Файл: Составление описательного рассказа о предметах посуды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе №2
Воспитатель: Габдрахимова З.Х.
Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды
Цель: Расширить и активизировать знания детей по теме «Посуда»
Задачи:
- Формировать умение различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды; составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды с опорой на схему;

- Продолжить работу над обогащением и уточнением словаря: слова – антонимы; названия частей посуды; названия предметов посуды, образованные по аналогии слова (сахарница и т.д);

- Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных и согласовывать их в роде и числе;

- Развивать зрительное внимание, речевой слух, координацию речи с движениями;

- Воспитывать умение слушать педагога и сверстников.
Предварительная работа: беседы, дидактические игры по теме «Посуда», рассматривание иллюстраций;рассматривание посуды из разного материала; чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе», пальчиковая игра.

Оборудование: иллюстрации с изображением посуды, мяч, схема, магнитная доска.

Методы и приёмы: словесный – загадка, составление описательного рассказа, вопросы, отрывок из сказки;

наглядный – иллюстрации, схема;

практический – физминутка, дид.игра «Четвёртый лишний», речевые игры «Скажи наоборот», «Какая посуда»

- Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

- Ребята, я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер; мы будем приветливы, дружелюбны.

На занятии мы с вами сегодня будем внимательнвми, активными, будем поднимать руку – отвечать на вопросы, выполнять задания;будем слушать друг друга, не перебивать, не выкрикивать. Договорились?
Вводная часть:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
«Что поможет без труда

Приготовить нам всегда

И обед, и завтрак, ужин

Что для этого нам нужно?» (посуда)
- Ребята, а вы помните сказку про бабушку Федору? Какое горе у нее случилось?

- Как вы думаете, почему от Федоры ушла вся посуда?
Дети: Она ее не мыла, не чистила, закоптила, запылила, плохо хранила ее, часто разбивала

Воспитатель : Да, Федора совершенно ничего не знала о посуде, не умела правильно с ней обращаться, вот и убежала она от неё.

Речевая игра «Какая посуда?» (подбор прилагательных)

-Какая посуда была уФедоры в начале сказки? (Грязная, не мытая, пыльная, закопчённая, разбитая…)

-Какой стала посуда? (Чистая, сияющая, блестящая, сверкающая…)

- Ребята, а вы помните, что сказала Федора такое, что посуда решила вернуться к ней?

«Ой вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои,

Вы пойдите-ка немытые домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно, солнышко сиять»
- Ребята, в далёкие-далёкие времена, люди обходились без посуды. Овощи они ели сырыми, мясо жарили на огне, ели его руками. Но очень скоро они поняли, что это не очень удобно, и стали создавать первые предметы посуды
- Мне кажется, мы с вами знаем много о посуде, и сейчас выполним несколько заданий.

(дети садятся за столы перед доской)

Задание 1: На столе много картинок с изображением посуды. Нам надо разделить их на группы.

Если дети затрудняются, выставляю 3 картинки: «чайник», «стол», «плита», обозначающие чайную, столовую и кухонную посуду
- Как называют посуду в которой готовят еду и напитки? В ней варят, жаря, пекут,кипятят… КУХОННАЯ (кастрюля, сковорода, чайник, формы для выпекания, дуршлак, горшочек…)

- Как называется посуда,которую мы ставим на стол, когда принимаем пищу,посуда из которой мы едим? СТОЛОВАЯ (тарелки глубокие и мелкие, супница, салатница, хлебница, солонка, перечница, салфетница)

- Как называется посуда, которую мы ставим на стол, когда пьём чай ? ЧАЙНАЯ ( чайные пары, кружки, стаканы, чайник заварочный,сахарница, маслёнка, конфетница, ваза для варенья, сырница…)

- Какие СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ вы знаете, т.е. с помощью этих приборов мы кушаем (ложки, вилки, ножи)

Итак, выбирете картинки, где изображена

Кухонная посуда….

Столовая посуда….

Чайная посуда….

Столовые приборы…

Задание 2: (встаём в круг, у меня - мяч)

- Ребята, посуду делают из разного материала. Например, из дерева… Ещё из какого материала производят посуду?

(из металла, стекла, пластмассы и т.д)

-Сечас мы поиграем в игру с мячом в круге. Я каждому из вас брошу мяч и скажу из чего сделана посуда, а вы бросаете мяч мне и говорите КАКАЯ эта посуда. Например, тарелка из глины (какая?) - ГЛИНЯНАЯ



Воспитатель Дети
Миска из дерева – деревянная миска
Нож из металла – металлический нож
Конфетница из хрусталя – хрустальная конфетница
Горшочек из глины - глиняный горшочек
Чайник из стекла – стеклянный чайник
Чашка из фарфора – фарфоровая чашка
Ложка из серебра – серебряная ложка
Поднос из пластмассы - пластмассовый поднос

Ложка из металла – металлическая ложка

Сковорода из чугуна – чугунная сковорода
Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

– Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите как будет наоборот.

Ложка чистая – ложка грязная.

Тарелка глубокая – тарелка мелкая.

Кастрюля большая – кастрюля маленькая.

Сковорода тяжелая – сковорода легкая.

Нож острый – нож тупой,
Чашка новая – чашка старая,
Стакан высокий – стакан - низкий

Задание 3: (дети берут стулья и ставят перед компьютером)
Дидактическая игра «Что лишнее?»

Показываю детям карточки, на которых изображены четыре предмета, и прошу найти лишний, назвать его и объяснить, почему он лишний, а к оставшимся трем предметам подобрать обобщающее слово.
Физминутка:

Вот большой стеклянный чайник,

 Очень важный, как начальник.

Дети «надувают» живот,

одна рука на поясе, другая  

изогнута, как носик.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Приседают, одна рука на поясе.

 

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни-разобьются.

Кружатся, рисуя руками круг.

 

Вот серебряные ложки,

 

Потягиваются, руки вверх,

сомкнуть над головой,

Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принёс.

делают большой круг.

Задание 4:

Составление описательного рассказа о посуде

– Ребята, сейчас я предлагаю вам побыть настоящими писателями и придумать рассказ о любом предмете посуды. Чтобы было легче описывать предмет – посмотрите на схему.

Схема - наша помощница, глядя на ее окошки, мы можем красиво и правильно рассказать о посуде. Я вам напомню, о чем мы должны рассказать, а вы постарайтесь придумать красивый рассказ о посуде.

Итак (воспитатель говорит и показывает на каждое окошко схемы), сначала мы назовём что это? Затем расскажем о том, какого цвета посуда, затем – какой она величины, потом узнаем, из каких частей состоит, и в конце вы расскажете, что можно в этой посуде готовить .

- Что это?

- Какого цвета?

- Какого размера?

- Из каких частей состоит?

- Какая по назначению?(кухонная, столовая, чайная, столовый прибор)

- Для чего она нужна?

Это чайник. Он большой, красный. У него есть крышка, носик, ручка. Чайник это кухонная посуда. В нём кипятят воду.

Итог: Ребята, мы выполнили задания, Молодцы!

Что было сложным для вас?

И в заключении послушайте стихотворение, которое выучил….

Помогать готова всюду

Нам различная посуда,

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Благодарны мы посуде,

И её за это будем

За собою убирать

Чисто мыть и протирать!

- Да, ребята, я надеюсь дома вы помогаете маме на кухне. А как мы помогаем Наталье Евгеньевне? (дежурим, уносим посуду со столов)