребенка с умственной отсталостью или слабостью умственной деятельности в обычной школе?
Какие технологии можете предложить?
В первую очередь необходимо объяснить родителям, что по окончании средней общеобразовательной школы при наличии официального диагноза ребёнок получит не аттестат, а свидетельство об обучении. Кроме того, родителям нужно предоставить информацию о том, какие перспективы будут у такого ребёнка по окончании учебного заведения, т.е. куда он сможет поступить и какую профессию в дальнейшем получить. Как правило, эти профессии не требуют большой умственной деятельности.
Далее нужно провести диагностику знаний и умений ребёнка, чтобы выяснить, какому классу по программе для детей с умственной отсталостью соответствуют знания и умения ученика по основным предметам (русскому языку, математике). Как правило, дети учатся в тех классах, которые соотносятся с их возрастом, а недостаток знаний по тому или иному предмету компенсируется постепенно в результате индивидуальной работы и дифференцированного подхода.
Следующий шаг – это составление на данного ребёнка адаптированной образовательной программы (АОП)
, учитывающей все его особенности. Эта программа составляется всеми педагогами, которые будут взаимодействовать с этим учеником. Кроме этого, необходимо обязательно привлечь и администрацию, т.к. именно её задача – создание специальных условий для этого ребёнка – включая и кадровые, и материально-технические, и организационно-методические. При составлении этой программы нужно учитывать следующие пункты:
- другие учебники (их необходимо заказать для таких обучающихся или попросить во временное пользование в близлежащих коррекционных школах);
- другие предметы (не алгебра и геометрия, а математика; не литература, а чтение; большая часть времени отводится урокам труда – по 6 часов в неделю, начиная с 5 класса; иностранный язык, физика и химия отсутствуют);
- другое содержание, объём и глубину учебного материала, и, соответственно этому, другой уровень знаний, умений и навыков (знания обучающихся по этой программе за 9 лет обучения соответствуют приблизительно знаниям за 5-6 класс общеобразовательной школы);
- другое расписание (в то время, пока класс на уроках химии, физики или иностранного языка, ребёнок с умственной отсталостью может быть на уроке труда или заниматься с логопедом или психологом). Допускается, чтобы ребёнок, обучающийся по АОП, находился вместе со всеми и на тех предметах, которые он не изучает, но только в качестве «вольного слушателя», если он соблюдает правила поведения и не мешает остальным детям и учителю. Естественно, оценивать его по этим предметам не нужно;
- другие экзамены (итоговая аттестация по трудовому обучению), к которым необходимо подготовить ребёнка. Для этого нужно составить (или попросить в ближайшей коррекционной школе) экзаменационные билеты. Готовить детей к экзамену лучше начинать с 1 четверти 9 класса (это связано с особенностями развития памяти у умственно отсталых обучающихся), иначе можно просто не успеть.
Кроме всего прочего, нельзя забывать о социуме, в котором будет находиться ребёнок. С классом необходимо провести беседу, снимающую все вопросы и догадки, а также возможные насмешки. Также нужно привлекать одноклассников к оказанию этому ребёнку дружеской, моральной, эмоциональной, душевной поддержки. Педагог должен обращать внимание на положительные качества ребёнка с умственной отсталостью, создавать для него ситуации успеха как в учебной деятельности, так и вне её.