Файл: 2 проанализировать историографический анализ подходов к категории среда в психологопедагогической теории и практике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образовательная среда школы как фактор эффективной инклюзивной практики
Цель: Рассмотреть образовательную среду школы, как фактор инклюзивной практики
Задачи:
1) Рассмотреть главные определения по теме
2) проанализировать историографический анализ подходов к категории «среда» в психолого-педагогической теории и практике
3) изучить принципы инклюзивной культуры, заложенные в основу развития инклюзивной образовательной среды
4) рассмотреть условия организации инклюзивной среды в образовательном учреждении
Рассмотрим несколько определений
Слайд 2
Образовательная среда — это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученика
Инклюзивная практика - другая мера компетентности всех участников образовательных отношений
Инклюзия — это процесс реального включения в активную жизнь социума людей, имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями.
Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с особыми образовательными потребностями, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в массовых образовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы учреждения.
Понятие «среда» рассматривается в различных контекстах: культуры, социума, деятельности, как «культурная среда», «социальная среда», «социокультурная среда», «обучающая среда», «образовательная среда».
Понятие «образовательная среда» (и производные от него) в педагогической лексике появилось и изучается учеными как в нашей стране, так и за рубежом, на протяжении последних десятилетий, то есть сравнительно недавно. Большинство отечественных авторов рассматривает обрзовательную среду как совокупность взаимосвязанных, взаимно обогащающих и дополняющих друг друга факторов (материальных, пространственно-предметных, педагогических, социально-психологических и др.), которые оказывают существенное влияние на характер образовательного процесса.
Слайд 3
По мысли Л. С. Выготского, образовательная среда – это основной рычаг воспитания, и педагог выступает в воспитательном процессе в двойной роли: «с одной стороны, организатором и управителем социальной воспитательной среды, а с другой – частью этой среды». Л. С. Выготский пишет, что «воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды»
В.В. Рубцовым (2001) образовательная среда понимается как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), в рамках которой создаются особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися, обеспечивающие передачу учащимся необходимых для функционирования в данной общности норм жизнедеятельности, включая способы, знания-умения-навыки учебной и коммуникативной деятельности. Структура образовательной среды включает «внутреннюю направленность» школы, психологический климат, социально-психологическую структуру коллектива, психологическую организацию передачи знаний, психологические характеристики учащихся и т.д
Подход В.И. Слободчикова (2000) определяет среду как совокупность условий, обстоятельств, окружающую индивида обстановку и соответственно — границу, определяемую масштабом защиты от среды и её «утилизации» (способностью к ассимиляции и аккомодации).
В качестве параметров образовательной среды выделяются «насыщенность» (ресурсный потенциал) и «структурированность» (способ организации). организации).
Слайд 4
А сейчас рассмотрим краткий историографический анализ подходов к категории «среда»
в психолого-педагогической теории и практике.
Исторический период | Значение феномена образовательной среды в психолого-педагогической теории и практике (персоналии, внесшие весомый вклад в развитие категории образовательной среды) |
Античность | Осуществление попыток теоретически обосновать значение среды в гармоничном развитии личности (Платон, Аристотель, Эпикур) |
Средневековье | Окружающая действительность должна была содействовать воспитанию послушного, самодисциплинированного христианина |
Эпоха Возрождения | Внешняя среда несет положительную воспитательную и обучающую функции (Т. Кампанелла); образовательная среда школы должна способствовать эстетическому воспитанию (В. да Фельтре) |
Эпоха Просвещения | Среде отводится решающее значение в развитии личности, которая, в свою очередь, преобразует среду (Дж. Локк, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) |
20-е годы ХХ в. | Утверждение термина «среда» в отечественной педагогике и психологии (С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, И. Я. Арямов, Ю. Ф. Фролов). Рассмотрение свободного воспитания ребенка в образовательной среде (Дж. Дьюи) |
Значимыми для Отечественной науки были 30 30-е годы ХХ в. | Определение основных стратегических путей формирования современного понятия «образовательная среда» (Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, С. С. Моложавый, А. С. Залужный) |
60-е годы ХХ в. | Характеристика среды как фактора воспитания и социализации ребенка, являющегося и объектом и субъектом этого процесса |
70–80-е годы ХХ в. | Создание образцов развивающей среды как организованного образовательного и социокультурного пространства (В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков). Становление системного подхода к анализу значения среды в образовательном процессе (Б. З. Вульфов, В. Д. Семенов) |
Слайд 5
Образовательная среда должна выполнять следующие функции:
- удовлетворения физиологических потребностей;
- удовлетворения потребности в безопасности;
- усвоения групповых норм и идеалов; возможности удовлетворения социальных потребностей (в любви, уважении, признании, общественном одобрении);
- удовлетворения потребности в труде, значимой деятельности;
- удовлетворения потребности в сохранении и повышении самооценки;
- в удовлетворении и развитии познавательной потребности в особой области (интересов);
- удовлетворения и развития потребности в преобразующей деятельности в особой области (склонности);
- удовлетворения и развития потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки;
- удовлетворения и развития потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира;
- удовлетворения и развития потребности в овладении все более высоким уровнем мастерства в своем деле;
- удовлетворения и развития потребности в самоактуализации личности
Понятие «образовательная среда» выступает как родовое для таких понятий, как «школьная среда», «информационно-образовательная среда», «педагогическая среда», «воспитывающая среда», «учебная среда», «семейная среда» и т.п., акцентирующих те или иные аспекты взаимодействия личности со средой.
Слайд 6
Рассмотри еще несколько определений Школьная среда — институционально ограниченная совокупность возможностей для развития личности школьников, возникающих под влиянием педагогически спроектированных организационно-технологических и пространственно-предметных условий, а также случайных факторов в контексте событийного взаимодействия членов школьного сообщества. (В.А. Ясвин)
(И.М. Улановская) Образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая:
– определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности;
– проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся выбираемые школой учебные программы, организация работы на уроках, тип взаимодействия педагогов с учащимися, качество оценок, стиль неформальных отношений между детьми, организация внеучебной школьной жизни, материально-техническое оснащение школы, оформление классов и коридоров и т.п.);
– содержательно оценивается по тому эффекту в личностном (самооценка, уровень притязаний, тревожность, преобладающая мотивация), социальном (компетентность в общении, статус в классе, поведение в конфликте и т.п.), интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь.
По мнению М.Ю. Перфильева, С.А. Прушинсконго, переход школ к использованию инклюзивных подходов в образовании может быть довольно болезненным, поскольку школам придется рассмотреть собственные дискриминационные действия в отношении тех или иных групп социальных меньшинств.
Слайд 7
Включающие и исключающие подходы в образовании можно рассматривать в рамках трех взаимосвязанных аспектов, или трех осей, отражающих наиболее важные направления улучшения ситуации в школах: формирование инклюзивной культуры, развитие инклюзивной политики и внедрение инклюзивной практики: внедрение инклюзивной практики, развитие инклюзивной политики, формирование инклюзивной культуры.
Все эти три аспекта очень важны для развития инклюзии в школе.
В любом плане реформ и изменений, проводимых в школе, необходимо уделять внимание всем трем направлениям. Тем не менее, аспект «формирование инклюзивной культуры» намеренно помещен в основание треугольника. Школьная культура является основой проводимых реформ и изменений. Именно инклюзивная культура, которая формируется в школе, изменяет политику и практику образования и обучения, она может быть активно поддержана новыми сотрудниками и учениками школы.
Формирование инклюзивной культуры в школе способствует созданию безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников, сообщества, в котором ценность вклада каждого является основой общих достижений. Такая школьная культура создает общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми новыми сотрудниками, учениками, администраторами и родителями/опекунами. В инклюзивной культуре эти принципы и ценности влияют как на решения в отношении всей школьной политики, так и на ежесекундную практику обучения в каждом классе. Развитие инклюзивной школы становится при этом постоянным и непрерывным процессом.
Слайд 8
В основу развития инклюзивной образовательной среды, воплощающей принципы инклюзивной культуры, заложены следующие принципы: Принцип раннего включения в инклюзивную среду: обеспечивает возможность абилитации, то есть первоначального формирования способностей к социальному взаимодействию ребенка с ОВЗ. Принцип коррекционной помощи: ребенок с нарушениями развития обладает компенсаторными возможностями, важно их «включить», опираться на них в построении образовательновоспитательного процесса. Ребенок, как правило, быстро адаптируется к социальной среде при организации поддерживающего пространства и специального сопровождения.
Принцип индивидуальной направленности образования: ребенок с ОВЗ с учетом его индивидуальных образовательных возможностей может осваивать общую для всех образовательную программу, при необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от особенностей и возможностей ребенка. Принцип командного способа работы: специалистам сопровождения, педагогам, родителям необходимо совместно определять цели, задачи и методы психолого-педагогической деятельности в отношении каждого ребенка. Принцип активности родителей, их ответственности за результаты развития ребенка: родители являются полноправными членами команды, поэтому им должна быть предоставлена возможность принимать активное участие в обсуждении педагогического процесса, его динамики и коррекции. Принцип приоритета социализации как процесса и результата инклюзии: главный целевой компонент в работе – формирование социальных умений ребенка, освоение им опыта социальных отношений.
Ребенок должен научиться принимать активное участие во всех видах деятельности детей, не бояться проявлять себя, найти себе друзей; развивая межличностные отношения, научить других детей принимать себя таким, какой он есть.
Слайд 9
Условия организации инклюзивной образовательной среды:
1. Преемственность дошкольного и школьного образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений).
Создание гибкой и вариативной организационнометодической системы, адекватной образовательным потребностям детей с различными возможностями обеспечивается преемственностью систем дошкольного и школьного образования. Совместная деятельность специалистов детского сада и школы осуществляется как сотрудничество по выработке совместных решений в сфере создания педагогических условий инклюзии.
Сотрудничество осуществляется в следующих формах: совместное проведение педагогических советов и совещаний, совместное проведение родительских собраний, совместное проведение воспитательных мероприятий,
Слайд 10
2. Комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса: педагога (научный руководитель, администрация), обучения детей (дефектолог, психолог, родители) и социализации детей (психолог, родители, волонтеры).
Сопровождение участников образовательного процесса реализуется посредством следующих инновационных технологий, которые в совокупности реализуют комплексный разноуровневый характер сопровождения участников педагогического процесса: