Файл: 2016г. Краткая аннотация проекта На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013г. 1155 Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проект
Создание развивающей предметно-пространственной среды

в ДОУ в соответствии с ФГОС.

2016г.


Краткая аннотация проекта
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» разработан проект инновационного подхода к созданию предметно-развивающей среды в условиях перехода. Согласно ФГОС выделены основные требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Общие положения.
Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-развивающей среды группы/кабинета, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

Предполагаемая инновационная модель современной предметно-развивающей среды должна включать следующие компоненты:

- предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);

- его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);

- развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);

- изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)
Вид проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники.
Продолжительность проекта: 1 года.

Цель проекта:
Разработка модели предметно-развивающей среды (зона ближайшего окружения ребенка), способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением соответствия с федеральным государственным стандартом.
Задачи проекта:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в МДОУ.

2. Разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в МДОУ с учетом возрастных особенностей детей.


3. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

3. Создать условия для обеспечения развития детей в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).

4. Обеспечить богатство сенсорных впечатлений.

5. Создать комфортные условия пребывания детей в МДОУ, приближенные к домашним.

6. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной и безопасной предметно-развивающей среды.

7. Приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Основная идея:
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее -предметная среда), создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учѐтом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

  • наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

  • охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;

  • двигательную активность детей, а также возможность для уединения.



Если в МДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.

Актуальность
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Предполагаемый результат: 


  • реализация инновационной модели современной предметно-развивающей среды,

  • совершенствование мини среды в групповых комнатах на основе создания в них центров развития,

  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по разработке проектов мини среды групповых комнат, кабинетов

  • рост профессионального мастерства педагогов, представляющих опыт создания современной предметно-развивающей среды (зоны ближайшего окружения ребенка) и развития у детей воображения и творчества. Приобщать дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.



Организационные условия:


  • среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку    группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;

  • оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;

  • все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;

  • предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением;

  • размещение материалов должно быть функциональным;

  • предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;

  • среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);

  • среда должна иметь подвижные границы.



Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды

в детском саду.

Шаг 1.Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды помещений МДОУ, определив наиболее проблемные зоны.

Шаг 2. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей в группах.

Шаг 3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 4. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.

Шаг 5. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Условная схема пространства группового помещения.

Уголок экспериментирования.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности.

Уголок продуктивной деятельности.

Дидактический уголок.

Уголок релаксации.

Книжный уголок.

Мини-музей.

Спортивный уголок.

Уголок ролевых и режиссерских игр.

Уголок музыкально-театрализованной деятельности.

Уголок конструирования.


Тематика педагогических чтений
1.Особенности речевого развития детей в условиях ФГОС

2. Особенности математического развития детей в условиях ФГОС

3.Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой в условиях ФГОС

4. Особенности художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

5 Образовательная область ФГОС «Социально-коммуникативное развитие»

6. Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

7. Пути реализации программно-методического комплекса «Наш дом – Южный Урал» в условиях ФГОС

8. Взаимодействие с семьей как условие создания образовательного пространства в реализации задач воспитания и развития детей дошкольного возраста
Консультации на темы:

«Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению»


«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»

«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»

«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»

«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».

Разработка анкет для педагогов ДОУ по изучению их отношения к необходимости изменений в построении развивающей среды, в соответствии с ФГОС.

План повышения профессиональной компетентности педагогов 
в области создания индивидуализированной предметно­-пространственной среды в ДОУ


Мероприятие

Содержание

1-й этап – подготовительный

Педагогический совет

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в контексте новых требований

Цикл педагогических чтений

Изучение материалов организации работы по образовательным областям в соответствии с ФГОС, определение элементов предметной среды по каждой области.

Педагогическая гостиная

Знакомство с опытом работы детских садов России .




Сайт-экспедиция

Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование.

Бюро находок

Обсуждение возможных компонентов среды .










2-й этап – основной




Мини-презентация. 



Представление проектов создания развивающей среды каждым педагогом.





Постоянно действующие мини-типографии на базе 
методического кабинета

Разработка, создание, ксерокопирование индивидуальных карточек для организации самостоятельной разнообразной деятельности




Электронный методический банк

Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по теме проекта: создание электронной базы методического обеспечения проекта (видео- и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями)




Наглядно-дидактический материал в методическом кабинете

Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации предметно-развивающей среды.

Сбор и анализ диагностических данных (аналитические отчеты по результатам анкетирования и диагностики)




Семинары

Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм

3-й этап – рефлексивный

 Диагностика

Выявление результатов педагогической деятельности по внедрению проекта