Файл: Рабочая программа по химии для 8а класса общеобразовательной школы для детей с овз создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ мо рф от 05..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для 8а класса общеобразовательной школы для детей с ОВЗ создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089), Федерального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 10.04.2002 №29/2065) и Примерных программ по учебным предметам. Химия. 8-9 классы: проект.-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 2011.-44с.) и авторской программы (Н.Н.Гара, Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8-9 классы . –Москва, Просвещение, 2011-46с.)

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения химии, которые определены стандартом. В программе сохранена коррекционная направленность педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.

Структура документа

Рабочая программа по химии представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснитель­ную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; критерии оценивания; учебно-тематический план.

Общая характеристика учебного предмета.

Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками образовательного процесса.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся, а также в достижении главных целей основного общего образования:

  1. формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

  2. приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;

  3. подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.


Изучение химии на ступени основного общего образования направлено:

• на освоение важнейших знаний об основных понятиях химии, о химической символике;

•на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

•на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

•на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

•на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, в сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В задачи обучения химии входят:

  • изучение основ науки: важнейших фактов, понятий, химических законов, теорий, химической символики, доступных обобщений мировоззренческого характера;

  • ознакомление с технологиями, применяемыми на химическом производстве;

  • воспитание нравственности, бережного отношения к природе;

  • формирование умений сравнивать, вычленять в изученном существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, связно излагать учебный материал;

  • формирование умений обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием;

  • соблюдать правила техники безопасности;

  • наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, на производстве и повседневной жизни;

  • формирование умений организовывать свой труд;

  • пользоваться учебником, справочной литературой;

  • соблюдать правила работы в классе, коллективе, на рабочем месте;
    развитие слухового восприятия и коррекция произношения.

Коррекционные задачи:

• различение и опознавание знакомых фраз на слух;

• восприятие учебного материала слухо-зрительно;

• тренировка навыков чтения с губ;



• коррекция звукопроизношения;

• соблюдение правил орфоэпии;

• развитие речевого слуха;

• закрепление навыков устной речи;

• развитие словесно-логического мышления;

• совершенствование всех видов речевой деятельности неслышащих учащихся.
Общая характеристика рабочей программы и учебного процесса.

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Особенности:

  1. Согласно действующему Базисному учебному плану образовательных учреждений (2002г.), рабочая программа для 8-10 классов предусматривает обучение химии в объёме 3 часов в неделю, 105 часов за учебный год и изучается 3 года (в отличие от общеобразовательной школы, где на изучение данного материала отводится 2 года).

  2. Содержание рабочей программы по химии для 8 класса (глухие) адаптировано с учетом общего уровня развития учащихся, особенностей и закономерностей обучения детей с нарушением слуха.

  3. Использование специфических принципов, учитывающих особенности и закономерности обучения детей с нарушенным слухом:

  • единства обучения основам науки и словесной речи

  • интенсификации речевого общения.

  1. В календарно- тематическое планирование введён речевой материал (термины и понятия). Работа со словарём особенно необходима для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухие).

Программа предусматривает поурочное усвоение материала, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. В организации учебного процесса и выборе методов обучения педагог руководствуется системой дидактических принципов: научности, сознательности и активности, доступности, наглядности, прочности, индивидуального подхода и др. При этом, предполагается своеобразие их реализации в школе для глухих детей.

Применяются разнообразные типы уроков: комбинированный, изучение нового материала, обобщения и систематизации знаний, применения знаний и умений и урок контроля и оценки знаний учащихся. После каждой контрольной работы запланирована работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся через выполнение заданий, тестов, самостоятельных и контрольные работы. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены все виды школьного химического эксперимента - демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, расчётные задачи, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.


На уроках применяется: индивидуальная, групповая и фронтальная работа.

Формы и способы контроля:

  • контрольная работа

  • самостоятельная работа

  • тест

  • реферат



Раздел II. Содержание учебного предмета.

(105 часов, 3 часа в неделю)

Основное содержание курса химии 8 класса - изучение раздела «Основные понятия химии (уровень атомно- молекулярных представлений)» -94 часа; раздел «Химия и жизнь» -3 часа; раздел «Обобщение по курсу химии 8 класс»- 5 часов; резерв- 3 час.

Темы, раскрывающие данный раздел программы

Основное содержание (распределение химического эксперимента приведено в календарно - тематическом планировании)

Кол.час.

Особенности основного содержания

Предмет химии

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ. Физические и химические явления. Признаки и условия возникновения и течения химических реакций.

10




Первоначальные химические понятия

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный анализ вещества. Простые и сложные вещества. Химические элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. Закон постоянства со­става вещества.

Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

30

Вводится понятие «кристаллическая решетка», подробное изучение в 9 классе

Кислород

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства. Химические свойства кислорода. Оксиды. Применения Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения. Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Расчеты по термохимическим уравнениям

11

Вводится понятие «оксиды», подробное изучение в теме «Классы неорганических соединений»

Водород

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода Химические свойства водорода. Применение.

5

Вводится понятие «кислоты», подробное изучение в теме «Классы неорганических соединений»

Растворы. Вода.

Вода – растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.

Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества.

Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки. Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе.


13




Основные классы неорганических соединений

Оксиды. Составление формул, их название. Основные и кислотные оксиды, характеристика важнейших соединений. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов.

Основания. Состав и названия оснований, их классификация Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Способы получения и применение.

Кислоты. Состав и названия кислот, их классификация. Изменение окраски индикаторов. Химические свойства кислот.

Соли как производные кислот и оснований. Состав и названия солей

Химические свойства солей. Растворимость солей в воде. Способы получения солей.

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

25

Вводится понятие «амфотерные оксиды», подробное изучение в 9 классе


Вариативная часть программы отводится на изучение раздела «Химия и жизнь» -3 часа.

Темы, раскрывающие данный раздел программы

Основное содержание

Колчас.

Особенности основного содержания

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.


Химия и здоровье: Лекарственные препараты, проблемы, связанные с их применением. Химия и пища. Консерванты пищевых продуктов

2

При изложении тем подразумевается проектная деятельность учащихся: работа с источниками химической информации.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.



1


В программу введен раздел «Обобщение по курсу химии 8 класс»- 5 часов, который позволит повторить и обобщить ЗУН, полученные при изучении тем по курсу химии 8 класс. Резерв- 3 час.

В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, получить знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картины мира. Историко-научный материал, представленный в курсе, даёт возможность показать школьникам, что развитие науки - это многовековая история становления знаний об окружающем мире. Это позволит раскрыть общеобразовательное значение химии, дать больше практических сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни, в труде, развить экологическую культуру школьников.
Раздел III. Основные требования к знаниям и умениям учащихся.


  1. Требования к усвоению теоретического учебного материала.

Знать основные положения атомно-молекулярного учения, в свете которого уметь применять следующие понятия: относительная атомная и молекулярная массы, количество вещества, молярная масса, молярный объём, относительная плотность газов, простые и сложные вещества, химический элемент, валентность, оксиды, основания, кислоты, соли, химическая реакция, типы реакций (разложения, соединения, замещения, обмена).

Знать формулировку закона сохранения массы веществ, уметь разъяснять на примерах его значение, применять закон при составлении уравнений и проведении расчетов.