Файл: Античное наследие в философии Возрождения Философия Сократа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Античное наследие в философии Возрождения
Философия Сократа | ||
Основные идеи Сократа | Философы Возрождения, которые опирались на идеи Сократа | Интерпретация (критика) учения Сократа в контексте философии Возрождения |
Знание и добро – два ключевых понятия, которыми владеет добродетельный человек Душа любого человека добрая, злость формируется на основе незнания. Не существует злых людей, ставших такими по доброй воле Истина кроется в переходе от знаний к действиям Добрые поступки свойственны мудрым людям Принцип четырех традиционных добродетелей базировался на храбрости, мудрости, справедливости и умеренности. По Сократу ключевое значение играет мудрость | Колюччо Салютати | |
Философия Платона | ||
Основные идеи Платона | Философы Возрождения, которые опирались на идеи Платона | Интерпретация(критика) учения Платона в контексте философии Возрождения |
Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; Окружающий мир (мир вещей) также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; Реально существует лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдоса); Любая вещь является лишь материальным отражением первоначальной идеи (эйдоса) как в зеркале данной вещи. | Томас Мор Томмазо Кампанелл | Неоплатонизм - это идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV веке. Философы-неоплатоники предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных по отношению к миру и вещам идей. Идеологи неоплатонизма не отрицали божественной природы человека, но рассматривали его как самостоятельный микрокосмос. |
Философия Аристотеля | ||
Основные идеи Аристотеля | Философы Возрождения, которые опирались на идеи Аристотеля | Интерпретация учения(критика) Аристотеля в контексте философии Возрождения |
Онтология. Аристотель рассматривал бытие как совокупность конкретных вещей, а не абстрактных идеальных форм. Он считал, что все сущее состоит из материи и формы. Теория познания. Аристотель говорил: «Познание себя — начало всякой мудрости». Философ утверждал, что познание начинается с опыта, а затем человек обобщает опыт и создает универсальные понятия, которые позволяют понимать мир в целом. Он различал разные виды познания, включая чувственное восприятие, память, индукцию и дедукцию. Политическая философия. Философ разработал теорию государства и общества, предложил различные формы правления, включая монархию, аристократию и демократию | Пьетро Помпонацци | Самыми значимыми трактатами Помпонацци являются «О бессмертии души», «О причинах явлений природы», «О судьбе, свободе воли, предопределении и божественном предвидении». Решение Помпонацци вопроса о бессмертии души отвечает о необходимости естественной этики, отвергающей откровение и чудеса. Он ссылается на учение Аристотеля о зависимости идей от органов чувств, о неотделимости души от тела — душа является материальной и поэтому смертной. Бессмертие души нельзя рационально, философски обосновать, в него можно лишь верить. |
Философия Эпикура | ||
Основные идеи Эпикура | Философы Возрождения, которые опирались на идеи Эпикура | Интерпретация учения(критика) Эпикура в контексте философии Возрождения |
человек своим появлением обязан самому себе и своим родителям; человек – результат развития природы; боги могут существовать, но не могут вмешиваться в жизнь людей и дела на Земле; человеческая судьба зависит не от богов, а только от самого человека; человеческая душа умирает вместе с телом; умение хорошо жить и хорошо умереть – одна и та же наука. | Ф. Петрарки Лоренцо Валлы | В первой половине 17-го века, в то время, когда Гассенди возрождал атомистическое эпикурейство, Рене Декарт, которого часто называют основателем современной философии, предложил аргументы, которые имели тенденцию подрывать атомизм. Реальность - это пленум, считал он, полная полнота; не может быть такой вещи, как пустая область или пустота атомизма. Поскольку материя - это не что иное, как пространственное расширение, ее единственные истинные свойства - геометрические и динамические. Поскольку протяженность повсюду, движение происходит не как прохождение через пустоту, как предполагал Эпикур, а как вихри или “водовороты”, в которых каждое движение создает широкую область движения, бесконечно простирающуюся вокруг себя. |