Файл: Диссертационные исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ



УДК 343 ББК 67 DOI 10.24412/2073-3313-2021-4-156-158

ОСОБЕННОСТИ РОЗЫСКА ЛИЦ,
ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ


Сергей Сергеевич ПУПЫНИН, Александр Вадимович ПАРФЕНОВ,

слушатель 2-го факультета кандидат юридических наук, доцент,

Академии управления МВД России начальник кафедры организации

tischagin@yandex.ru оперативно-розыскной деятельности

Академии управления МВД России

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. На основе анализа нормативных и правовых актов Российской Федерации рассмат­риваются особенности осуществления розыска лиц, пропавших без вести. Авторами статьи предла­гаются пути решения проблем в осуществлении розыскной и идентификационной деятельности органов внутренних дел, не имеющих разрешения на современном этапе развития органов внут­ренних дел.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, розыскная и идентификационная деятель­ность, розыск, установление местонахождения, опознание, идентификация, добровольцы, волонтерс­кие организации.

Annotation. On the basis of the analysis of normative and legal acts of the Russian Federation, the features of the search for missing persons are considered. The author of the article suggests ways to solve problems in the implementation of search and identification activities of the internal affairs bodies that do not have permission at the present stage of development of the internal affairs bodies.

Keywords: operatively-search activity, investigation and identification activities, search for, locate, identify, identification, volunteers, volunteer organizations.


Розыск лиц, пропавших без вести, — это одна из составляющих розыскной и иден­> тификационной деятельности как само­стоятельного направления работы органов внут­ренних дел.

Под розыском лиц, пропавших без вести, по­нимается работа по установлению причин их ис­чезновения (имеет ли место криминальная со­ставляющая пропажи) и комплекс организаци­онно-управленческих, уголовно-процессуаль­ных, оперативно-розыскных, поисковых и иных мероприятий, осуществление которых необхо­димо для обеспечения установления их место­нахождения и при наличии оснований для рас­крытия преступлений, связанных с безвестным исчезновением граждан.

Каждый год в Российской Федерации, по официальным сведениям, разыскивается боль­ше 80 тыс. без вести пропавших. Из общего числа пропавших без вести около 10% состав­ляют дети.

Принимая во внимание указанные тенден­ции в розыскной и идентификационной дея­тельности органов внутренних дел, необходи­мо увеличивать старания как в совершенстве организации розыска пропавших людей, так и в направлении профилактики их безвестного исчезновения.

Следует обозначить, что основаниями само­вольных уходов несовершеннолетних могут быть личностные особенности детей, школьная деза­даптация, влияние антисоциально направленно­го неформального окружения, в том числе и ин- тернет-пространства и масс-медиа1, социально­демографические предпосылки.

В настоящее время особое беспокойство вы­зывает увеличение количества разыскиваемых пропавших без вести, которые стали жертвами






преступных посягательств. Итоги ис­следований в рассматриваемом направ­лении свидетельствуют, что жертвами преступных посягательств являются порядка 19% от общего числа пропав­ших без вести.

В современном мире безвестное ис­чезновение людей все чаще бывает свя­зано с совершением в отношении пос­ледних преступных посягательств (убийств или похищений в целях сексу­альной эксплуатации, рабского труда и т.д.). Из этого следует, что решение за­дач раскрытия преступлений, связанных с безвестным исчезновение граждан, конечно же, находится в тесной связи с

таким направлением розыскной и иден­тификационной деятельности, как идентифика­ция неопознанных трупов.

Как показывают исследования, результатив­ность деятельности служб и подразделений ор­ганов внутренних дел по розыску лиц, пропав­ших без вести, за исключением подразделений уголовного розыска, крайне низкая. 86% проан­кетированных сотрудников уголовного розыска территориальных органов внутренних дел отме­тили, что в розыске лиц, пропавших без вести, сотрудники других служб и подразделений учас­тие принимают крайне редко.

Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на требования нормативных актов МВД России по организации розыскной и иден­тификационной деятельности органов внутрен­них дел об обязательном участии в этой деятель­ности всех служб и подразделений2, участие их в розыске рассматриваемой категории разыскива­емых не может быть признана удовлетворитель­ной. Практически розыск без вести пропавших осуществляют только сотрудники розыскных подразделений. Структура организации розыс­ка лиц, пропавших без вести, нуждается в совер­шенствовании.

Работа по розыску лиц, пропавших без вес­ти, как и вся розыскная и идентификационная деятельность, может быть эффективной только в том случае, если осуществлять ее будут сотруд­ники, имеющие для этого необходимую профес­сиональную подготовку.

Однако анализ учебных программ высших учебных заведений системы МВД России, по которым осуществляется подготовка сотрудни­ков органов внутренних дел, свидетельствует о том, что розыскной проблематике в программах уделяется явно недостаточное внимание. Таким же образом обстоит дело и в системе переподго­товки сотрудников органов внутренних дел.

Эффективное распространение передового опыта возможно только при наличии определен­ной системы, форм, методов и способов прове­дения этой работы в зависимости от характера информации и адресата. Внедрение передового опыта в практику в значительной мере связано со степенью подготовки кадров, в ходе которой и происходит, в свою очередь, распространение передового опыта, а одним из наиболее распро­страненных путей повышения профессиональ­ного мастерства является самостоятельное изу­чение специальной литературы, выпускаемой по данной проблематике.

По мнению авторов, для сотрудников каж­дой службы и подразделения органов внутрен­них дел должны быть разработаны методики (краткие памятки) по розыску без вести пропав­ших лиц согласно их профилю и направлению служебной деятельности.

Одним из источников повышения качества и результативности организации работы по ро­зыску лиц, пропавших без вести, также следует выделить взаимодействие с общественными во­лонтерскими организациями и гражданами, ока­зывающими добровольное содействие в розыс­ке пропавших людей.

В Российской Федерации волонтерское дви­жение по оказанию помощи в розыске лиц, про­павших без вести, в том числе детей, существует сравнительно недавно. Однако за время непро­должительного существования волонтерского движения волонтерами накоплен определенный практический опыт по розыску людей, в том чис-

ле по организации широкомасштабных поиско­вых мероприятий с привлечением большого чис­ла добровольцев, специалистов (следопытов, кинологов, квадроциклистов, джипперов, водо­лазов и воздухоплавателей), СМИ и интернет- сообществ.

Конечно, не всегда розыск пропавших без вести может приводить к положительным ре­зультатам.

Например, в 2017 г. на территории Москов­ской области мероприятия по розыску малолет­него Артёма Кузнецова начались немедленно, сразу же после получения органами внутренних дел информации о его пропаже. В поиске мало­летнего вместе с сотрудниками полиции прини­мали участие сотрудники МЧС России, След­ственного комитета, военнослужащие, спасате­ли, кинологи со служебно-розыскными собака­ми, волонтеры и местные жители. Местность обследовалась с использованием двух вертоле­тов и самолета Вертолетного поискового спаса­тельного отряда «Ангел» (г. Москва), а также беспилотных летательных аппаратов с тепло­визорами на борту.

Для информирования граждан о пропав­шем ребенке были задействованы автомоби­ли УМВД России, МЧС России и Следствен­ного управления Следственного комитета Российской Федерации, оснащенные гром­коговорящими устройствами. К поисковым мероприятиям было привлечено более 700 человек, 18 кинологических расчетов и 120 единиц техники. Проводился комплекс иных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление места нахож­дения Артема.

Несмотря на предпринятые меры, сво­евременно обнаружить и спасти разыскива­емого, к большому сожалению, не удалось. Ре­бенок погиб.

Во избежание, а также для максимальном сокращения числа таких фактов необходима профилактическая работа по предупреждению безвестного исчезновения людей, и в первую очередь детей. Для этого также можно исполь­зовать взаимодействие с добровольцами и волон­терами.

  1. Парфенов А.В., Панфилов И.А. О роли современных электронных масс-медиа в детерминации насильствен­ной преступности: необходимые знания для организа­ции оперативно-розыскной, розыскной и идентифика­ционной деятельностей / Образование. Наука. Научные кадры. 2017. № 4.

  2. См., напр.: Об организации медико-криминалистичес­кого обеспечения установления личности неопознанных трупов: Приказ МВД России от 21.07.1993 г. № 349 // http://base.garant.ru/1328014/



ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021