Файл: 2. 2 Общение как основа взаимодействия. Профессиональная этика общения, особенности общения учителя начальных классов с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. «Книжная полка родителей».
5. «Обсудите вместе с ребенком».
6. «Шкатулка мудрости».
7. «Творческая мастерская семьи».
Выберите одну из рубрик. Разработайте по ней презентацию для родителей (не менее 10 слайдов). На титульном листе укажите тему презентации. Включите в презентацию теоретический и практический материал по выбранной Вами теме.
Продумайте также и включите в презентацию вопросы и практические задания для родителей по данной теме.
См. файл презентация
Задания по теме 2.5 Особенности проведения индивидуальной работы с
семьей. Консультирование как форма индивидуальной работы с семьей
Цель: формирование знаний об индивидуальных формах работы классного руководителя с родителями обучающихся и их специфике; умений проектировать работу классного руководителя с семьями обучающихся с использованием индивидуальных форм.
Задание 9. Проанализируйте ситуационные задачи.
А) Мама Вити беспокоилась о том, чтобы ее сын ответственно относился к
выполнению домашних заданий, и всегда была рядом с ним, готовая в любой
момент ему помочь. Задания Витя выполнял медленно, он чувствовал, что мама
всегда при затруднении спасет, подскажет.
· Дайте психологический анализ сложившейся ситуации.
· Разработайте рекомендации для мамы Вити, которые Вы предложили бы ей на индивидуальной консультации.
Ответ:
Чрезмерная тревожность матери передается ребенку и блокирует его
психические процессы. Индивидуальные ресурсы Вити не активизируются. Его
инициатива остается не задействованной.
Маме необходимо научиться управлять своим эмоциональным состоянием,
чтобы не передавать тревогу сыну. Надо создавать положительный
эмоциональный настрой на активизацию индивидуальности Вити. Из-за того,
что родители не учитывают эмоциональное состояние ребенка, его реальные
потребности, помощь родителей оказывается неадекватной. Они больше заин-
тересованы не в помощи ребенку, а в том, чтобы ситуация развивалась по их
сценарию. Они либо не помогают ребенку, либо полностью управляют его
действиями. В результате активность ребенка блокируется.
Б) Мама Нади излишне оберегает ее от трудностей. Как только у Нади
возникают трудности при решении задачи, так сразу активность мамы
возрастает. Не давая ребенку подумать, мама «спасает» Надю.
· Как Вы думаете, в чем причина такого поведения мамы девочки?
· К чему может привести такая стратегия воспитания?
· Разработайте беседу с мамой девочки. Оформите беседу в диалоговой форме
«вопрос-ответ». При разработке содержания беседы придерживайтесь следующего плана:
1. Вступительное слово учителя.
2. Анализ проблемной ситуации. Постановка проблемы.
3. Поиск и обсуждение возможных путей решения проблемы.
4. Выводы и рекомендации.
Ответ:
Не давая ребенку подумать над трудной ситуацией, мама не позволяет Наде активизировать мыслительные процессы. А потом Надя привыкнет к тому, что ей думать не надо. У ребенка не сформируется потребности в достижении результата.
Обычно, когда родители не доверяют своим детям, их возможностям, они испытывают страх за их и свою собственную несостоятельность. Спасая ребенка от минимальных трудностей, родители, по сути, спасают себя. В итоге де- ти, манипулирующие родителями, имеют дефект волевой сферы. Ребенок, не чувствуя себя ответственным, становится безразличным к результатам своей деятельности.
Задание 10. В лекциях по дисциплине «Теоретические и методические основы взаимодействия учителя с родителями (лицами, их заменяющими)» Вы изучили различные формы сотрудничества школы с семьей.
Объясните: а) Почему в настоящее время предпочтение отдается тем формам, которые ориентированы на конкретную семью?
Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на
семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо
воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с
семьей» Для экономии сил и времени «обучение» велось в коллективных формах
(на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудниче-
ство школы и семьи предполагает, что обе стороны имеют что сказать друг
другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда -
поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение
индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение
семьи и др.)
б) Какие возможности открывает дифференцированный подход к семьям, на каких принципах строится такой подход.
Дифференцированная работа помогает найти нужный контакт, обеспечить
индивидуальный подход к каждой семье.
Под дифференциацией мы понимаем организацию работы, которая позволяет
учитывать индивидуальные особенности родителей и на этой основе создавать
оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого.
При этом потенциальные возможности можно обозначить как личностный
потенциал родителей, представляющий собой сложную систему, которая
находится на определенном уровне развития (в потенциальном или актуальном
состоянии). Для того чтобы произошел их переход из потенциального состояния
в актуальное, необходимо этот процесс актуализировать, то есть сделать так,
чтобы у родителя появился интерес к собственным возможностям личностного
развития.
Заполните таблицу:
Принципы дифференцированного подхода классного руководителя к семьям учащихся
Содержание принципов
Гуманизм
Вера в возможности
Реалистичность
Учет реальных возможностей человека и ситуации
Системность
Рассмотрение консультируемого как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта
Вариативность
Изменение форм и способов консультирования
Добровольность обращения родителя
Важнейший этический принцип
Конфиденциальность
Гарантирует личностную и социальную безопасность
Совместная выработка решения
Логическое продолжение принципов личной ответственности родителя и проф.компетентности и ответственности педагога