Файл: Существует несколько позиций при обсуждении проблемы возникновения физической культуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Изложите принятую в истории физической культуры и спорта периодизацию и раскройте основной тезис теории труда (теория возникновения физической культуры).
Вопрос о возникновении и развитии физической культуры на первом этапе человечества – один из основных в истории физической культуры. Не случайно к нему обращались многие ученые.
Существует несколько позиций при обсуждении проблемы возникновения физической культуры
В конце XIX – начале XX в. немецкий философ Шиллер выдвинул теорию игры. Сторонниками его теории были философы Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция). Согласно этой теории, человек развивался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры. Таким образом, по мнению ученых, в жизни общества “игра старше труда”, а “труд есть дитя игры”
2.Теория магии впервые изложена английским ученым Рейнаком. Сторонники этой теории – К. Дим и В. Кербе (ФРГ). Б.Жиллет (Франция) выдвигает, более современную теорию происхождения физической культуры – “физические упражнения и игры имеют культовое и животнообразное происхождение”.
3. Теория излишней биологической энергии выдвинута ученым Спенсером (США). Основное положение его теории в том, что физическая культура – это инстинкт, но, по мнению других ученых, если это инстинкт, то общество не несет ответственности за те пороки, которые оно порождает.
4.Материалистическая, марксистско-ленинская теория, изложена в работах Г.В. Плеханова, Н.И. Пономарева. Согласно их теории, в основе возникновения физической культуры лежат два фактора – объективный и субъективный.
К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательство) человек постоянно вынужден был развивать свои навыки. Упражняясь, он совершенствовал свои физические качества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).К субъективному фактору относится собственно сознание человека, который придумывал упражнения для подготовки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, т.е. воспитывал.Ошибка сторонников первых трех теорий, которые пытались доказать, что зачатки физического воспитания имеются уже в животном мире, заключалась в том, что они не находили различий между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью людей. Ученые, пытавшиеся доказать, что физическая культура возникла из религиозных обрядов первобытных людей, также ошибались, так как человек стал применять физические упражнения раньше, чем появилась религия. Наукой доказано, что общественно-исторической основой происхождения физической культуры является труд. Именно об этом и говорили Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев в своей теории возникновения физических упражнений.
Физическая культура возникла из потребностей первобытных людей в подготовке к тому или иному роду трудовой деятельности.Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой и именно она была серьезным физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных. Но эти действия еще нельзя считать физическими упражнениями, так как они применялись с целью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный вид деятельности. Например, перед охотой многократно повторять наиболее важные охотничьи действия, образно выражаясь “играть в охоту”. Превращение трудовых действий в физические упражнения позволило эффективно влиять, с одной стороны, на физическое совершенствование человека, а с другой – на повышение его трудоспособности.
2. Перечислите элементы физической культуры, характерные для цивилизации Древнего Египта, а так же укажите, какие упражнения входили в содержание военно-физического воспитания в Спарте.
Египтяне немалое внимание уделяли плаванию, элементам тяжелой атлетики и упражнениям по легкой атлетике. Плаванием занимались и египетские женщины. Помимо этого, дочери и женщины вельмож любили увлекаться играми в мяч, а также занимались упражнениями по гимнастике. Самые древние надписи, рельефы и рисунки, относящиеся к периоду Среднего царства, содержат детальные описания парных игр с мячом. Вельможи показывали свою ловкость и силу на охоте.
В Спарте получила свое начало система физических упражнений, так называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья. С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою, учили военной музыке и декламации стихов о военной доблести.
3. Перечислите физкультурные мероприятия, осуществляемые в СССР с 1959 – 1965 г.г. в связи с принятым семилетним планом развития советской физической культуры.
В январе 1959 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР проанализировали 40-летний путь развития физической культуры. Рассмотрев достигнутые результаты и спортивные успехи на международной арене, они пришли к заключению, что в последующие десятилетия занятия физической культурой и спортом необходимо превратить в массовое движение. Был сделан вывод, что руководящее физкультурное звено в рамках массовой организации сможет легче справиться с возросшими задачами, находясь под общественным (государственным) управлением. На этой основе в марте 1959 г. был создан Союз спортивных обществ и организаций СССР, т.е. руководство физкультурным движением осуществлялось выборной общественной организацией. Главная задача Союза состояла в дальнейшем развитии массового физкультурного и спортивного движения в стране, а также в создании условий для строительства новых спортивных сооружений, более действенном участии в охране здоровья трудящихся.
1. Разработаны перспективные планы создания комплексных спортивных сооружений. В число первоочередных планов капитального строительства было включено создание спортивных сооружений в деревнях и в отсталых с точки зрения развития физической культуры совхозах и колхозах, рассмотрены возможности дальнейшего развития спортивных сооружений в учебных заведениях, проведена также проверка подлинности данных о развитии спортивного движения, а виновные в их искажении привлечены к дисциплинарной ответственности.
2. С привлечением Академии педагогических наук РСФСР переработаны учебные планы школьного и внешкольного физического воспитания. Большую роль получили спортивные игры. Повысилась роль спортивных секций и спортшкол. Приняты меры к усилению контроля за физическим воспитанием и другими видами культурно-спортивной работы в детских домах, домах пионеров и детских парках.
3. В интересах усиления физического воспитания и активизации занятий спортом среди взрослых началось повсеместное распространение производственной гимнастики. Особое значение придавалось многосторонним занятиям спортом, носящим характер досуга. Наряду с пешими походами появились новые виды туризма – на велосипедах, на лодках и лыжах. Туризм был соединен с движением «Познай свою родину!». Приняты меры в целях более квалифицированной подготовки преподавателей и общественного актива. Увеличилось также число курсов по подготовке кадров.
4. Определены новые возможности расширения физкультурно-спортивного движения, демократии, творческой инициативы и самодеятельности. Требование превращения занятий физкультурой и спортом во всенародное движение поставило на повестку дня также увеличение числа видов спорта. Поэтому Союз спортивных обществ и организаций СССР уже в первые годы своего существования проанализировал проблемы тех видов спорта, в которых в конце 1950-х годов наблюдался временный спад (плавание, футбол, лыжи, велосипед, фигурное катание, теннис, легкоатлетический спринт). В Союзе разработали план развития видов спорта, которые ранее не культивировались или были отодвинуты на задний план. Активизировалась пропагандистская работа в целях усиления эффективности идейного воспитания спортсменов и укрепления спортивной дисциплины.