Файл: Составление описательного рассказа о предметах посуды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе №2
Воспитатель: Габдрахимова З.Х.
Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды
Цель: Расширить и активизировать знания детей по теме «Посуда»
Задачи:
- Формировать умение различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды; составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды с опорой на схему;
- Продолжить работу над обогащением и уточнением словаря: слова – антонимы; названия частей посуды; названия предметов посуды, образованные по аналогии слова (сахарница и т.д);
- Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных и согласовывать их в роде и числе;
- Развивать зрительное внимание, речевой слух, координацию речи с движениями;
- Воспитывать умение слушать педагога и сверстников.
Предварительная работа: беседы, дидактические игры по теме «Посуда», рассматривание иллюстраций;рассматривание посуды из разного материала; чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе», пальчиковая игра.
Оборудование: иллюстрации с изображением посуды, мяч, схема, магнитная доска.
Методы и приёмы: словесный – загадка, составление описательного рассказа, вопросы, отрывок из сказки;
наглядный – иллюстрации, схема;
практический – физминутка, дид.игра «Четвёртый лишний», речевые игры «Скажи наоборот», «Какая посуда»
- Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Ребята, я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер; мы будем приветливы, дружелюбны.
На занятии мы с вами сегодня будем внимательнвми, активными, будем поднимать руку – отвечать на вопросы, выполнять задания;будем слушать друг друга, не перебивать, не выкрикивать. Договорились?
Вводная часть:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
«Что поможет без труда
Приготовить нам всегда
И обед, и завтрак, ужин
Что для этого нам нужно?» (посуда)
- Ребята, а вы помните сказку про бабушку Федору? Какое горе у нее случилось?
- Как вы думаете, почему от Федоры ушла вся посуда?
Дети: Она ее не мыла, не чистила, закоптила, запылила, плохо хранила ее, часто разбивала
Воспитатель : Да, Федора совершенно ничего не знала о посуде, не умела правильно с ней обращаться, вот и убежала она от неё.
Речевая игра «Какая посуда?» (подбор прилагательных)
-Какая посуда была уФедоры в начале сказки? (Грязная, не мытая, пыльная, закопчённая, разбитая…)
-Какой стала посуда? (Чистая, сияющая, блестящая, сверкающая…)
- Ребята, а вы помните, что сказала Федора такое, что посуда решила вернуться к ней?
«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои,
Вы пойдите-ка немытые домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно, солнышко сиять»
- Ребята, в далёкие-далёкие времена, люди обходились без посуды. Овощи они ели сырыми, мясо жарили на огне, ели его руками. Но очень скоро они поняли, что это не очень удобно, и стали создавать первые предметы посуды
- Мне кажется, мы с вами знаем много о посуде, и сейчас выполним несколько заданий.
(дети садятся за столы перед доской)
Задание 1: На столе много картинок с изображением посуды. Нам надо разделить их на группы.
Если дети затрудняются, выставляю 3 картинки: «чайник», «стол», «плита», обозначающие чайную, столовую и кухонную посуду
- Как называют посуду в которой готовят еду и напитки? В ней варят, жаря, пекут,кипятят… КУХОННАЯ (кастрюля, сковорода, чайник, формы для выпекания, дуршлак, горшочек…)
- Как называется посуда,которую мы ставим на стол, когда принимаем пищу,посуда из которой мы едим? СТОЛОВАЯ (тарелки глубокие и мелкие, супница, салатница, хлебница, солонка, перечница, салфетница)
- Как называется посуда, которую мы ставим на стол, когда пьём чай ? ЧАЙНАЯ ( чайные пары, кружки, стаканы, чайник заварочный,сахарница, маслёнка, конфетница, ваза для варенья, сырница…)
- Какие СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ вы знаете, т.е. с помощью этих приборов мы кушаем (ложки, вилки, ножи)
Итак, выбирете картинки, где изображена
Кухонная посуда….
Столовая посуда….
Чайная посуда….
Столовые приборы…
Задание 2: (встаём в круг, у меня - мяч)
- Ребята, посуду делают из разного материала. Например, из дерева… Ещё из какого материала производят посуду?
(из металла, стекла, пластмассы и т.д)
-Сечас мы поиграем в игру с мячом в круге. Я каждому из вас брошу мяч и скажу из чего сделана посуда, а вы бросаете мяч мне и говорите КАКАЯ эта посуда. Например, тарелка из глины (какая?) - ГЛИНЯНАЯ
Воспитатель Дети
Миска из дерева – деревянная миска
Нож из металла – металлический нож
Конфетница из хрусталя – хрустальная конфетница
Горшочек из глины - глиняный горшочек
Чайник из стекла – стеклянный чайник
Чашка из фарфора – фарфоровая чашка
Ложка из серебра – серебряная ложка
Поднос из пластмассы - пластмассовый поднос
Ложка из металла – металлическая ложка
Сковорода из чугуна – чугунная сковорода
Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
– Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите как будет наоборот.
Ложка чистая – ложка грязная.
Тарелка глубокая – тарелка мелкая.
Кастрюля большая – кастрюля маленькая.
Сковорода тяжелая – сковорода легкая.
Нож острый – нож тупой,
Чашка новая – чашка старая,
Стакан высокий – стакан - низкий
Задание 3: (дети берут стулья и ставят перед компьютером)
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Показываю детям карточки, на которых изображены четыре предмета, и прошу найти лишний, назвать его и объяснить, почему он лишний, а к оставшимся трем предметам подобрать обобщающее слово.
Физминутка:
Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. | Дети «надувают» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик. |
Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. | Приседают, одна рука на поясе. |
Вот фарфоровые блюдца, Только стукни-разобьются. | Кружатся, рисуя руками круг. |
Вот серебряные ложки, | Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой, |
Вот пластмассовый поднос- Он посуду нам принёс. | делают большой круг. |
Задание 4:
Составление описательного рассказа о посуде
– Ребята, сейчас я предлагаю вам побыть настоящими писателями и придумать рассказ о любом предмете посуды. Чтобы было легче описывать предмет – посмотрите на схему.
Схема - наша помощница, глядя на ее окошки, мы можем красиво и правильно рассказать о посуде. Я вам напомню, о чем мы должны рассказать, а вы постарайтесь придумать красивый рассказ о посуде.
Итак (воспитатель говорит и показывает на каждое окошко схемы), сначала мы назовём что это? Затем расскажем о том, какого цвета посуда, затем – какой она величины, потом узнаем, из каких частей состоит, и в конце вы расскажете, что можно в этой посуде готовить .
- Что это?
- Какого цвета?
- Какого размера?
- Из каких частей состоит?
- Какая по назначению?(кухонная, столовая, чайная, столовый прибор)
- Для чего она нужна?
Это чайник. Он большой, красный. У него есть крышка, носик, ручка. Чайник это кухонная посуда. В нём кипятят воду.
Итог: Ребята, мы выполнили задания, Молодцы!
Что было сложным для вас?
И в заключении послушайте стихотворение, которое выучил….
Помогать готова всюду
Нам различная посуда,
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Благодарны мы посуде,
И её за это будем
За собою убирать
Чисто мыть и протирать!
- Да, ребята, я надеюсь дома вы помогаете маме на кухне. А как мы помогаем Наталье Евгеньевне? (дежурим, уносим посуду со столов)