Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- во-вторых, все более широкое применение, прежде всего в рамках международного и внутреннего терроризма, особо опасных форм и методов политически мотивированного насилия и увеличение потенциала наиболее разрушительных средств осуществления террористических акций, к которым при определенных условиях могут обратиться экстремисты;
- в-третьих, непрерывное изменение тактики террористических организаций различной идейно-политической направленности в сторону выбора в качестве объектов применения силы или угрозы ее применения граждан, не имеющих отношения к политическим противникам террористов, а также объектов повышенной опасности для окружающих (АЭС, воздушные суда и т. п.).
Повышение общественной опасности терроризма для внешней и внутренней безопасности стран СНГ, в том числе России, так же как и многих стран, стало вполне очевидным. Оно подтверждается нарастанием количества политически мотивируемых преступлений на их территории в последние годы, увеличением числа жертв терроризма, распространением пропаганды насилия как допустимого способа ведения политической борьбы и т. д.
Другая важная тенденция современного терроризма- расширение его социальной базы, вовлечение в политическую экстремистскую деятельность в целом ряде стран значительной части населения, что сопряжено с активизацией террористических проявлений, расширением возможностей для создания более обширной инфраструктуры террористических организаций, возникновением дополнительных трудностей для выявления и пресечения террористических акций, деятельности их исполнителей и организаторов. Эта тенденция обусловлена рядом социальных условий современного мира (рост участия различных, в том числе не обладающих высокой политической культурой, слоев населения в социально-политической борьбе в мире; обострение межнациональных противоречий во многих странах мира, резкая активизация националистических процессов экстремистского характера и вовлечение в них широких кругов населения; распространение в различных регионах межконфессиональных противоречий, развитие религиозного и религиозно-политического экстремизма, формирование на этой основе устойчивых очагов политических конфликтов с участием больших масс населения).
Одной из основных тенденций терроризма является то, что он стал долговременным фактором современной политической жизни, относительно устойчивым явлением в развитии общества. За, несколько последних десятилетий терроризм не только превратился в широко распространенный феномен социально-политических отношений в основных регионах мира, но и приобрел социальную устойчивость, несмотря на активные усилия по его локализации и искоренению, которые предпринимаются как в рамках отдельных стран, так и на уровне мирового сообщества,
Отсутствие крупных успехов в борьбе с терроризмом в истекшие десятилетия и формирование новых предпосылок для его дальнейшего распространения в мире на основе обострения социальных противоречий, расширения участия все новых слоев населения в политической борьбе и распространения идей политического экстремизма дают основания прогнозировать сохранение терроризма - на том или ином уровне " в общественно-политической жизни: различных стран мира, в том числе стран СНГ. Указанные выше негативные социально-политические процессы (рост национализма, радспространение религиозного и религиозно-политического экстремизма, регионального и национального сепаратизма, обострение левого, правого радикализма и др.) и ряд других антисоциальных явлений (например, усиление организованной преступности и ее притязаний на политическую роль в различных странах), сохраняя устойчивое значение в жизни общества, будут и впредь оказывать определяющее влияние на существование терроризма,
В странах СНГ, в том числе и в России, указанные антиобщественные процессы, нередко проявляясь, существуя в особо острых, опасных для жизненно важных интересов общества, государства и личности формах, при определешялх условиях будут определять значительную активность и распространенность терроризма как инструмента политической борьбы различных общественно-политических сил.
К числу основных тенденций современного терроризма относится также повышение уровня его организации. Данная тенденция находит выражение, прежде всего в формировании (в наиболее значительных террористических движениях и организациях) доктрин об использовании террора в политических целях и в осуществлении террористических акций, по крайней мере, со стороны многих экстремистских организаций, на планомерной, систематической основе.
Заметное место среди тенденций современного терроризма занимает блокирование террористических организаций в рамках отдельных стран и на международном уровне. Это, прежде всего установление и осуществление сотрудничества между структурами, близкими или одинаковыми по своим идейно-политическим позициям. Данный процесс характерен для целого ряда террористических организаций крайне левой и крайне правой направленности (в частности, в Западной Европе и в Латинской Америке), для организаций националистического и религиозно-политического характера (например, для исламских экстремистских структур).
Блокирование террористических организаций осуществляется в таких формах, как согласование идейно-политических позиций, стратегических и тактических установок (путем проведения координационных совещаний, создания координационных органов и т. д.); обмен информацией; оказание взаимной помощи в организации террористической деятельности (приобретение необходимых ' документов, средств совершения отдельных акций, подготовка террористов в учебных центрах, предоставление укрытий и т. д.); согласование проводимых насильственных акций и др. Одной из организационных форм блокирования является создание более или менее стабильных объединений или единых организаций. Например, на базе блокирования шести групп и организаций суннитских исламских фундаменталистов ("Хезболлах", "Отряды исламского Джихада", "Батальоны Аль-Акса" и др.) была создана конфедерация "Палестинский исламский Джихад", которая заняла заметное место среди палестинских организаций, борющихся за создание палестинского государства с использованием методов террора.
Тенденция к блокированию террористических организаций отражает их стремление к повышению эффективности своей деятельности. Она в значительной степени обусловлена взаимодействием тех политических сил, которые нередко стоят за теми или иными террористическими организациями, а также общностью или близостью политических целей самих этих организаций. Вместе с тем блокирование указанных структур определяется также сложностью политической и оперативной обстановки, в которой они действуют, и недостаточностью собственных сил для решения выдвигаемых ими задач.
В регионах с высоким уровнем развития политического экстремизма ряда стран СНГ наблюдаются различные по степени проявления признаки блокирования некоторых экстремистских организаций (прежде всего националистического и религиозно-политического характера), использующих методы насилия для достижения политических целей. Возможный процесс усиления националистических и религиозно-политических движений экстремистской направленности и активизации их деятельности в отдельных регионах СНГ, в том числе и в России, при определенных условиях может явиться стимулирующим фактором блокирования организаций и групп экстремистского, террористического характера.
Серьезное политическое и оперативное значение имеет тенденция смыкания терроризма и организованной преступности. В различных странах мира этот процесс развивается неодинаково, что во многом объясняется разным уровнем организованной преступности в этих странах и различием в степени и формах ее претензий на участие в политической власти.
Организованная (корыстная, экономическая) преступность по своей природе обладает высоким потенциалом применения насилия в преступных целях: ее структуры располагают специальными силами и средствами для его использования, прибегая к нему в повседневной практике, по сути, систематически. При определенных условиях структуры организованной преступности обращаются к применению насилия в политических целях (например, для срыва политических мероприятий властей по устранению коррупции, наркомафии и т. д.), для поддержки нужных ей политических сил или, наоборот, для отстранения неугодных политических сил от власти. В подобных случаях система организованной преступности (в масштабах страны, региона) использует имеющиеся в ней или созданные дополнительно собственные структуры для совершения насильственных акций в целях ведения политической борьбы либо вступает во взаимодействие с экстремистскими политическими, в том числе террористическими, организациями на основе совпадения их ближних или дальних целей.
Другой основой для смыкания организованной преступности терроризма является потребность террористических структур в получении финансовых средств для продолжения своей деятельности, приобретения оружия и т. д. В ходе решений этих задач террористические организации нередко обращаются к сотрудничеству со структурами организованной преступности на временной или относительно долговременной основе. Одним из известных вариантов такого сотрудничества является участие некоторых террористических организаций Латинской Америки в наркобизнесе.
Формирование рассматриваемой тенденции существенно повышает общественную опасность терроризма, усиливает его потенциал применения насилия для решения политических задач. Смыкание терроризма и организованной преступности ведет к значительному расширению финансовых, материальных и оперативных возможностей терроризма, усилению его инфраструктуры.
Характеризуя тенденции современного терроризма, нельзя не отметить продолжений, а в ряде случаев и усиления тесной связи между государственным, международным и внутренним терроризмом.
4 Терроризм в России – нарастающая динамика
Количество террористических преступлений в России с 2013 года выросло почти в 4 раза — обзор и анализ Марата Максумовича Шибутова — политолога, аналитика российской Ассоциации приграничного сотрудничества (АПС, Алматы).
лишь изобличенные факты террора и экстремизма, но в целом они должны давать представление о ситуации. Для того чтобы данные были достоверные, были взяты данные как МВД РФ (таблица 1), так и Генеральной прокуратуры РФ (таблица 2).
Таблица 1 - Терроризм и экстремизм в России по данным МВД
Год | Кол-во тяжких и особо тяжких преступ-лений | Преступления террористического характера | Преступления экстремистского характера | ||||||
зареги-стри-рован-ных | % от тяжких и особо тяжких | раскры-тых | % рас-кры-тых | зареги-стри-рован-ных | % от тяжких и особо тяжких | раскры-тых | % рас-кры-тых | ||
2003 | 1080151 | 86664 | 0,80 | 1193 | 13,8 | 157 | 0,015 | 122 | 77,7 |
2004 | 936804 | 9523 | 1,02 | 1689 | 17,7 | 130 | 0,014 | 103 | 79,2 |
2005 | 1076988 | 5438 | 0,50 | 1439 | 26,5 | 152 | 0,014 | 133 | 87,5 |
2006 | 1074501 | 1781 | 0,17 | 1068 | 60,0 | 263 | 0,024 | 169 | 64,3 |
2007 | 961133 | 759 | 0,08 | 661 | 87,1 | 356 | 0,037 | 217 | 61,0 |
2008 | 851392 | 642 | 0,08 | 550 | 85,7 | 460 | 0,054 | 430 | 93,5 |
2009 | 796224 | 654 | 0,08 | 530 | 81,0 | 548 | 0,069 | 484 | 88,3 |
2010 | 684347 | 581 | 0,08 | 410 | 70,6 | 656 | 0,096 | 632 | 96,3 |
2011 | 607507 | 622 | 0,10 | 428 | 68,8 | 622 | 0,102 | 503 | 80,9 |
2012 | 569804 | 637 | 0,11 | 478 | 75,0 | 696 | 0,122 | 611 | 87,8 |
2013 | 537664 | 661 | 0,12 | 454 | 68,7 | 896 | 0,167 | 743 | 82,9 |
2014 | 531388 | 1128 | 021 | 579 | 51,3 | 1034 | 0,195 | 879 | 85,0 |
2015 | 519655 | 1538 | 0,30 | 575 | 37,4 | 1329 | 0,256 | 1125 | 84,7 |
2016 | 457759 | 2227 | 0,49 | 735 | 33,0 | 1450 | 0,317 | 1207 | 83,2 |