Файл: Автоматизированное рабочее место экономиста это совокупность программных и технических средств, направленных на оптимизацию работы и рациональное использование времени.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Факторы успеха внедрения КИС
Для повышения эффективности работы КИС следует изначально следовать некоторым правилам, которые классифицированы по этапам внедрения КИС: проектирование, приобретение, внедрение и сопровождение.
Самым важным является этап проектирования и формирования требований.
Чётко формулировать требования к системе, тогда действия на остальных этапах могут быть сведены к следованию простым и ясным алгоритмам. Практика показывает, что никогда и никому не удавалось решить этот вопрос сразу, и если не обеспечить постоянную обратную связь между руководителем, ставящим задачу, и командой, которая будет тестировать модель будущей КИС, проект будет заранее нежизнеспособен.
Не следует пытаться разработать и внедрить КИС силами своего отдела АСУ. Привлечение специалистов со стороны необходимо для качественного выполнения работы и возможного улучшения порядка бизнес-процессов предприятия. Упорядочить бизнес-процессы, тогда в результате не получится автоматизированный хаос.
Выбор между отечественными и западными корпоративными информационными системами. Выбор типовых западных решений будет совершенно не оправдан для большинства отечественных предприятий, которые не имеют модели ведения бизнеса соответствующей каким-либо стандартам (SIC, MRP, Supply Chain, TQM, ISO9000). Для таких предприятий предварительно придётся провести реорганизацию, что, возможно, будет слишком длительным, сложным и дорогостоящим процессом.
Этап внедрения КИС.
Следует обратить внимание на противодействие персонала. Причин этому много: лень, боязнь остаться без работы, привычка, неспособность осваивать информационные технологии. Если для персонала нижнего уровня достаточно оформить приказ, то противодействие менеджеров, высоко расположенных в иерархии предприятия, может намного усложнить процесс внедрения КИС.
Несоблюдение сроков внедрения приводит к потерям, так как по статистике лишь 5% всех подобных проектов были реализованы в срок, 80% были задержаны или потребовали дополнительного финансирования и 15% остались не реализованными. Следует в договоре с партнером обозначить ответственность за невыполнение сроков внедрения.
Последний этап сопровождения, который может длиться дольше, чем остальные ввиду длительного использования КИС и необходимости ее поддержки.
Не следует экономить на тренингах персонала. Специалисты отдела АСУ в обязательном порядке должны пройти обучение у поставщика или должен быть приобретён соответствующий уровень поддержки. Иначе информационная система будет бессмысленно простаивать.
Следить за усовершенствованием программного обеспечения или появлением обновленных моделей техники, на которой работает корпоративная информационная система.
Нельзя отказываться от сопровождения корпоративной системы, так как в случае возникновения проблем не к кому обратиться за помощью, а увольнение допустивших ошибки людей никак не скомпенсирует материальные потери. Цена любой ошибки может быть неприемлемо велика. С партнёром же предприятие имеет договорные отношения и сможет потребовать устранения возникших проблем.
Следует учитывать, что выбор корпоративной информационной системы должен быть индивидуальным для каждого предприятия, так как структура предприятия и бизнес-процессов специфична. Даже если руководитель предприятия выбрал готовый продукт, и он подходит по функциональности для данного предприятия, то это не значит, что этот продукт реализовывает все нужные функции.
Методы оценки эффективности КИС
После проведенных исследований и изученной литературы были изучены многие методы оценки эффективности КИС, они классифицируются по трем группам.
МЕТОДЫ АНАЛИЗА
В настоящее время для определения эффективности внедрения КИС предлагается ряд методик, которые можно группировать следующим образом:
1. Традиционные финансовые методики (Return оn Investment, Total Cost of Ownership, Economic Value Added);
2. Вероятностные методы (Real Options Valuation, Applied Information Economics);
3. Инструменты качественного анализа (Balanced Scorecard, Information Economics).
Достоинством финансовых методов является их база, классическая теория определения экономической эффективности инвестиций. Данные методы используют общепринятые в финансовые критерии (чистая дисконтированная стоимость, внутренняя норма прибыли и др.), что позволяет руководителям находить общий язык с финансовыми директорами. Главный недостаток состоит в ограниченности применения таких методов: они оперируют понятиями притока и оттока денежных средств, требующими конкретики и точности. Определить отток денежных средств (затраты на проект КИС) можно по суммам, указанным в договорах с интеграторами и поставщиками. Проблемы возникают при попытке определения притока денежных средств. Проиллюстрировать ситуацию можно на примере внедрения КИС в сфере проектирования и подготовки производства (ППП) машиностроительных предприятий.
«Классическим» направлением экономии до сих пор считается снижение себестоимости продукции. Однако повышение качества продукции, наблюдаемое при внедрении современных ИТ, как правило, влечет за собой повышение ее себестоимости (необходимость применения новых материалов и внедрения новых технологий в сфере производства, модернизации оборудования), что является аргументом для отказа от них.
Достоинством вероятностных методов является возможность оценки вероятности возникновения риска и появления новых возможностей (например, повышение конкурентоспособности продукции, снижение рисков своевременного завершения проекта) с помощью статистических и математических моделей. Здесь также возникают трудности, в частности, при оценке влияния КИС на конкурентоспособность изделия. Во-первых, такие составляющие качества продукции, как работоспособность, зависят не только от качества проектных решений, принятых в ходе выполнения производства изделия, но и от параметров производственной системы — ее способности достаточно точно воспроизвести параметры проекта изделия. Во-вторых, ИТ-проекты развития сферы подготовки и проектирования производства (ППП) на большинстве предприятий взаимосвязаны с инновационными проектами в производственной сфере, следовательно, обособленный расчет эффективности таких проектов становится бессмысленным - необходима системность.
Вероятностные методы можно применить для оценки другого фактора эффективности ИТ в сфере ППП — вероятности своевременного и качественного выполнения проекта по разработке изделия. В этом случае оценивают количество ошибок в конструкторской документации и трудоемкость их исправления. Однако для построения таких моделей необходимо иметь статистику о возникновении ошибок в конструкторской документации, сбору которой на отечественных предприятиях не уделяется должного внимания. Кроме этого, при осуществлении подобного рода оценок упускаются из вида другие проектные риски, например, связанные с методами управления процессами ППП, что говорит о необъективности оценки с ориентацией только на программно-технический аспект.
Полноценному использованию финансовых и вероятностных методов мешает также невозможность в современных экономических условиях точно спрогнозировать изменение технико-экономических показателей работы предприятия (объем и продолжительность выпуска разрабатываемой продукции).
Достоинством качественных (эвристических) методов является реализованная в них попытка дополнить количественные расчеты качественными оценками. Они могут помочь оценить все явные и неявные факторы эффективности ИТ-проектов и увязать их с общей стратегией предприятия. Данная группа методов позволяет специалистам самостоятельно выбирать наиболее важные для них характеристики ИТ (в зависимости от специфики продукции и деятельности предприятия), устанавливать между ними соотношения, например, с помощью коэффициентов значимости.
Вывод:
1. Весомым аргументом в пользу применения качественных методов является и то, что решение о начале комплексных ИТ-проектов на крупных промышленных предприятиях в большей степени является политическим и подчиняется стратегическим планам развития (например, разработка нового продуктового ряда), нежели цели скорейшего получения финансовой выгоды.
2. Основной недостаток таких методов заключается в том, что для их эффективного применения предприятию необходимо самостоятельно разработать собственную детальную систему показателей и внедрить ее во всех подразделениях по всей цепочке создания дополнительной стоимости. Другой слабой стороной является фактор влияния субъективного мнения на выбор системы показателей. Поэтому к специалистам, занятым разработкой системы показателей, предъявляются особые требования: они должны обладать большим опытом работы в сфере ИТ и высоким уровнем знаний в области инновационного менеджмента.
Практическая работа 7.
Организация работы на электронных торговых площадках.
АСТ ГОЗ (Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа) — единственная электронная торговая площадка, отобранная Правительством РФ для проведения закупок для гособоронзаказа и торгов закрытого типа по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Площадка была создана специалистами ПАО «Сбербанк» и государственной корпорации «Ростех». Обмен конфиденциальной информацией и документами на АСТ ГОЗ проходит по защищенным каналам связи. Проверку надежности защиты данных на АСТ ГОЗ проводили ФСБ, МВД и Минобороны РФ.
Какие закупки проводятся на АСТ ГОЗ
На площадке есть 2 секции — с заказами по 44-ФЗ (44.astgoz.ru) и 223-ФЗ (vpn.astgoz.ru).
По 223-ФЗ проводятся закупки госкомпаний, работающих в сфере оборонно-промышленного комплекса. Среди них госкорпорации «Ростех», «Росатом» и «Роскосмос», концерны «Тактическое ракетное вооружение», «Калашников», Объединенная судостроительная корпорация, Объединенная авиастроительная корпорация. Из госзакупок по 44-ФЗ — заказы Министерства обороны, Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки РФ.
Большинство торгов, которые публикуются на АСТ ГОЗ, закрытые — информацию о них нельзя найти в ЕИС или других источниках. Некоторые из них содержат государственную тайну. Как правило, в таких закупках заказчик заранее определяет круг поставщиков, которые будут участвовать в его закупке, и отправляет им приглашения.
Однако часть опубликованных закупок посмотреть все-таки можно — это открытые аукционы и конкурс АСТ ГОЗ — закрытая площадка. Это значит, что без регистрации и ее подтверждения (аккредитации) нельзя увидеть опубликованные на ЭТП закупки, подать заявку на участие и выиграть контракты, которые проводятся в рамках гособоронзаказа.
Работать на площадке могут юридические и физические лица, ИП и самозанятые. Однако принимать участие в некоторых закупках, например, для государственного оборонного заказа, могут только юридические лица.
Как начать работу на АСТ ГОЗ
Получить доступ на площадке АСТ ГОЗ немного сложнее, чем зарегистрироваться на любой другой площадке. Основное отличие заключается в покупке и установке специального программного обеспечения.
На практике весь процесс занимает от 6 до 25 рабочих дней и укладывается в 5 шагов:
1.Получить ЭЦП для АСТ ГОЗ
2.Зарегистрироваться на АСТ ГОЗ
3.Получить и установить ПО ViPNet
4.Подключиться к защищенной сети
5.Пройти аккредитацию на АСТ ГОЗ
Какое ПО должно быть установлено на компьютер для работы на АСТ ГОЗ?
ОС Windows 7/8/8.1/10, ALT Linux СПТ 7.0, Astra Linux 1.4, SLES Linux 11 SP3, ALT Linux 6.0 Server, ALT Linux 6.0 KDesktop;
антивирусная программа, сертифицированная по требованиям ФСТЭК;
интернет-браузер Mozilla FireFox;
СКЗИ КриптоПро CSP версии 4 и выше;
КриптоПро Browser plug-in версии 2.0 и выше;
СКЗИ ViPNet Client версии 4 или выше;
Microsoft Office, LibreOffice, WordPad, Adobe Acrobat Reader;
архиваторы RAR, ZIP, WINZIP, 7ZIP.
Чтобы стать тем поставщиком, которому заказчик отправит приглашение на участие в закрытой закупке.
1.Исполните несколько госконтрактов без просрочек и штрафов,
2.Получите лицензию ФСБ на работу с гостайной,
3.Зарегистрируйтесь на ЭТП АСТ ГОЗ,
4.Свяжитесь с потенциальным заказчиком.
Плюсы и минусы данной площадки:
А) Придется вести раздельный финансовый учет
Б) Денежные потоки в рамках ГОЗ контролируются государством, поэтому в них нельзя включать другие расходы юрлица. Например, вам нужно в рамках ГОЗ купить 20 метров определенного кабеля, который продается в катушках по 100 метров. Поставить расходы на ГОЗ вы сможете только на 20 метров, даже если остальные 80 метров вам совершенно не нужны. Есть специальное постановление с правилами ведения раздельного учета.
В) Идентификатор контракта — главный ингредиент всех документов Не забывайте включать идентификатор госконтракта во все документы, связанные с его исполнением