Файл: Рабочая программа дисциплины опасные ситуации техногенного характера и защита от них магистратура по направлению подготовки 20. 04. 01 Техносферная безопасность Направленность (профиль) Пожарная безопасность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы МЧС России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
И ЗАЩИТА ОТ НИХ
Магистратура по направлению подготовки
20.04.01 Техносферная безопасность
Направленность (профиль) «Пожарная безопасность»
Санкт-Петербург

2 1 Цели и задачи дисциплины
Цели освоения дисциплины:
- формирование у обучающихся теоретических знаний и практических навыков в области опасных ситуаций техногенного характера, позволяющих анализировать и применять знания и опыт в сфере техносферной безопасности для решения задач в профессиональной деятельности, а также контролировать готовность органов власти, организаций, подразделений федеральной противопожарной службы и территориальных органов МЧС России к выполнению мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Перечень компетенций, формируемых в процессе изучения дисциплины
Задачи дисциплины:
- формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, позволяющих, создавать модели новых систем защиты человека и среды обитания и применять методы анализа и оценки техногенного риска;
- овладение фундаментальными принципами организации мониторинга в техносфере и анализа его результатов;
- формирование навыков анализа и применения знаний в области в области опасных ситуаций техногенного характера для решения задач в профессиональной деятельности.
2. Перечень планируемых результатов обучения дисциплины, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Индикаторы достижения компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
ОПК-2.1. Знать:
- принципы, методы и средства анализа и структурирования профессиональной информации.
- источники опасностей, их влияние на человека
Знает источники опасностей, их влияние на человека и природу; виды и критерий оценки опасностей; основы организации безопасности технологического процесса и производств; способы
Компетенции
Содержание
ОПК-2
Способен анализировать и применять знания и опыт в сфере техносферной безопасности для решения задач в профессиональной деятельности
ПК-6
Способность контролировать готовность органов власти, организаций, подразделений федеральной противопожарной службы и территориальных органов МЧС России к выполнению мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций


3
и природу;
- виды и критерий оценки опасностей;
- методы анализа и оценки потенциальной опасности объектов экономики для человека и среды обитания;
- основы организации безопасности технологического процесса и производств;
- конструкции и технические характеристики пожарной и аварийно-спасательной техники, оборудования, снаряжения и средств связи, правила безопасной эксплуатации и ремонта;
- принципы технико-экономических расчетов при выборе систем противопожарной защиты;
- особенности организации надзорных мероприятий по пожарной безопасности и анализ его результатов;
- принципы организации системы безопасности на объектах экономики;
- способы определения источников негативного воздействия на человека на объектах экономики;
- способы и методы реализации мероприятий по защите человека в техносфере и обеспечения пожарной безопасности;
- основные принципы и подходы к взаимодействию с государственными службами в области экологической, производственной, пожарной безопасности;
- основные положения теории принятия управленческих решений и методы экспертных оценок определения источников негативного воздействия на человека на объектах экономики; способы и методы реализации мероприятий по защите человека в техносфере.
ОПК-2.2. Уметь:
- анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать для решения задач в профессиональной деятельности;
- проводить экономическую оценку эффективности внедряемых инженерно- технических мероприятий в области пожарной безопасности;
- обоснованно проводить расчеты основных параметров систем обеспечения пожарной безопасности;
- осуществлять анализ и оценку пожарной опасность объектов экономики;
- проводить мероприятия по надзору и контролю на объекте экономики, территории в соответствии с действующей нормативно-правовой базой;
- использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду;
- выявлять потенциальные риски объектов и процессов
Умеет анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать для решения задач в профессиональной деятельности; обоснованно проводить расчеты основных параметров систем обеспечения безопасности; использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека; выявлять потенциальные риски объектов и процессов.


4
Тип задачи профессиональной деятельности: сервисно-эксплуатационный
ПК-6.1. Знать: способы проверки готовности органов власти, организаций, подразделений федеральной противопожарной службы и территориальных органов МЧС России к выполнению мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций
Знает способы проверки готовности органов власти, организаций, подразделений федеральной противопожарной службы и территориальных органов МЧС России к выполнению мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций
ПК-6.2. Уметь: контролировать готовность органов власти, организаций, подразделений федеральной противопожарной службы и территориальных органов МЧС России к выполнению мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций
Умеет контролировать готовность органов власти, организаций, подразделений федеральной противопожарной службы и территориальных органов МЧС России к выполнению мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций

5 3 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы высшего образования
Дисциплина относится к обязательной части основной профессиональной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 20.04.01
Техносферная безопасность, направленность
(профиль)
«Пожарная безопасность».
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
4.1 Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам и формам обучения для заочной формы обучения
Вид учебной работы
Трудоемкость з.е. час. по курсам
1
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
3 108 108
Контактная работа, в том числе:
10 10
Аудиторные занятия
10 10
Лекции (Л)
2 2
Практические занятия (ПЗ)
8 8
Семинарские занятия (СЗ)
Лабораторные работы (ЛР)
Консультации перед экзаменом
Самостоятельная работа (СР)
98 98 в том числе: курсовая работа (проект)
Зачет с оценкой
+
+
Экзамен

6 4.2. Тематический план, структурированный по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий заочная форма обучения
№ п.п.
Наименование тем
Все го ч а
сов
Количество часов по видам занятий
Кон троль
Самос тоятельн ая работа, в том числе кон сул ьтаци я
Лекц и
и
Пр акти че ские/
Се мин арски е занятия
Кон трольн ая работа
1 2
3 4
5 6
7 8
1
Основные задачи и принципы построения РСЧС
9 9
2
Опасные и чрезвычайные ситуации в техносфере
14 2
12 3
Промышленные аварии и катастрофы
24 24 4
Взрывоопасные вещества и объекты
13 4
9 5
Гидротехнические сооружения и аварии на них
14 14 6
Аварии на транспорте
16 16 7
Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению уровня защиты населения и территорий
18 4
14
Зачет с оценкой
+
+
Итого
108 2
8 98


7 4.3 Содержание дисциплины «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них» заочной формы обучения
Тема 1. Основные задачи и принципы построения РСЧС.
Самостоятельная работа. Основные задачи, принципы построения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС. Организация управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Рекомендуемая литература: основная [1]; дополнительная [1-3].
Тема 2. Опасные и чрезвычайные ситуации в техносфере.
Лекция. Основные факторы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Самостоятельная работа.
Основные причины возникновения техногенных опасностей. Техногенные опасности в экономике России. Уровень промышленной безопасности предприятий.
Техногенное загрязнение природной среды
Рекомендуемая литература: основная [1-2]; дополнительная [1-3].
Тема 3. Промышленные аварии и катастрофы.
Самостоятельная работа. Понятие о химической и радиационной опасности. Химически опасные объекты и аварии на них. Радиационно-опасные объекты и аварии на них. Особенности ведения аварийно-спасательных работ при авариях (разрушениях) на химически и радиационно-опасных объектах.
Мероприятия по снижению последствий аварий на химически опасных объектах. Мероприятия по предотвращению радиационных аварий, снижению потерь и ущерба.
Рекомендуемая литература:
основная [1-2]; дополнительная [1-3].
Тема 4. Взрывоопасные вещества и объекты.

8
Практическое занятие. Определение категорий помещений объекта экономики по взрывопожарной опасности. Определение категорий зданий объекта экономики по взрывопожарной опасности.
Самостоятельная работа. Взрывы и их поражающее действие.
Классификация видов взрывоопасных объектов. Огнестойкость зданий и сооружений. Взрывозащита систем повышенного давления. Государственный надзор за взрывоопасными объектами.
Рекомендуемая литература: основная [1-2]; дополнительная [1-3].
Тема № 5. Гидротехнические сооружения и аварии на них.
Самостоятельная работа.
Гидротехнические сооружения и их классификации.
Последствия гидродинамических аварий.
Состояние гидротехнических сооружений в России.
Рекомендуемая литература: основная [1-2]; дополнительная [1-3].
Тема № 6. Аварии на транспорте.
Самостоятельная работа. Железнодорожные аварии и их причины.
Дорожно-транспортные происшествия и их причины. Авиационные катастрофы и их причины. Аварии на водном транспорте и их причины. Правила поведения на автомобильном, железнодорожном, воздушном, речном и морском транспорте. Правила поведения на городском транспорте.
Рекомендуемая литература: основная [1]; дополнительная [1-2].
Тема 7. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению уровня защиты населения и территорий.
Практическое занятие. Мероприятия по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Самостоятельная работа. Общие понятия о декларации безопасности промышленного объекта. Лицензирование отдельных видов деятельности.
Основные способы защиты населения и территорий.
Мероприятия повышающие защищенность населения и территорий при различных видах деятельности производственных объектов.
Защита населения при чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Рекомендуемая литература:
основная [1-2]; дополнительная [1-2]. дополнительная [3-4].


9 5. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
При реализации программы дисциплины используются лекционные и практические занятия.
Общими целями занятий являются:
‒ обобщение, систематизация, углубление, закрепление теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;
‒ формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
‒ выработка при решении поставленных задач профессионально значимых качеств: самостоятельности, ответственности, точности, творческой инициативы.
Целями лекции являются:
– дать систематизированные научные знания по дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных вопросах дисциплины;
– стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся, способствовать формированию их творческого мышления.
В ходе практических занятий обеспечивается процесс активного взаимодействия обучающихся с преподавателем; приобретаются практические навыки и умения. Целями практических занятий является углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы обучающихся с учебной и научной литературой, формирование навыков использования знаний для решения практических задач. Главным содержанием этого вида занятия является работа каждого обучающегося по овладению практическими умениями и навыками профессиональной деятельности и активное взаимодействие обучающихся с преподавателем.
На практическом занятии по теме № 3 выполняется контрольная работа.
Самостоятельная работа обучающихся направлена на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и практических занятиях, выработку навыков самостоятельного активного приобретения новых, дополнительных знаний, подготовку к предстоящим учебным занятиям и промежуточному контролю.
6. Оценочные материалы по дисциплине
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины, проводится в соответствии с содержанием дисциплины по видам занятий в форме опроса.
Промежуточная аттестация обеспечивает оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине, проводится в форме зачета с оценкой.
6.1. Примерные оценочные материалы:
6.1.1. Текущего контроля

10
Типовые вопросы для опроса:
1.
Основные задачи и уровни структуры РСЧС.
2.
Режимы функционирования РСЧС.
3.
Территориальная и функциональная подсистемы РСЧС.
4.
Силы и средства РСЧС.
5.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
6.
Основные факторы и причины возникновения техногенных опасностей.
7.
Взрывы и их поражающее действие.
8.
Классификация видов взрывоопасных объектов.
9.
Понятие о химической и радиационной опасности.
10.
Химически опасные объекты и аварии на них.
11.
Радиационно-опасные объекты и аварии на них.
12.
Мероприятия по снижению последствий аварий на химически опасных объектах.
13.
Мероприятия по предотвращению радиационных аварий, снижению потерь и ущерба.
14.
Классификация пожаро-и взрывоопасных объектов по степени опасности.
15.
Огнестойкость зданий и сооружений.
16.
Железнодорожные аварии и их причины.
17.
Дорожно-транспортные происшествия и их причины.
18.
Авиационные катастрофы и их причины.
19.
Аварии на водном транспорте и их причины.
20.
Аварии на метрополитене и их причины.
21.
Правила поведения на автомобильном, железнодорожном, воздушном, речном и морском транспорте.
22.
Лицензирование отдельных видов деятельности.
23.
Основные способы защиты населения и территорий.
24.
Средства индивидуальной защиты.
6.1.2. Промежуточной аттестации
Примерный перечень вопросов, выносимых на зачет с оценкой:
1.
Основные задачи и уровни структуры РСЧС.
2.
Принципы построения, режимы функционирования РСЧС.
3.
Территориальная и функциональная подсистемы РСЧС, функциональные подсистемы МЧС России.
4.
Силы и средства РСЧС, краткая характеристика.
5.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
6.
Основные факторы и причины возникновения техногенных опасностей.
7.
Взрывы и их поражающее действие.
8.
Классификация видов взрывоопасных объектов.