ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет





Итоговый контроль

по дисциплине «Технологии реализации образовательных программ»


ФИО студента

Чиконина Анна Николаевна

Направление подготовки

Организационно-административная деятельность в системе социальной защиты населения

Группа

СРБ-М-1-З-2021-1_ДИСТАНТ


Москва 2023
«Роль преподавателя вуза в эффективности реализации образовательной программы».

В свете происходящих и грядущих реформ в системе российского высшего профессионального образования одной из важнейших задач является повышение уровня профессионализма выпускаемых специалистов, что обусловлено также и тем, что с непрерывным развитием науки и техники все более возрастают требования к уровню и качеству подготовки выпускников. Эти требования можно рассматривать как социальный заказ общества в области образования. Свое влияние оказывает и глобализация образования, меняющая ключевые характеристики вуза, предъявляя к нему новые требования [1].

Образовательный процесс в современном вузе представляет собой сложную, многогранную деятельность. На научно-педагогических работников общество возложило такие важные задачи, как сохранение и приумножение культурного наследия нации, целенаправленное воспитание молодого поколения, позитивная социализация и правильная ориентация личности на ответственном этапе ее формирования, связанном с получением высшего профессионального образования [4]. Безусловно, для этого преподаватель вуза должен обладать способностями организатора, оратора, аналитика, психолога; должен владеть строгой логикой педагогического процесса и воспитания, литературной устной и письменной речью, и вместе с тем, преподаватель должен уметь говорить с молодежью «на одном языке».


Условия работы преподавателя вуза таковы, что он должен обладать способностями организатора, оратора, аналитика, психолога; должен владеть строгой логикой педагогического процесса и воспитания, литературной устной и письменной речью. Современный преподаватель должен быть высококомпетентным специалистом в своей научной области, а также эрудитом в других сферах знаний. Никакая другая профессия не имеет такой многоплановой, развернутой квалификационной характеристики. Преподаватель – это не только профессия, состоящая в транслировании знаний, но и высокая миссия сотворения и воспитания личности студента, утверждения человека в человеке.

Высококачественный подход к обучению высококлассных специалистов обеспечивается в полной мере при условии, что преподаватель обладает необходимыми знаниями в области педагогики, андрагогики, психологии, инфокоммуникационных технологий, эдукологии, что помогает облегчить процесс общения с аудиторией, улучшить качество образования, при этом в установлении позитивных взаимоотношений с аудиторией роль преподавателя является приоритетной. Поэтому для повышения качества образования в вузе решающее значение имеет анализ учебного процесса и организация эффективного взаимодействия преподавателей и студентов. Это возможно только при условии, что взаимоотношения организованы на психолого-педагогической основе по педагогическим законам и нормам [2, С. 99].

Существенную помощь в решении поставленных задач оказывает интерактивное общение со студентами. Например, регулярные опросы, тестирование, анкетирование обучаемых студентов помогают определить результативность работы преподавателя, его профессиональные качества и коммуникационные способности, степень умения находить общий язык с аудиторией.

Анализ ответов студентов позволяет выявить пробелы, недостатки в работе преподавателя, определить «слабые места» в учебном процессе, и на основании этого разработать мероприятия по устранению недостатков, по совершенствованию методики преподавания дисциплин, разработать меры по улучшению взаимоотношений обучающего и обучаемого. При проведении анонимных опросов студенты более искренно выражают свое мнение и свои пожелания относительно деятельности преподавателя и учебного процесса в целом.


Профессиональная деятельность вузовского преподавателя многогранна: по официальной отчетности, она охватывает учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую, организационно-методическую и воспитательную работу. Эти виды деятельности преподавателя всесторонне рассматриваются и оцениваются в ходе периодической аттестации и при прохождении конкурсов. Однако, на наш взгляд, оценка деятельности преподавателя является неполной без учета мнения студентов, которое может быть выявлено при помощи анкетирования. Поэтому актуальность анкетирования студентов несомненна.

Эффективность осуществляемой работы можно определять при помощи регулярных социологических опросов и анкетирования по двум ключевым направлениям [3]:

1) преподаватель глазами студентов;

2) учебный (образовательный) процесс глазами студентов.

Перечень характеристик, по которым выясняют мнение студентов о преподавателях, можно разбить на следующие группы (таблица 1)
Критерии и характеристики оценки работы преподавателя


Критерий оценки

Характеристика

Профессиональная компетентность

обладание необходимыми знаниями по преподаваемому предмету; глубина знания предмета

Педагогическая квалификация (мастерство педагога)

стремление вызвать у студентов активный интерес к предмету; уровень заинтересованности студентов; доступность (понятливость) изложения материала; четкость и ясность изложения материала; грамотность речи; четкость дикции; коммуникабельность (контакт с аудиторией); учет реакции аудитории; умение снять напряжение и усталость аудитории

Личностные качества (образованность, воспитанность, общекультурный уровень, характер)

добросовестное отношение к работе; требовательность; доброжелательность; тактичность; внешний вид; уважение к студентам; умение выслушать и понять студента; объективность в оценке знаний студентов; широта эрудиции; ровность характера; пунктуальность; честность; наличие чувства юмора. Большое значение играет наличие у студентов желания продолжить работу с данным преподавателем



Деятельность преподавателя и качество преподавания можно измерить с помощью интегральной оценки. На практике используются различные системы оценки, каждая из которых является формальной и охватывает только часть тех или иных профессиональных качеств преподавателя. Так, известны следующие подходы:

1. Балльная система, при которой каждому показателю присваивается определенный балл. Интегральный показатель получают простым суммированием баллов.

2. Система оценки качества преподавания, представляющая собой усредненную средневзвешенную оценку по совокупности факторов. При этом учитывается «объективная» экспертная оценка и субъективная самооценка. Принимаются во внимание также ученая степень, ученое звание, должность, стаж работы, объем лекционной нагрузки и т.п.

3. Оценивание низовых показателей по пятибалльным шкалам с положительным и отрицательным выражением качеств: «+2» – «очень хорошо»; «+1» – «хорошо»; «0» – удовлетворительно; «–1» – «плохо»; «–2» – «очень плохо». Аналогично оценивается и обобщенный показатель.

4. Оценивание показателей качества в долях единицы или в процентах к идеальным (или выбранным) значениям показателей.

Педагог высшей школы должен осознавать, что преподавание – вид научно-педагогической работы, направленной на управление когнитивной, т.е., познавательной деятельностью студентов, и в целях постоянного повышения качества подготовки специалистов преподавателю необходимо в высокой мере овладевать мастерством управления этой деятельностью.

Таким образом, полноценное осуществление профессорско-преподавательским составом вуза научно-педагогической деятельности, всяческое содействие повышению качества образовательных услуг предполагает использование всего комплекса методов и приемов, как для решения текущих педагогических задач, так и для достижения конечной цели – подготовки высококвалифицированных кадров, конкурентоспособных на современном рынке труда, отвечающих текущим и перспективным потребностям общества.
Список литературы:

1. Богуславский М.В., Неборский Е.В. Перспективы развития системы Высшего образования в России // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/111PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/111PVN315 (дата обращения: 25.09.2015 г.)

2. Еляков А. Расстояние до студента / А. Еляков // Высшее образование в России. – 2000. – №4. – с. 97-102.


3. Зеленцов Б. Студенты о преподавателе: методика опроса / Б. Зеленцов // Высшее образование в России. –1999. – №6. – с. 44-52.

4. Полянская Н.М. Использование обратной связи для комплексной оценки профессиональной деятельности преподавателя вуза [Текст] / Н.М. Полянская // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 окт. 2014 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/collection-20141008/collection-20141008-3952.pdf (дата обращения: 24.09.2015 г.).

5. Слепцова М.В. Теоретические основы построения универсальной модели педагогического процесса // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. №6. http://naukovedenie.ru/PDF/24PVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/24PVN614 (дата обращения: 25.09.2015 г.)