Файл: Эссе по дисциплине Информационное обеспечение научнопедагогической деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эссе по дисциплине:
Информационное обеспечение научно-педагогической деятельности
Проблема восприятия информации приобретает сегодня все большее значение. Современное общество получает большие объемы информации, и в ситуации учебной деятельности оптимизация процесса восприятия становится важной задачей преподавателя. При изучении какой-либо информации, одним из важных параметров является затраченное время. Чем меньше времени учащийся затратит на фактическое изучение материала, тем выше эффективность процесса.
Человек может получить знания о любом предмете по-разному: услышать о нем рассказ, увидеть собственными глазами, потрогать и даже понюхать. Различают следующие виды информации по форме представления: текстовая, числовая, звуковая, графическая, видеоинформация.
Человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове. Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:
Визуальная. Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.
Слуховая. Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота
Кинестетическая. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры
Дигитальная. Связанная с логическим построением внутреннего диалога.
Чаще всего одна из систем является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.
Особенности людей разных типов восприятия.
Визуалы. Основа их обучения — это визуальная информация. Для визуалов слух и зрение составляют единое целое, поэтому, если такой человек только услышал материал (но не увидел), то с большой долей вероятности информация быстро забудется. Визуалы моментально усваивают всю наглядную информацию, поэтому наиболее выгодно использовать все методы и приемы наглядного представления материала: интеллект-карты, схемы, графики, иллюстрации, фотографии, демонстрационные модели, опыты, эксперименты
Визуалы лучше всего учатся на наглядном примере, когда они видят изучаемый материал в режиме реального времени. Основная память — визуальная. Хорошо помнят расположение предметов, путь, дороги, неплохо ориентируются в пространстве. Некоторый шум для визуала не критичен, он может сосредоточиться в обстановке некоторого шума и успешно изучать материал. Визуалы хорошо воспринимают текстовую информацию, способны быстро научиться скорочтению.
Аудиал. Использует слуховой канал восприятия как пусковой. Умеренно развита внутренняя речь. Хорошо воспринимают лекции, музыку, беседы, диалоги. Четко и эффективно удерживают линию разговора, беседы, часто именно в ходе беседы улавливают смыслы изучаемого материала. При сосредоточении необходима тишина. Если Вы аудиал, то старайтесь обязательно прослушивать лекционный материал, аудиокурсы. Учиться совместно с другими, обсуждая изучаемую тему, рассуждая вслух над проблемой.
Кинестет. Получает информацию через действия, движения. Хорошо запоминает любые действия, практические упражнения. Лучше всего всю информацию воспринимает через практические упражнения, эксперименты, где своими руками проверяет полученную информацию на практике. Особенно хорошо воспринимается информация практического характера: что и как двигается, где необходимо нажать.
Дигитал. Люди этого типа восприятия встречаются реже. Им свойственно воспринимать окружающий мир через внутреннюю речь, через диалог с самим собой. Такие люди, прежде всего, ориентированы на восприятие смысла, логики, последовательности. Прекрасно обучаются всем наукам, имеющим строгую логику и последовательность: математике, физике, механике, технологии. Такие люди часто работают в области, где множество исследований, математической и статической обработки, программирования. Главное для дигитала — понять логику и связи в материале, упорядочить изучаемое в систему с понятными причинно-следственными связями.
Исследование особенности восприятия информации конкретного человека
В целях исследования восприятия был выбран молодой человек. Чтобы выявить наилучший вариант были проведены тесты. Исходя из деления людей на: визуалов, аудиалов проводились тесты на запоминание информации. Заметим, что выявление кинестетиков и дигиталов довольно затруднительно, поэтому данный тест не был проведен для этих типов восприятия информации.
Для тестов была взята следующая тема: «изучение базовых конструкций языка программирования». Тема проста для понимания человеку, далекому от сферы программирования, поскольку в ней нет сложных математических, физических процессов.
Первый тест заключался в демонстрации презентации по данной теме. Испытуемый самостоятельно изучал графическую информацию. В завершении презентации было необходимо пересказать полученный материал. Пересказ составил примерно 75% от исходного материала. Данный результат теста является достаточно успешным.
Вторым тестом было восприятие через звук. Здесь запоминание полученного материала существенно снизилось, но основная суть темы передана верно.
Третий тест – совмещение визуальной информации и аудиальной (диалог преподаватель – студент) основанный на примерах. При таком подходе результат первого теста улучшился: передана основная мысль, практически все тонкости темы.
Таким образом, можно сделать вывод, что лучший вариант – последний тест, совмещение визуального и аудиального метода, который показал наилучший результат.