ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Военный учебный центр
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Учебное пособие
В двух частях
Часть 1
Ростов-на-Дону – Таганрог
Издательство Южного федерального университета
2022
УДК 355.4(075.8)
ББК 68.5/7 я73
Т15
Печатается по решению кафедры общевоенной подготовки №2
Военного учебного центра Южного федерального университета
(Протокол № 10 от 07 апреля 2022 г.)
Рецензенты:
кандидат военных наук Донского промышленно-технического колледжа
(ПУ №8) им. Б. Н. Слюсаря П. О. Середа; кандидат военных наук, профессор Военного центра
Южного федерального университета Т. Б. Савкина
Авторский коллектив:
А. Г. Борисов, К. В. Анистратенко, А. А. Денисов,
Е. Ю. Лубашев, И. Н. Оголь, О. В. Ященко
Т15 Тактическая подготовка : в 2 ч. : учебное пособие / под общ. ред. кандидата во- енных наук, доцента А. Г. Борисова : Южный федеральный университет. – Ро- стов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета,
2022.
ISBN 978-5-9275-4189-8
Ч. 1. – 2022. – 270 с. – ил. – 158, табл. – 15.
ISBN 978-5-9275-4190-4 (Ч. 1)
Учебное пособие предназначено для теоретической и практической подготовки студентов по учебной дисциплине «Тактическая подготовка» и учебному модулю «Так- тическая подготовка и тактико-специальная подготовка».
В пособии на основе положений научных теорий системного анализа, управ- ления войсками, выработки и принятия решений раскрыты содержание актуальных тем учебной дисциплины «Тактическая подготовка» и учебного модуля «Тактическая подготовка и тактико-специальная подготовка».
Предназначено для студентов военного учебного центра, обучающихся по про- граммам военной подготовки офицеров, сержантов и солдат запаса.
Может быть использовано преподавателями военного учебного центра при под- готовке к проведению занятий и проведении занятий по учебной дисциплине «Такти- ческая подготовка», учебному модулю «Тактическая подготовка и тактико-специальная подготовка», а также в системе профессионально-должностной подготовки.
ISBN 978-5-9275-4190-4 (Ч. 1) УДК 355.4(075.8)
ISBN 978-5-9275-4189-8 ББК 68.5/7 я73
©
Южный федеральный университет, 2022
© А. Г. Борисов, К. В. Анистратенко, А. А. Денисов,
Е. Ю. Лубашев, И. Н. Оголь, О. В. Ященко, 2022
Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2022
3
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... 6
Раздел 1. ОБЩАЯ ТАКТИКА ............................................................... 13
1. Вооруженные Силы Российской Федерации .......................... 13 1.1. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации .............. 14 1.2. Рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации .. 40 1.3. Специальные войска Вооруженных Сил Российской
Федерации ....................................................................................... 43
Вопросы для контроля и самопроверки ........................................ 50
Литература ............................................................................................. 51 2. Основы общевойскового боя ......................................................... 52 2.1. Общевойсковой бой, его характерные черты и способы ведения ............................................................................................. 52 2.2. Основы применения подразделений в общевойсковом бою ..................................................................................................... 60
Вопросы для контроля и самопроверки ........................................ 67
Литература ............................................................................................. 68 3. Действия солдата в бою ................................................................. 70 3.1. Общие обязанности военнослужащего и его место в бою 70 3.1.1. Солдат в наступлении ............................................................. 72 3.1.2. Солдат в обороне ....................................................................... 74 3.1.3. Солдат в разведке ..................................................................... 75 3.2. Способы и приемы передвижения личного состава подразделений в бою при действиях в пешем порядке .... 78 3.2.1. Приемы «К БОЮ», «ВСТАТЬ» ............................................... 78 3.2.2. Перебежки и переползание ................................................... 79 3.3. Способы и приемы передвижения личного состава подразделений в бою при действиях на машинах ............ 81
Вопросы для контроля и самопроверки ........................................ 83
Литература ............................................................................................. 84 4. Управление подразделениями и огнем .................................... 85 4.1. Основы управления ..................................................................... 85 4.2. Основы работы командира по управлению подразделениями и огнем в ходе выполнения задачи ..... 91
Вопросы для контроля и самопроверки ...................................... 100
Литература ........................................................................................... 102
4
Раздел 2. ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА ............ 103
5. Фортификационные сооружения и инженерные заграждения ................................................................................ 103 5.1. Фортификационные сооружения для защиты личного состава и техники ....................................................................... 103 5.2. Способы маскировки оборудованных фортификационных сооружений для защиты личного состава и техники...... 117 5.3. Классификация инженерных заграждений ..................... 124 5.4. Противотанковые и противопехотные минные поля .... 136
Вопросы для контроля и самопроверки ..................................... 147
Литература .......................................................................................... 149
Раздел 3. ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ ............................................ 150
6. Измерения на местности, ориентирование на местности без карты .............................................................................................. 150 6.1. Измерения на местности ......................................................... 150 6.2. Ориентирование на местности без карты .......................... 157 6.2.1. Определение направлений на стороны горизонта по небесным светилам .................................................................... 157 6.2.2. Определение направлений на стороны горизонта по признакам местных предметов .............................................. 160 6.2.3. Определение направлений на стороны горизонта по компасу .......................................................................................... 162
Вопросы для контроля и самопроверки ..................................... 165
Литература .......................................................................................... 165
Раздел 4. РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА .......................................................... 166
7. Оружие массового поражения и зажигательное оружие 166 7.1. Ядерное оружие ......................................................................... 167 7.2. Химическое оружие................................................................... 174 7.3. Биологическое оружие ............................................................. 184 7.4. Зажигательное оружие ............................................................ 190
Вопросы для контроля и самопроверки ..................................... 198
Литература .......................................................................................... 200 8. Средства индивидуальной и коллективной защиты ......... 201 8.1. Назначение, состав и порядок использования средств индивидуальной защиты ......................................................... 201 8.1.1. Назначение и состав противогазов ................................... 202 8.1.2. Подготовка противогаза к использованию .................... 204
5 8.1.3. Правила пользования противогазом ................................ 206 8.1.4. Назначение и состав средств индивидуальной защиты кожи ................................................................................................ 210 8.1.5. Правила пользования общевойсковым защитным комплектом ................................................................................... 211 8.1.6. Средства индивидуальной защиты глаз от светового излучения ядерного взрыва .................................................... 220 8.2. Назначение, состав и порядок использования средств коллективной защиты ............................................................... 222 8.2.1. Назначение и состав средств коллективной защиты . 222 8.2.2. Порядок использования средств коллективной защиты
.......................................................................................................... 224
Вопросы для контроля и самопроверки ...................................... 230
Литература ........................................................................................... 232
Раздел 5. ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА .......... 233
9. Медицинское оснащение военнослужащих для оказания первой помощи раненым и больным .................................... 233 9.1. Индивидуальное медицинское оснащение ........................ 235 9.2. Групповое медицинское оснащение ..................................... 247
Вопросы для контроля и самопроверки ...................................... 252
Литература ........................................................................................... 253 10. Первая помощь раненным и пораженным ......................... 254 10.1. Наложение первичной повязки .......................................... 254 10.2. Надевание шлема-маски противогаза на пораженного
.......................................................................................................... 264 10.3. Наложение кровоостанавливающего жгута и закрутки на бедро (плечо) ........................................................................... 264
Вопросы для контроля и самопроверки ...................................... 267
Литература ........................................................................................... 267
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................... 269
6
ВВЕДЕНИЕ
В Стратегии национальной безопасности Российской Фе- дерации отмечается, что: военно-политическая обстановка в мире характеризуется формированием новых глобальных и региональных центров силы, обострением борьбы между ними за сферы влияния.
Возрастает значение военной силы как инструмента достиже- ния субъектами международных отношений своих геополити- ческих целей; усилению военных опасностей и военных угроз Российской
Федерации способствуют попытки силового давления на Рос- сию, ее союзников и партнеров, наращивание военной инфра- структуры Организации Североатлантического договора вбли- зи российских границ, активизация разведывательной дея- тельности, отработка применения против Российской Федера- ции крупных военных формирований и ядерного оружия; на фоне развития потенциала глобальной системы проти- воракетной обороны Соединенные Штаты Америки проводят последовательный курс на отказ от международных обяза- тельств в области контроля над вооружениями. Планируемое размещение американских ракет средней и меньшей даль- ности в Европе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе формиру- ет угрозу стратегической стабильности и международной безопасности; продолжается эскалация напряженности в зонах кон- фликтов на постсоветском пространстве, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Афганистане и на Корейском полуост- рове. Ослабление систем глобальной и региональной безопас- ности создает условия для распространения международного терроризма и экстремизма.
Для подготовки к вооруженной защите и вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосно-
ВВЕДЕНИЕ
7 венности ее территории организуется оборона страны, целями которой являются создание условий для мирного социально- экономического развития Российской Федерации и обеспече- ние ее военной безопасности. При этом особое внимание уде- ляется подготовке Вооруженных Сил к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения.
Одним из основных видов подготовки Вооруженных Сил
Российской Федерации является боевая подготовка, представ- ляющая собой целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, слажива- ния подразделений, воинских частей, соединений и их орга- нов управления для выполнения боевых и других задач в со- ответствии с их предназначением.
Боевая подготовка является основным содержанием по- вседневной деятельности командиров, органов управления и войск. Она проводится как в мирное, так и в военное время и обусловлена потребностями государства, в первую очередь, в качественно подготовленных военнослужащих, способных успешно выполнять возложенные на них задачи.
Среди основных задач боевой подготовки следует выде- лить задачи, непосредственно выполняемые в военном учеб- ном центре: обучение на требуемом уровне к военно-профессиональной подготовке граждан по военно-учетным специальностям в со- ответствии с программами военной подготовки офицеров, сер- жантов и солдат запаса; разработка средств и приемов совершенствования методи- ческих систем обучения и воспитания, отдельных методов с учетом специфики войск, особенностей подготовки военных специалистов по военно-учетным специальностям; дальнейшая разработка и конкретизация содержания обучения и воспитания в соответствии с происходящими изме- нениями в жизни общества и его Вооруженных Сил, с учетом
ВВЕДЕНИЕ
8 совершенствования вооружения и военной техники, способов боевых действий, необходимости постоянного повышения бое- вой готовности.
В военном учебном центре при организации и проведении обучения граждан по военно-учетным специальностям соблю- даются следующие принципы: соответствие направленности обучения государственной идеологии, положениям Военной доктрины Российской Феде- рации; научность, систематичность и последовательность обучения; коллективный и индивидуальный подход к обучению; учить войска тому, что необходимо на войне; обучение от простого – к сложному; сознательность, активность и самостоятельность обучаемых; единство обучения и воинского воспитания.
Принцип «от простого – к сложному» является одним из основных принципов обучения по учебной дисциплине «Так- тическая подготовка» и учебному модулю «Тактическая подго- товка и тактико-специальная подготовка», его реализация осуществляется в построении обучения «от солдата», то есть, первым этапом обучения является его индивидуальная подго- товка. Вторым и третьим этапами обучения являются подго- товка младшего командира – сержанта и командира подраз- деления – офицера.
Таким образом, студенты, обучающиеся по программам подготовки солдат запаса, проходят только первый этап обу- чения, студенты, обучающиеся по программам подготовки сержантов запаса – первый и второй этапы обучения, а сту- денты, обучающиеся по программам подготовки офицеров за- паса – все три этапа обучения.
Методическое направление обучения по учебной дисци- плине «Тактическая подготовка» представляет собой последо- вательное формирование у обучаемых военно-профес-
ВВЕДЕНИЕ
9 сиональных компетенций, результатами которых являются знания, умения и навыки. При этом знания передаются в форме лекций, бесед, рассказов, показов кино- и видеофиль- мов, показов практических действий войск. Умения формиру- ются в ходе проведения групповых занятий, тренировок и тре- нажей. Навыки формируются преимущественно в тех формах обучения, где основным методом является практическая рабо- та. Это прежде всего относится к групповым упражнениям и практическим занятиям, а также к тактическим и тактико- специальным учениям, проводимым, как правило, в форме ротных тактических учений на заключительном этапе обуче- ния учебных сборов.
Таким образом, рассказ, показ, тренировка, упражнение, практическая работа выступают методической парадигмой ре- ализации принципа «от простого – к сложному».
Венцом методического направления обучения по учебной дисциплине «Тактическая подготовка» является учебное посо- бие «Тактическая подготовка», которое состоит из двух частей, включающих разделы:
Раздел 1. Общая тактика.
Раздел 2. Военно-инженерная подготовка.
Раздел 3. Военная топография.
Раздел 4. Радиационная, химическая и биологическая за- щита.
Раздел 5. Военно-медицинская подготовка.
Учебное пособие «Тактическая подготовка: Часть 1» пред- назначено для изучения дисциплины «Тактическая подготов- ка» студентами, обучающимися по программам военной подго- товки солдат, сержантов и офицеров запаса. Учебное пособие целесообразно использовать на первом этапе обучения, по окончании которого каждый обучающийся должен:
Знать: основы общевойскового боя; действия солдата в бою; фортификационные сооружения для защиты личного состава
ВВЕДЕНИЕ
10 и техники, способы их маскировки; классификацию инженер- ных заграждений; порядок проведения измерений на местно- сти и ориентирование на местности без карты; назначение, со- став и порядок использования средств индивидуальной и кол- лективной защиты; индивидуальное и групповое медицинское оснащение;
Уметь: использовать средства индивидуальной защиты;
Владеть: навыками оказания первой медицинской помощи.
Учебное пособие «Тактическая подготовка: Часть 2» пред- назначено для изучения дисциплины «Тактическая подготов- ка» студентами, обучающимися по программам военной подго- товки сержантов и офицеров запаса. Учебное пособие целесо- образно использовать на втором и третьем этапах обучения.
По окончании второго этапа обучения каждый обучаю- щийся должен:
Знать: основы управления подразделением; тактику дей- ствий мотострелкового отделения в обороне и в наступлении; назначение и содержание топографических карт, их разграфку и номенклатуру; условные знаки топографических карт Рос- сийской Федерации, виды условных знаков, цветовое оформ- ление карт, пояснительные подписи и цифровые обозначения; географические координаты и координатные зоны, плоские прямоугольные координаты и координатные сетки на картах, оцифровку сетки;
Уметь: читать топографические карты различных мас- штабов;
Владеть: навыками определения географических и плос- ких прямоугольных координат.
По окончании третьего этапа обучения каждый обучаю- щийся должен:
Знать: тактику действий мотострелковых подразделений в различных видах боя; порядок передвижения подразделений и расположения их на месте; основы боевого обеспечения под-