Файл: Реферат по дисциплине мдк 07. 02 Решение проблем пациента посредством су.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Волгоградский медицинский колледж»

ИСТОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Реферат

по дисциплине «МДК 07.02 Решение проблем пациента посредством СУ"
Выполнила:

Лорян Джульетта

студентка гр. Ф-12

Проверила:

Хархалис В.С.

Апрель, 2023г.

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ. РЕФОРМЫ ПЕТРА ПЕРВОГО 4

ГЛАВА 2. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 18 ВЕКА.ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ МАРИИ ФЁДОРОВНЫ. 7

ГЛАВА 3. ПЕРВОЕ РУКОВОДСТВО ПО СЕСТРИНСКОМУ ДЕЛУ. ХРИСТОФОР ФОН ОППЕЛЬ. 11

ГЛАВА 4. ПОЯВЛЕНИЕВ РОССИИ СЕСТЁР МИЛОСЕРДИЯ 13

ГЛАВА 5. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО ВО ВРЕМЯ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ (1853-1856) 14

ГЛАВА 6. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СЕСТЁР МИЛОСЕРДИЯ. 17

ГЛАВА 7. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В РОССИИ ПОСЛЕ РЕВООЛЮЦИИ, А ТАКЖЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. 19

ГЛАВА 8. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26




ВВЕДЕНИЕ


Сестринское дело является неотъемлемой составляющей частью медицины. В наше время ни один врач не обходится без помощи медсестры. Более того, медсестры в различных направлениях медицины проявляют к пациентам, зачастую, очень разный подход. Для того, чтобы стать квалифицированной медсестрой, сейчас недостаточно просто желания и возможности обучаться и работать.
Современное сестринское дело - это целый комплекс наук, только изучив который, можно по праву называться «медицинской сестрой». Кроме того, в основе сестринского дела лежит хорошая философская база, в которой описаны душевные качества, необходимые будущей медсестре для успешного выполнения своих обязанностей, закреплены основные принципы работы.

В данной работе мне бы хотелось сконцентрировать внимание на становлении сестринского дела в России. Такая тема интересна мне, во-первых, из-за богатой различными событиями, оказавшими непосредственное влияние на формирование сестринского дела, истории России. Во-вторых, мне было интересно узнать, как этот процесс происходил именно здесь, в России, в стране, где я родилась и живу, а также собираюсь стать врачом.
В основной части моей работы я постаралась поэтапно представить процесс развития сестринского дела, дополнив основные данные интересными фактами и конкретными случаями.
В приложении можно ознакомиться с фотографиями, иллюстрирующими внешний вид и работу сестер милосердия в различные времена.

ГЛАВА 1. НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ. РЕФОРМЫ ПЕТРА ПЕРВОГО


Сестринское дело - не как общественное явление в монастырских больницах, а как официально утвержденная и регламентированная профессия в госпиталях и социальных учреждениях - обязано своим рождением на Руси царствованию и реформам Петра I (1672-1725). Создание русской регулярной армии и флота положило основу для развития регулярной военно-медицинской организации. Военная медицина в свою очередь могла прогрессивно развиваться только при условии такого же прогрессивного подъема гражданской медицины.
Начало сестринского дела в России ознаменовано следующими событиями.
В 1715 году по Указу Петра I создаются Воспитательные дома, в которых должны были служить женщины.
В обязанности входил уход за здоровыми и больными детьми. Часто это были новорожденные подкидыши. Воспитательные дома такого типа находились в центре внимания общества и получали многочисленные пожертвования от частных лиц.
В 1716 году в "Уставе воинском" законодательно регламентируется организация медицинской помощи раненым и участие женщины в уходе за ними. Согласно Уставу: "Рядовые солдаты в поле и кампаниях от великих трудов и работы в болезни часто впадают и при жестоких акциях ранены бывают, того ради есть потребность построить полевой лазарет." Такой лазарет "в некотором месте, в деревне или городе, или в некоторых палатах, как случай требовать будет, учрежден быть может". Лазарет возглавляет "особый госпитальный инспектор, доктор, священник, лекарь, с доброю (т.е. хорошею, доброкачественною) полевою аптекою и с некоторыми подмастерьями".
"Потребно всегда при десяти больных быть для услужения одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые оным больным служить имеют и платье на них мыть..."


Как видно из Указа, женский уход в госпиталях начинался с организации службы по обеспечению больных чистой одеждой и постельным бельем. Проще говоря, первые сестры были в первую очередь прачками, а потом уже сестрами в современном понимании этого слова. Однако, в последующих Уставах военных госпиталей и регламентах гражданских госпиталей в 20- 30- х годах XVIII века характер женской санитарной помощи все более конкретизируется и уточняется.
В 1722 году Указом Петра I госпиталям в Санкт-Петербурге, Котлинске и Ревельске предписывалось иметь по одной "старице" и ее помощнице для надзора за работницами и бельем.
Понятие "старица" имеет двоякое толкование в данном контексте. Старицей в петровские времена называли женщину преклонных лет или монахиню. В обязанности старицы вменялось следить за поведением женщин в госпитале. Постоянное присутствие женщины в мужском обществе еще считалось явлением неординарным, вызывало много дискуссий, а поэтому только сохранение высокой нравственности в госпиталях могло гарантировать дальнейшее развитие женского ухода за больными.
В последующих указах функции "старицы" конкретизировались. Так, в 1735 г. в "Генеральном о госпиталях регламенте" (Полное собрание законов Российской империи, 1830. т.9) было записано: "Работниц иметь в госпиталях для мытья платья и всего белья больных по болезням. Для надзора над бельем и над работницами иметь во всяком госпитале по одной надзирательнице и по одной помощнице из старых вдов или добрых замужних жен, которые похвалу на себе носят доброго состояния, и в сем параграфе помянутых работниц держат в крепком призрении, чтобы ни единая из них могла сходства иметь и разговаривать с молодыми холостыми лекарями и учениками, так и с больными или с караульными солдатами или с надзирателями и накрепко смотреть, чтобы, кроме помянутых, другие женщины ( какого бы звания они ни были) в госпиталь не входили…"
Кроме надзора за работницами, в обязанность "старицы" и ее помощницы входило "смотреть за чистотой палат и белья больных."
Попытки создать женскую службу в госпиталях носили временный характер и не получили устойчивого развития. Во многом эта инертность объясняется тем фактом, что после смерти Петра I в 1725 году к власти пришли противники его реформ. Понятие "женская служба в военных госпиталях" продолжало существовать в государственных Указах и госпитальных регламентах, но на практике оно было почти
забыто.










ГЛАВА 2. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 18 ВЕКА.ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ МАРИИ ФЁДОРОВНЫ.


В середине XVIII века женский уход за больными стал осуществляться в гражданских больницах.
В 1776 году в Москве создана Екатерининская больница на 150 коек. В больничный штат входили главный доктор, один лекарь, два подлекаря и 24 сиделки мужского и женского пола.
"В отчетах ревизоров, назначаемых медицинской коллегией для проверки, за 1785 год отмечено: "Для приготовления пищи, для мытья белья и содержания в чистоте постелей имеется при госпитале довольное число женщин из солдаток (солдатских жен ) и им пристойная плата производится. Оные (т.е. иные, другие) женщины употребляются к услужению больным, для которых по роду болезней их присмотр приличен."
Итак, женский труд по уходу за больными в госпиталях начинает находить признание. Пока этот труд- неквалифицированный. Однако, уже идет речь о специальном образовании для существовавших в народе во все времена повивальных бабок, то есть- акушерок. В 1754 году в Москве и Петербурге учреждаются первые повивальные школы. В 1764 году создается первая родовспомогательная больница.
Еще в начале XVIII века в Москве появились повивальные бабки, обученные за рубежом. В 1754 году, когда в России были созданы собственные повивальные школы, для учениц было выписано несколько экземпляров книги по акушерству шведского профессора Горна. В это же время в Сенат был послан проект "присяги повивальных бабок". Согласно этой присяги повивальные бабки обязывались: "Когда востребована буду, днем и ночью немедленно ходить, всякую возможную прилежность и усердие оказывать... Если родины продолжительны будут, к муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду ожидать настоящего времени, при том браных слов, клятв, пьянства, непристойных шуток, неучтивых речей и прочего совершенно удерживаться..."
А 30 января 1797 года специальным указом во всех губернских и уездных городах России введена должность повивальных бабок.
В 1763 году в Москве была открыта больница на 25 коек, названная Павловской в честь будущего императора Павла I. За больными мужского пола ухаживали солдаты, которых присылали из Военной коллегии. Для ухода за больными женского пола нанимали женщин из числа солдатских жен. "В Павловской больнице в Москве для ухода за больными по штату полагалось иметь баб -сиделок из жен и вдов больничных солдат. Одна из них предназначалась для осматривания больных женщин и проведения простейших процедур. Позже в Павловской больнице было постановлено нанимать только женский обслуживающий персонал- сиделок и кухарок." (1)

Также в 1763 г. известный русский просветитель И. И. Бецкой предложил создать в России систему учреждений для воспитания и профессиональной подготовки детей-подкидышей. Идею одобрила императрица Екатерина II. Она издала манифест о создании в Москве воспитательного дома на благотворительной основе и первой внесла 100 тыс. рублей. Учреждение было рассчитано на 500 детей, но обычно в нем находи-лись около 1400. Правила приема детей в дом были следующие:
"1) принимать в оный детей, кои либо тайно рождены, либо от убогих и неимущих родителей произошли, и через то избавить их от безвре¬менной погибели; 2) воспитать сих детей в пользу государства; 3) принимать бедных женщин, коим приходит время родить, чтобы они в том доме освободились от бремени". В 1770 г. Воспитательный дом с аналогичными целями был основан и в Петербурге.
Правильная организация работы воспитательных домов по обуче¬нию и профессиональной подготовке своих воспитанников давала положительные моральные и материальные результаты. Подводя итог благотворительной деятельности воспитательных домов, императрица Мария Федоровна, под контролем которой с 1797 г. осуществлялась их работа, писала: "Так как Воспитательные дома достигли уже той степени, что доходы значительно превышают все расходы, то и насту¬пило время употребить сей избыток на распределение действия главнейшей обязанности Воспитательных домов - благотворение страждущему человечеству". Таким "благотворением страждущему человечеству" была организация строи¬тельства больницы для бедных. (3)
Таким образом, в 1803 году по инициативе императрицы Марии Федоровны при Воспитательных домах в Петербурге и Москве были учреждены так называемые "Вдовьи дома" - приюты для бедных вдов, оставшихся без средства к существованию. Согласно идее императрицы Марии Федоровны, в стенах Вдовьих домов предстояло создать систему постоянного ухода за престарелыми и больными вдовами. Для воплощения идеи в жизнь предполагалось иметь постоянный персонал. Так, для ухода за престарелыми и больными была набрана особая группа женщин из числа вдов, которые уже проработали в других благотворительных учреждениях императрицы не менее 15 лет. Женщины получили особое название- "сердобольные вдовы". В разные годы во Вдовьих домах содержалось разное количество пациентов. Но, как правило, всегда на одну сердобольную вдову приходилось около десяти призреваемых.
Очень скоро организаторы Вдовьих домов осознали, что труд сердобольных вдов можно применить не только в уходе за престарелыми постояльцами Вдовьего дома, но и в больнице. Так, при Московском Вдовьем доме (а в начале своего существования он располагался в здании на углу Лефортовской улицы и Проезжего переулка в Москве) была специально построена и в 1806 году открыта Больница для бедных. С этих пор "больные всякого состояния, пола и возраста, всякой нации, бедные и неимущие (а не только престарелые вдовы) могли получать надзор сердобольных вдов". С одной стороны сердобольные вдовы продолжали выполнять свои основные обязанности по уходу за престарелыми обитательницами Вдовьего дома, с другой стороны - получили возможность ухаживать за больными в больнице и на дому и получать за свой труд плату.