Файл: Проблемы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ.
1.1 Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок». Признаки одаренности.
1.3 Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте
1.4 Факторы, влияющие на развитие одаренности
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
2.1 Проблема воспитания и обучения одаренных детей
2.2 Этапы психолого – педагогического сопровождения развития одаренного ребенка в ДОУ
Реферат
«Педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и условия ее реализации»
на тему
«Проблемы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома»
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ. 5
1.1 Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок». Признаки одаренности. 5
1.2 Виды одаренности 8
1.3 Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте 10
1.4 Факторы, влияющие на развитие одаренности 15
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА 20
2.1 Проблема воспитания и обучения одаренных детей 20
2.2 Этапы психолого – педагогического сопровождения развития одаренного ребенка в ДОУ 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
11.Кулемзина, А. Кризисы детской одаренности [Текст] / А. Кулемзина// Школьный психолог: изд. дом Первое сентября. - 2002.- №41. - С. 5. 29
12.Леднева, С. Признаки одаренности [Текст] / С. Леднева // Школьный психолог: изд. дом Первое сентября. - 2001.- №23. - С. 12. 29
13.Леви, В.Л. Нестандартный ребенок [Текст] / В.Л. Леви. - М, 1989. - 256 с. 29
14.Матюшкин, A.M. Концепция детской одаренности [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33. 29
15.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 29
16.Одаренный ребенок [Текст] / под.ред. О.М. Дьяченко. - М.: Междунар. образоват и психол. колледж, 1997. - 140 с. 30
17.Пасечник Л. Одаренные дети в детском саду и семье: статья вторая [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 14-21. 30
18.Пасечник, Л. Одаренный ребенок - особая ценность для общества [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 13-20. 30
19.Проблемы воспитания одаренного ребенка [Текст] // Дошкольное образование: изд. дом Первое сентября. - 2005. - №10. – С.45-48. 30
20.Путляева, Л. О задатках и способностях [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 43-45. 30
Введение
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.
Современные тенденции социального развития общества ставят перед образованием новые задачи. В числе основных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечается выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности, создание среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления его потенциала. И это не случайно, поскольку ни компьютеризация, ни совершенное знание нескольких языков, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления будут являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить.
На современном этапе отправной точкой отсчёта, от которой берут начало прикладные исследования и педагогическая практика в нашей стране, является «Рабочая концепция одарённости» под редакцией Д.Б.Богоявленской и В.Д. Шадрикова.
По определению авторов концепции: «Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей.
Одарённость, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека. Одарённый ребёнок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка. Педагогу необходимо учитывать, что для одарённых детей характерна потребность в знаниях.
Проявление индивидуальных различий по способностям имеет существенное значение в дошкольном детстве
, определяющее развитие личности в целом, ее дальнейшее становление и проявления на последующих возрастных этапах. Именно перед специалистами дошкольной педагогики и психологии, родителями стоит решающая задача развития природных возможностей детей и как можно более раннего выявления у них особого потенциала, свидетельствующего о наличии бесценного дара природы – одаренности. Неправильное воспитание одаренных детей в ДОУ и дома может повлечь за собой ряд проблем. Поэтому работа с такими детьми должна быть соответственной и правильной.
Интенсивно проблема одаренности разрабатывается в зарубежной психологии. Такие исследователи как К. Текекс, С. Мерленд, М. Карнес и многие другие ученые исходят из натуралистических представлений о детской одаренности и побуждают к созданию условий, раскрывающих имеющийся потенциал одаренного ребенка, не ограничивая возможности его развития. В отечественной психологии на основе работ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца и других авторов ставится акцент на определяющей роли культуры в развитии ребенка.
Проблемы, возникающие в связи с более быстрым темпом развития и, соответственно, обучения одаренных детей, — это проблемы социализации и адекватного включения в коллектив сверстников, проблемы составления программ обучения и выработки критериев оценки достижений ребенка.
На самом деле, у каждого нормального ребенка присутствуют задатки практически к любой деятельности. Но это отнюдь не означает, что можно ожидать одинакового высокого развития одних и тех же способностей у всех детей. Таким образом, интерес и необходимость изучения проблемы детской одаренности никогда не потеряет своей значимости и актуальности.
Тема работы: Проблемы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома.
Объект исследования: одаренные дети.
Предмет исследования: проблемы воспитания одаренных детей.
Цель работы: рассмотреть основные проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели одаренных детей.
Задачи:
- рассмотреть понятие одаренность и одаренные дети
- рассмотреть виды одаренности и особенности развития одаренных детей дошкольного возраста
- проанализировать проблемы воспитания одаренного ребенка в ДОУ и дома
- предложить этапы психолого-педагогической работы с одаренным ребенком.
ГЛАВА 1. ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ.
1.1 Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок». Признаки одаренности.
Исследования отечественных психологов подтверждают: количество одаренных детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одаренности и разработке программ развития и коррекции поведения одаренных детей. Сложно предвидеть дальнейший ход умственного развития ребенка, но это не означает, что ранние признаки выдающихся способностей можно игнорировать.
В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одаренность – это синдром типичных психофизиологических и социально-психологических отклонений от среднестатистической линии развития человека, превышение её по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта. При этом, чем более выражена одаренность, тем больше психологических проблем самоактуализации и социальной адаптации она вызывает.
Одаренность – наличие задатков развития способностей, которые в исследованиях Б.М. Теплова (1998) определяются так:
-
во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; -
во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; -
в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у данного индивидуума.
Это позволяет охарактеризовать одаренность как целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей.
Заметим, в современной психологии термин «одаренность» чаще относят к когнитивным способностям, а вот термином «талант» чаще характеризуют другие, более общие стороны развития, т.е. творчество и творческое развитие ребенка. Творческий потенциал – основа для развития одаренности.
Одаренным детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, с педагогами, членами своей семьи; они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Эти черты проявляются у одаренных детей в силу их особого интеллектуального развития. Однако педагоги, в общем, не