Файл: 2016г. Краткая аннотация проекта На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013г. 1155 Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проект
Создание развивающей предметно-пространственной среды
в ДОУ в соответствии с ФГОС.
2016г.
Краткая аннотация проекта
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» разработан проект инновационного подхода к созданию предметно-развивающей среды в условиях перехода. Согласно ФГОС выделены основные требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Общие положения.
Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-развивающей среды группы/кабинета, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.
Предполагаемая инновационная модель современной предметно-развивающей среды должна включать следующие компоненты:
- предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);
- его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);
- развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);
- изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)
Вид проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники.
Продолжительность проекта: 1 года.
Цель проекта:
Разработка модели предметно-развивающей среды (зона ближайшего окружения ребенка), способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением соответствия с федеральным государственным стандартом.
Задачи проекта:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в МДОУ.
2. Разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в МДОУ с учетом возрастных особенностей детей.
3. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
3. Создать условия для обеспечения развития детей в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
4. Обеспечить богатство сенсорных впечатлений.
5. Создать комфортные условия пребывания детей в МДОУ, приближенные к домашним.
6. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной и безопасной предметно-развивающей среды.
7. Приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Основная идея:
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее -предметная среда), создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учѐтом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:
-
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка); -
наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности; -
охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития; -
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах; -
двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Если в МДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.
Актуальность
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Предполагаемый результат:
-
реализация инновационной модели современной предметно-развивающей среды, -
совершенствование мини среды в групповых комнатах на основе создания в них центров развития, -
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по разработке проектов мини среды групповых комнат, кабинетов -
рост профессионального мастерства педагогов, представляющих опыт создания современной предметно-развивающей среды (зоны ближайшего окружения ребенка) и развития у детей воображения и творчества. Приобщать дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Организационные условия:
-
среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»; -
оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность; -
все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей; -
предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением; -
размещение материалов должно быть функциональным; -
предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка; -
среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности); -
среда должна иметь подвижные границы.
Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды
в детском саду.
Шаг 1.Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды помещений МДОУ, определив наиболее проблемные зоны.
Шаг 2. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей в группах.
Шаг 3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 4. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.
Шаг 5. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Условная схема пространства группового помещения.
Уголок экспериментирования.
Уголок познавательно-исследовательской деятельности.
Уголок продуктивной деятельности.
Дидактический уголок.
Уголок релаксации.
Книжный уголок.
Мини-музей.
Спортивный уголок.
Уголок ролевых и режиссерских игр.
Уголок музыкально-театрализованной деятельности.
Уголок конструирования.
Тематика педагогических чтений
1.Особенности речевого развития детей в условиях ФГОС
2. Особенности математического развития детей в условиях ФГОС
3.Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой в условиях ФГОС
4. Особенности художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
5 Образовательная область ФГОС «Социально-коммуникативное развитие»
6. Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
7. Пути реализации программно-методического комплекса «Наш дом – Южный Урал» в условиях ФГОС
8. Взаимодействие с семьей как условие создания образовательного пространства в реализации задач воспитания и развития детей дошкольного возраста
Консультации на темы:
«Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению»
«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»
«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»
«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»
«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».
Разработка анкет для педагогов ДОУ по изучению их отношения к необходимости изменений в построении развивающей среды, в соответствии с ФГОС.
План повышения профессиональной компетентности педагогов
в области создания индивидуализированной предметно-пространственной среды в ДОУ
Мероприятие | Содержание | ||
1-й этап – подготовительный | |||
Педагогический совет | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в контексте новых требований | ||
Цикл педагогических чтений | Изучение материалов организации работы по образовательным областям в соответствии с ФГОС, определение элементов предметной среды по каждой области. | ||
Педагогическая гостиная | Знакомство с опытом работы детских садов России . | ||
| Сайт-экспедиция | Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование. | |
Бюро находок | Обсуждение возможных компонентов среды . | ||
| | | |
2-й этап – основной | |||
| Мини-презентация. | Представление проектов создания развивающей среды каждым педагогом. | |
| Постоянно действующие мини-типографии на базе методического кабинета | Разработка, создание, ксерокопирование индивидуальных карточек для организации самостоятельной разнообразной деятельности | |
| Электронный методический банк | Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по теме проекта: создание электронной базы методического обеспечения проекта (видео- и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями) | |
| Наглядно-дидактический материал в методическом кабинете | Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации предметно-развивающей среды. Сбор и анализ диагностических данных (аналитические отчеты по результатам анкетирования и диагностики) | |
| Семинары | Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм | |
3-й этап – рефлексивный | |||
Диагностика | Выявление результатов педагогической деятельности по внедрению проекта |