Файл: Практическая работа внеурочное занятие для обучающихся 57 классов по теме символы россии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 6.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5–7 классов по теме
«СИМВОЛЫ РОССИИ»
Цель: обеспечить формирование у обучающихся устойчивых представлений об истории отечественного герба, показать воспитательное значение отечественной государственной символики, сформировать чувство уважения к государственному гербу Российской Федерации.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа.
Занятие предполагает также использование видеофрагментов, включает в себя анализ информации и групповую работу с текстом.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Вступительное слово учителя, показ видеоролика, организация беседы по его содержанию.
Часть 2. Основная
Предъявление исторических фактов и выявление причин, по которым происходит замена герба нашей страны (самостоятельный поиск решения); показ видеоролика; предъявление исторических фактов и выявление особенностей использования флага в качестве государственного геральдического символа нашей страны (самостоятельный поиск решения); выполнение интерактивных заданий или групповых заданий (по выбору учителя).
Часть 3. Заключение
Подведение итогов занятия (методика незаконченного предложения); итоговая рефлексия.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Читает один ученик
«Государству каждому символы нужны.
Это и величие, и престиж страны,
Хоть идут неспешно годы и века,
А Россия наша всё так же велика!»
(Е. Горшкова)
Часть 1. Мотивационная: введение в тему.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами граждане великой страны. Как и каждое государство в мире Российская Федерация имеет свои символы. Каждый гражданин должен знать их и проявлять уважение к государственным символам.
Конечно, вы знаете, что герб – важнейший символ любого государства. С сентября этого года мы каждую неделю поднимаем флаг в школе, звучит государственный гимн. Так, мы чтим ещё два самых значимых государственных символа. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено
флагу, гербу, гимну России.
У нас есть день Государственного флага, который отмечается в августе, День герба Российской Федерации, который отмечается в ноябре.
Ученик Давайте узнаем, почему так важно для государства иметь свои символы, учреждать в их честь праздники? Почему так важно каждому гражданину нужно уважать любой государственный символ? В чем проявляется уважение? Демонстрация видеоролика.
Учитель. У России, как и у каждого государства, есть свои государственные символы. Это флаг, гимн, герб.
Изображение государственного герба сопровождает гражданина повсюду: его можно увидеть на флагах, деньгах, печатях, паспорте, пограничных столбах, на зданиях органов власти. Ежегодно 30 ноября мы празднуем День герба России.
Герб – это часть особой государственной символики, которая отличает нашу страну от других государств, подчёркивает независимость и историческую самобытность российского многонационального народа.
Внешний вид герба, этого государственного символа, закреплён в Конституции Российской Федерации и регулируется Федеральным конституционным законом, подписанным Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 25 декабря 2000 года.
На гербе России изображён золотой двуглавый орёл, который символизирует направленность России и на Запад, и на Восток. Демонстрация изображения.
В России города федерального значения имеют также свой флаг, герб города. Например, на гербе нашего города (Рязани) на желтом щите изображена фигура князя, держащего в левой руке серебряные ножны, а правой – меч. На голове его надета зеленая шапка, такого же цвета платье, сапоги. Плечи покрывает красная епанча, которая, как и шапка, оторочена черным соболиным мехом. Над щитом располагается детально прорисованная шапка Мономаха. Снизу находится золотистая лента с девизом. Со всех сторон щит окружен золотой церемониальной цепью, являющейся должностным знаком городского главы. С обеих сторон герб поддерживают: слева располагается конь, справа – украшенный красными драгоценными камнями грифон.
Демонстрация изображения.
Учитель.
- Назовите самые распространённые символы современной России.
Примерные ответы: гимн, флаг, герб.
- Назовите здания, которые украшены гербом или флагом с изображением герба Российской Федерации в нашем городе (Рязани).
Примерные ответы: администрация города, дворец правосудия (городской суд), отдел полиции, военный комиссариат, здания в центре города в период праздничных мероприятий и т. д.
- Опишите изображение герба нашего города (Рязани).
Примерный ответ: даётся описание соответствующего изображения символа.
- В каких случаях исполняется Гимн Российской Федерации?
Примерные ответы: при подъеме Государственного флага в российских школах, на официальных школьных мероприятиях, на спортивных соревнованиях во время вручения наград победителям и т.д.
Учитель благодарит учащихся за ответы, подводит итог краткой беседе, переходя к теме появления Государственного герба с примерами из учебного курса отечественной и всеобщей истории.
Спасибо вам за ваши ответы. Тема «Двуглавый орёл: история легендарного герба» занимает исключительное место в отечественной истории и культуре. Остаётся она востребованной и в наше время!
Часть 2. Основная.
Учитель кратко (2–3 минуты) рассказывает о создании и существовании герба в качестве государственного символа в различные периоды отечественной истории (подробные материалы см. в методических рекомендациях)
Учитель. История российского герба охватывает несколько веков существования нашего государства. Если у вас есть желание узнать о том, как оно развивалось, то одним из путей его исполнения станет обращение к истории нашего национального символа. Итак, первый раз двуглавый орёл появился на печати великого князя Ивана III в далёком XV веке. До этого орёл использовался в Византии, но наш князь решил сделать его гербом в России. На уроках истории вы подробно познакомитесь с другими славными делами Ивана Великого (так его называли современники), но важно, что в его эпоху государство стало называться Россией и в этот же время стал применяться двуглавый орёл в качестве герба. Подумайте, связаны ли между собой эти события?
В дальнейшем внешний вид герба менялся. Например, у орла крылья стали смотреть вверх, в центре разместили герб с Всадником, поражающим змея. Цвет орла был чёрным, серебряным, а потом золотым.
Величие Российской империи выражал Большой Государственный герб. На крыльях орла располагались гербы царств и земель, которые были присоединены к России и признали над собой власть российских царей и императоров. Они напоминали о героических страницах истории России: взятие Астрахани и присоединение Сибири в XVI веке, Таврической области (Херсона) в XVIII веке и другие события.
В 1993 году двуглавый орёл был восстановлен в качестве государственного символа. Золотой орёл размещён на красном щите, в центре находится герб со Всадником, поражающим змея, вокруг него цепь ордена Святого Андрея Первозванного, учрежденного ещё в правление первого русского императора Петра I.
Сегодня герб символизирует единство нашей истории, связь между прошлым и настоящим российского государства и народа.
В качестве дополнительного материала учитель может рассказать о гербах городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (см. методические материалы); о гербе своего города (республики, края…).
Беседа.
Учитель. Кто имел право на герб в Средние века?
Примерные ответы: феодалы, духовенство, богатые горожане, профессиональные объединения мастеров и ремесленников – цеха и гильдии.
- Когда двуглавый орёл стал гербом Российского государства?
Примерный ответ: в царствование Ивана III Васильевича (Великого).
- Подумайте, изменялся ли в ходе исторического развития вид Государственного герба в России?
Примерный ответ: «Да, вид герба изменялся».
–Почему изображение герба закреплено в законе «О государственном гербе Российской Федерации»?
Примерный ответ: герб – символ государства, его использование устанавливается государством и поэтому закрепляется в законе нашей страны.
Учитель. Мы уже с вами вспомнили, что вид Государственного герба менялся в ходе истории России. То же самое можно сказать и о гимне.
– Как вы думаете, любая ли песня или музыкальное произведение может стать гимном страны? Почему?
Примерный ответ: гимн тоже символ государства, поэтому и музыка, и текст должны вызывать особые чувства и эмоции у граждан. Такая песня обладает особой торжественностью, выражает мощь страны.
Хочу обратить ваше внимание, что музыка Государственного гимна России была написана в суровые годы Великой Отечественной войны. В январе 1944 года он был исполнен по радио. Послушайте о том, какая реакция была на его исполнение: «Взволнованно слушала вся наша великая страна его исполнение по радио. Простая, проникновенная мелодия гимна вдохновенные и мудрые слова его близки сердцу каждого гражданина нашей родины. И нам, советским людям, особенно радостно сознавать то, что гимн великого нашего государства создан именно сейчас, когда победоносное движение доблестной Красной армии и небывалый трудовой подъем всей страны приближают час окончательного разгрома ненавистного фашизма».
– Насколько эти слова перекликаются с сегодняшним временем? Какие у вас возникают чувства, когда вы слушаете гимн Российской Федерации?
Примерные ответы: гимн и сегодня вызывает гордость за страну, ее достижения и подвиги.
Учитель. Ребята, ещё раз напомню: государственными символами
нашей страны являются её герб, об истории которого мы с вами только что говорили, а также гимн и флаг. Обратимся к Государственному флагу. Его поднимают в торжественные моменты, по особо значимым датам. День Государственного флага Российской Федерации отмечается 22 августа.
Учитель или заранее подготовленные школьники (3–4 человека) рассказывают о создании и существовании флага в качестве государственного символа в различные периоды отечественной истории.
Учитель.
Давайте представим себе, что мы специалисты по геральдике. Сейчас мы проведём интересное исследование геральдических символов нашей страны. По ходу выступлений ребят нам предстоит выявить особенности использования флага в качестве государственного геральдического символа нашей страны.
Изображение флагов с датами начала их функционирования, как государственных символов страны, демонстрируется обучающимся по ходу выступлений школьников с сообщениями.
Работа в группах.
Групповая работа. Геральдика, роль цвета в геральдике. Смысловое значение флага Российской Федерации.
Класс делится на 4–5 групп. Каждая группа получает цветовой маркер.
Цель:познакомить с цветовыми геральдическими обозначениями, установить по цветовому коду смысловое значение флага Российской Федерации, обучить коммуникации в малой группе.
Задание: в настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. На карточке представлена таблица цветовых геральдических обозначений. Обсудите их. Коллективно составьте смысловую характеристику флага Российской Федерации. Ваша характеристика должна показать, что говорят цвета нашего