Файл: Ано дпо "уральский институт повышения квалификации и переподготовки".rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ"
Программа профессиональной переподготовки
Менеджмент в образовании: обеспечение развития и эффективности деятельности образовательной организации (620)
Дисциплина: Система управления качеством образования
Практическое задание 2, Модуль 2. Качество образования: проблемы формирования и управления
Выполнил:
слушатель Желтоухова Анастасия Андреевна
Преподаватель:
Пешков Дмитрий Николаевич
г. Пермь – 2023
Задание 1.
Выпишите несколько разных определений педагогики из разных учебных пособий и научных источников. Сформулируйте вывод, в котором выделено общее и особенное в представленных определениях.
Педагогика - термин многозначный. В педагогической литературе он трактуется как наука: 1) о воспитании человека на всех его возрастных этапах в самом широком смысле (включая и образование, и обучение, и развитие), 2) о сущности, условиях, законах педагогического процесса, 3) о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением, и направленных на развитие человека; 4) о том, ЧТО? КАК? И ЗАЧЕМ? должно быть сформировано в растущем человеке, чтобы он был готов к современной ЕМУ жизни (как сегодня, так и в будущем), а также к выполнению своих основных обязанностей - гражданина, семьянина, работника; 5) как совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих образование, воспитание и обучение. Педагогика - 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте; 3) наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности; 4) наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека в течении всех периодов его жизни… Вывод. Педагогика – совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования. |
Задание 2.
Перечислите методы обучения, относящиеся к указанным группам:
Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция, работа с книгой, учебником.
Наглядные методы: метод демонстрации (демонстрация приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов…), метод иллюстрации (плакаты, таблицы, картины, карты, зарисовки на доске, портреты, схемы, муляжи…), метод наблюдения (путешествия, экскурсии, прогулки, посещения музея, театра, библиотеки...)
Практические методы: упражнения, творческие, лабораторные, практические работы, решение задач, моделирование объектов, лабораторные эксперименты...
Задание 3.
Познакомьтесь с классификацией методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся (классификация М.Н. Лернера, И.Я. Скаткина). Заполните таблицу.
Классификация методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся
Название метода | Сущность метода | Достоинства | Недостатки |
Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) | Учитель объясняет, организует восприятие учебного материала различными способами, а учащиеся воспринимают, осмысливают, запоминают. | - высокая скорость изучения материала, - тренирует память и даёт знания, - экономность, - используется для передачи большого массива информации | - знания подносятся ученику в готовом виде, - низкий уровень мыслительной активности, - запоминание готовых знаний может быть неосознанным, - не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями и умениями |
Репродуктивный | Учитель объясняет, а ученики осмысливают, запоминают, воспроизводят, многократно повторяют учебный материал. | - выработка навыков выполнения действий по образцу, - экономность, - прочность знаний может быть значительной, - обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий | - знания преподносятся ученику в готовом виде, - метод не гарантирует развития творческих способностей учащихся |
Метод проблемного изложения | Учитель объясняет учебный материал как решение проблемы: сам ставит проблему и решает её, а учащиеся следят за действиями и ходом мысли учителя, получают образец рассуждений для самостоятельного решения проблемы. | - формирование логики и познания, - подготовка учеников к самостоятельным познавательным действиям | - учащиеся при таком методе объяснения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений |
Частично-поисковый (эвристический) | Учитель объясняет и организует поиск новых знаний, ученики самостоятельно рассуждают, решают познавательные задачи под руководством учителя. Учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска её решения. | - знания добываются учеником самостоятельно, - формирование умений обнаруживать связи, зависимости, - в учащихся формируются осознанные прочные знания, - каждый шаг предполагает творческую деятельность | - отсутствует целостное решение проблемы |
Исследовательский | Учитель формулирует проблему (иногда вместе с учащимися), в процессе решения проблемы помогает лишь в затруднительных случаях или наблюдает за деятельностью учащихся, фиксируя их успехи и неудачи, учащиеся самостоятельно решают проблему в процессе исследования проблемы. | - знания добываются учеником самостоятельно, - выработка умений самоорганизации познания, - развитие в учащихся способностей творческого применения знаний - учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной | - значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся |
Задание 4.
Охарактеризуйте общую структуру учебных программ (примерное содержание их основных разделов).
Примерная структура учебных программ | |
Структурные элементы | Содержание разделов |
Титульный лист | - полное наименование образовательного учреждения; - гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты); - название учебного курса, для изучения которого написана программа; - указание параллели, на которой изучается программа; - фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких); - возраст детей (класс) на который рассчитана программа; - срок реализации программы; - название города, населенного пункта; - год разработки программы |
Пояснительная записка | - кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся; - концепция (основная идея) программы; - обоснованность (актуальность, новизна, значимость); - указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; - кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения; - указание на место и роль курса в обучении; - цели, задачи; - сроки реализации программы; - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых); - общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий; - логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана; - предполагаемые результаты; - система оценки достижений учащихся; - инструментарий для оценивания результатов; - требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе; - приводится используемая в тексте программы система условных обозначений. |
Учебно-тематический план | - перечень разделов, основных тем, подтем и последовательность их изучения; - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; - вид занятий (теоретические или практические, количество часов); - формы и методы контроля; - др. |
Содержание программы (учебного курса) | - перечень и название раздела и тем курса; - необходимое количество часов для изучения раздела, темы; - содержание учебной темы: - основные изучаемые вопросы; - практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; - требования к знаниям и умениям обучающихся; - формы и вопросы контроля; - возможные виды самостоятельной работы учащихся |
Перечень учебно-методического обеспечения (Методические рекомендации) | - методические и учебные пособия; - оборудование и приборы; - дидактический материал; - др. |
Список литературы (основной и дополнительной) | - литература, использованная при подготовке программы; - литература, рекомендованная для учащихся; - образовательные диски. |
Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе.
Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.
Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе.
Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.
Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.
Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.
Задание 5. Анализ понятия «воспитание»
Проанализируйте определения понятия «воспитание», встречающиеся в современной психолого-педагогической литературе. Выделите ключевые характеристики понятия «воспитание».
«Воспитание – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду».
М. В. Гамезо
«Воспитание – есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью сформировать у него определенные (рассматриваемые обществом в каждый исторический период его развития как социально значимые позитивные) ценностные ориентации, принципы поведения, системы оценок и т. д., выраженное отношение к себе, к другим людям, к обществу, к миру».
И. А. Зимняя
«Психология воспитания – особая отрасль педагогической психологии, которая исследует внутреннюю сущность воспитательного процесса. Предмет психологии воспитания – формирование личности в процессе воспитания».
А.В. Петровский
«Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду».
Л. Д. Столяренко
«Педагогическая воспитательная деятельность – это преднамеренное создание условий становления личности, и она всегда предполагает собственную активность воспитываемого лица. На высших стадиях эта активность приобретает сознательный характер и превращается в целенаправленную и планомерную деятельность по самовоспитанию».
Т. В. Габай
«Суть проблемы воспитания заключается в оказании ребенку индивидуализированной педагогической помощи в целях становления его субъективности в единстве природных, психологических и культурных качеств».
М. А. Холодная
«Воспитание – это процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка; научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности».
И. Н. Логвинов
В широком смысле – воспитание – это воздействие общества на человека. В узком, педагогическом смысле – воспитание – это процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества. Воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом. В результате целенаправленного педагогического процесса решаются задачи умственного, социально-нравственного, трудового, художественно-эстетического и физического воспитания. |
Задание 6.
Познакомьтесь с различными отечественными и зарубежными воспитательными системами, проанализируйте их. Результаты анализа представьте в табличном виде. Рекомендуется представить результаты анализа не менее 5 воспитательных систем. Например, можно рассмотреть 2 зарубежные и 3 отечественные воспитательные системы.
Название воспитательной системы | Авторы | Основные идеи и особенности воспитательной системы |
Зарубежные воспитательные системы | ||
«Справедливые сообщества». | Лоуренс Кольберг | Воспитательная система «справедливое сообщество» появилась в США в 60-х гг. В основе этой системы лежат идеи Л. Кольберга, который рассматривал воспитание как продвижение от низшей к более высокой ступени; нравственное развитие идет последовательно по восходящей и зависит от умственного. «Справедливые сообщества» представляют небольшие объединения педагогов и учащихся в рамках традиционной школы на основе равноправия и демократии, сотрудничестве. У сообщества есть свой кодекс поведения, основанный на принципах справедливости и заботы друг о друге, что делает обстановку в школе эмоционально комфортной. Содержание деятельности сообщества определяется заботой об окружающих людях, что делает их близкими к воспитательной системе «общей заботы» И.П. Иванова в российской педагогике. "Справедливое сообщество" позволяет, по мнению Кольберга и его последователей, сбалансировать справедливость и коллективность, обеспечить эффективное развитие каждого ученика, не нарушая целостности школьного сообщества. В идеале "справедливое сообщество" дает возможность и учителям, и ученикам обрести прочные ценностные ориентиры, трансформировать узкоэгоистические интересы в правила и нормы группового поведения. Но важно не переступить черту, за которой находится прямое давление учителя на ценностные установки учащихся. |
Воспитательная система вальдорфских школ. | Рудольф Штейнер | Педагогическая концепция Р. Штайнера (1861 – 1925) была создана в начале 20-х гг. прошлого века на основе религиозно-философского учения (антропософии) и направлена на духовное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей с помощью специальных упражнений. В центре концепции представлены различные виды деятельности детей: трудовая, художественная, театрализованная. В этой школе нет стабильных учебных программ, планов, учебников; нет строгой регламентации жизни учащихся; нет оценок; к работе школы активно привлекаются семьи воспитанников. Обучение проходит по эпохам методом погружения, много игры и права на свободный творческий поиск для ребенка, внимание к здоровью ребенка. Надо отметить, что позиция Р.Штайнера по религиозному воспитанию, которое осуществлялось как частное обучение, свободное христианское воспитание, не принималось православием, т.к. содержало много элементов мистицизма. Главная задача школы- развитие физических, душевных и духовных сил ребенка. Эта цель реализуется во всех элементах школьной системы. Особенное значение придается экспрессивным методам обучения и воспитания, имеются в виду занятия искусством, художественным ремеслом, вальдорфской гимнастикой- эвритмией, сочетающей музыку, медитацию, слово, физические упражнения, также широко используется дополнительное просвещение (музеи, театр и др.), большая роль отводится трудовому воспитанию (переплетное, столярное дело, прикладное искусство, бытовой труд). Особенностью методики данного автора является то, что классный учитель заботится об интеллектуальном и духовном развитии каждого ребенка. |
Отечественные воспитательные системы | ||
Гуманистическая воспитательная система «общей заботы». | Игорь Петрович Иванов | По мнению Г.К. Селевко, эту систему отличает направленность на воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножать общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества. Коллективное творческое воспитание (по И.П. Иванову) признает диалог всех возникающих точек зрения; уважение самого ребенка, его уникальной позиции в мире; социальную направленность деятельности; коллективную деятельность как средство создания мощного творческого поля; использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности; создание условий для проявления и формирования основных черт творческой самодеятельности. Сама своеобразная технология организации воспитательной работы с детьми получила название методики или технологии коллективных творческих дел (КТД) как способ организации яркой, наполненной трудом, общением, заботой, жизни воспитанников и воспитателей на основе стимулирования творческой деятельности детей и создания временных органов самоуправления (советов дел). Иванов большое значение уделял именно коллективной работе и коллективным делам. Он считал, что только в коллективной работе, в команде, человек может полностью раскрыться, прочувствовать дух коллективизма, заражаясь энтузиазмом, желанием творить добрые дела. Коллективная деятельность предусматривает возникновение чувства социального единения, доверия, душевного подъема. Основная деятельность этой системы – коллективная творческая деятельность, направленная на служение людям, родине, на заботу о близких и далеких людях, о себе. |
Гуманистическая воспитательная система. | Владимир Абрамович Караковский | А. Сидоркин отмечает, что концепция воспитания В.А. Караковского опирается на идею системности, комплексности воспитания, интеграции средств воспитательного воздействия, ориентации на личность школьника, его интересы и потребности, идею общественной и личной ценности школы. В школе и организационном строении коллектива присутствуют постоянные и временные органы управления (совет дела, совет сборовских комиссаров, дежурный командир класса). Все решения предварительно обговариваются, при необходимости выносятся на Большой совет, куда входят педагоги, представители всех классов, начиная с шестых. Большинство в нем составляют школьники. Существенным признаком воспитательной системы являются использование коммунарской методики, высокий уровень неформальных межличностных отношений, взаимодействие с наукой. Творческое перенесение «коммунарской методики» И.П. Иванова – главное достоинство этой воспитательной системы. Караковский считал, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к таким ценностям, которые должны рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности. Из всего списка общих ценностей он выделил 8: человек, семья, труд, знания, культура, отечество, Земля, мир и покой. Итак, модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы, которую реализовал В. А. Караковский, основана на целостной педагогической концепции "Мы - школа"; интеграции педагогических взаимодействий; коммунарской методике; высоком уровне неформальных межличностных отношений; творчестве; взаимодействии с наукой. |
Авторские воспитательные системы: Система воспитания человека в коллективе и через коллектив. Технология свободного труда. | Антон Семенович Макаренко Селестен Френе | Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А. С. Макаренко была реализована в России в период с 1930 по 1980 год. Она получила известность во всем мире как система «коммунистического воспитания». Главная ее задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны были быть всегда выше личных. Этот процесс рассматривается и реально организуется в соответствии с тремя этапами развития коллектива. Первый этап характеризуется низким уровнем развития коллектива, и приоритет в постановке целей, выборе форм коллективной деятельности и оценке результатов отдается воспитателю как организатору и руководителю, На втором этапе, в процессе формирования актива и лидеров, управление частично отдается наиболее инициативным членам коллектива. На третьем, высшем этапе развития коллектива самоуправление становится главным звеном управления всей работой. При этом усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется ведущая роль воспитателя. Каждый коллектив должен был руководствоваться «законами движения коллектива», сформулированными А. С. Макаренко. Например, принцип параллельного и индивидуального действия, система перспективных линий. Основными показателями успешности воспитания в рамках данной системы считались коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность перед коллективом, коммунистическая целеустремленность, убежденность и чувство гордости. Данная технология предполагает воспитание ребенка на основе общественно-полезного труда. Особенностью содержания автор выделяет то, что ребенок сам строит свою личность, а учитель только ему в этом помогает. Очень важна свобода самовыражения ребенка, его целенаправленное побуждение эмоциональной и творческой активности ребенка. Система предполагает использование новых материальных средств воспитания (типография). В методике автор большое значение уделяет информации. Информация имеется в книгах, аудиовизуальных и компьютерных средствах, предпочтение отдается личному общению с владельцем информации. Самовыражение личности ребенка также тесно связано с информацией: дети пишут свободные тексты-сочинения, сами делают типографский набор. Изготавливают клише, издают газеты, журналы, книжки. Типография- важнейшее воспитательное средство. Письменная речь и навыки чтения формируются на основе детских свободных текстов, которые каждый ребенок пишет и публично читает. Класс выбирает «текст дня», фиксирует его, и все переписывают этот текст, при этом каждый может внести свои дополнения и «редакторскую» правку. Френе дал в руки детям кинокамеру, при помощи которой они создавали собственные фильмы о жизни школы. Также предусмотрена работа в мастерских, саду, скотном дворе. Учитель Френе- не лидер, у него роль консультанта, который создает условия для развития и всегда готов прийти на помощь. |