Файл: Программа профориентационной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа к теме 3.4.1. Организация различных форматов профориентационной работы в «Школе Минпросвещения России»

Ознакомьтесь с материалами, представленными в теме. Изучите федеральные и региональные ресурсы, предоставляющие возможности для организации профориентационной деятельности в общеобразовательной организации. Выберите задание, выполнение которого считаете наиболее целесообразным и актуальным.

Задание 2

Подготовьте материалы для реализации проекта по организации профориентационной работы в школе

1. Разработайте пакет документов, обеспечивающих реализацию проекта по организации профориентационной работы на всех уровнях образования в вашей образовательной организации.

2. Составьте программу действий по реализации проекта. Программа должна отражать последовательность управленческих действий. Определите целевое назначение программы: самостоятельный документ, часть будущего проекта, раздел отчетного доклада и пр.

3. Оформите программу в формате, соответствующем ее целевому назначению.

ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ:
- Приказ о назначении ответственного за профориентационную работу в школе

- Программа профориентационной работы

- Анализ и справки по профориентации в школе

Программа
профориентационной работы

"Я выбираю профессию"


Пояснительная записка
         Проблема выбора  профессии является одной  из главной в жизни каждого человека. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего учащихся выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях, проблема формирования умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.
Цель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке и реализации своих профессиональных планов.
Задачи:

        формирование общей готовности учащихся к самоопределению;

        активизация проблемы выбора профессии;


        выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, профессиональных первичных намерений;

        уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям;

        расширение представлений учащихся о мире профессий и их особенностях;

        информирование учащихся о профессиональных учебных заведениях и рынке труда.
  Профессиональная ориентация учащихся – многоуровневая система.  В её структуре можно выделить:

        Профессиональное просвещение

        Профессиональное воспитание

        Профессиональная диагностика

        Профессиональная консультация

        Профессиональный отбор

        Профессиональная адаптация
 Профориентационная работа в школе организована на трех уровнях: 

        Педагоги

        Родители

        Учащиеся
Работа педагогических работников по профессиональному самоопределению учащихся.
Цель: Ориентация деятельности педагогического  коллектива  на реализацию Концепции модернизации российского образования
(предпрофильная подготовка, работа по профориентации) по созданию благоприятных условий для профессионального развития личности школьника.
 Задачи:
1. Активизация интереса учащихся к профориентационным вопросам, к планированию своего будущего, ориентация учащихся в мире профессий.
.2. Поддержка и развитие творческой общественно - значимой деятельности участников образовательного процесса.

3. Создание условий для личностного роста учащихся.
Основные направления работы:
1. Информационно-просветительское направление. Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
   Профориентационная работа может осуществляться  на уроке, внеклассных занятиях, классных часах. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономическин и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии


2. Диагностическое направление.  Это направление реализуется в следующих планах:
- изучение способностей, склонностей, интересов, обученности. в процессе вовлечения учащихся в разнообразные виды  деятельности
· самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);
· оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.
3. Консультационное направление подразумевает содействие профессиональному выбору учащихся, основанного  на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.
4. Обучающее (или формирующее).  В русле этого направления педагоги формируют у учащихся следующие умения:
· умение анализировать мир профессий;
· умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора
Компоненты педагогической деятельности по профориентации:
1. Уроки трудовой подготовки, предпрофильная  подготовка.
2. Профориентационные минутки на уроках.
3. Дискуссии, беседы, классные часы, трудовому воспитанию.
4. Включение учащихся в различные виды доступного труда.
5. Проведение диагностических методик для изучения личностного роста и результатов развития ребёнка с последующим обсуждением.
6. Консультации  специалистов по вопросам самоопределения (психолог)
7. Созданная сеть кружков, спортивных секций по интересам учащихся.
8. Налаженная экскурсионная работа
9 Комплекс традиционных дел и мероприятий в школе и классах и учёт личных достижений учащихся в конкурсах.
10. Проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации; профориентационные игры
11. Школьная печать (выпуск стенгазет, буклетов, реклам)
12. Встречи с людьми разных профессий, приглашение специалистов профконсультантов, просмотр видеофильмов.
Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению.
Цели и задачи:
Центральная задача семейного воспитания – создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно и физически здоровой зрелой личности ребенка. Поэтому, одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом. А задача школы – содействовать формированию у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации детей.

Основными направлениями работы школы с семьей являются: общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, родительский всеобуч, Дни открытых дверей, праздники труда, конкурсы профессионального мастерства, встречи с семейными трудовыми династиями, работодателями, представителями учебных заведений, службами занятости населения, индивидуальные консультации.
Информационное обеспечение
- о роли родителей в профориентации учащихся на разных ступенях образования;
- о нормативно-правовой базе получения профессионального образования детей;
- о трудоустройстве и ошибках в трудоустройстве выпускников школы;
- о перспективах развития рынка труда, о рабочих местах города, о правилах приема в учебные  заведения.
Практическое направление:
1. Участие в профессиональном информировании учащихся – выступления - рассказы  о своих профессиях
2. Участие в профессиональном самоопределении учащихся совместно с классными руководителями: участие во внеклассных мероприятиях, организация экскурсий на предприятия города, заполнение профессиональных дневников.
3.Участие в коррекции профессиональной подготовки выпускников в соответствии с материальным положением семьи, рынком труда, возможностями личности. 
Классные родительские собрания:
1 класс – Трудовые поручения в семье и школе.
2 класс - Воспитание желания трудиться.
3 класс – О роли семьи в трудовом воспитании младших  школьников.
4 класс – Профили трудового обучения в среднем звене. Экскурсия в школьные мастерские.
5 класс – Трудовое воспитание и профессиональная ориентация подростков
6 класс - Роль родителей в формировании профессиональных намерений учащихся.
7 класс - Склонности и интересы подростков в выборе профессии.
8 класс - Профессии, которые выбирают наши дети. Ошибки выбора.
9 класс - Самовоспитание школьника как важнейшее условие его подготовки к профессиональному труду.
Общешкольные родительские собрания:
1- 4 классы – Проблемы трудового обучения  и воспитания в семье и школе»

5 -8 класс –  «Роль родителей в формировании профессионального интереса ребёнка»
9  класс -  «Куда пойти учиться и работать»
Работа с учащимися по профессиональному самоопределению.
  С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе. На каждом периоде школьного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы:
1 ступень  (1-4 классы)
«Человек трудом славен»
Особенности работы: Дети далеки еще от выбора профессии, но правильно поставленная среди них работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения детей в старших классах. Есть качества личности, необходимые для всех профессий: трудолюбие, уважение к людям труда всех профессий, осознание необходимости трудиться, умение планировать и контролировать свою работу, организовать свое рабочее место, аккуратность, точность в работе, усидчивость, настойчивость, умение выбрать наиболее рациональный способ выполнения трудового задания, экономия материалов, времени и т.д. Все эти качества нужно формировать и воспитывать  в 1-4 классах. 
Направления работы: Знакомство с профессиями родителей. Изучение способностей учащихся. Вовлечение учащихся во всевозможные виды труда. Экскурсии, профориентационные игры.
Цель: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Задачи:
1.     Расширение  представлений о труде взрослых, понимание значения труда в жизни человека.

2.     Знакомство с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.
3.     Формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям, привитие навыков самообслуживания.
4.     Воспитание уважения к людям труда.
Содержание материала
1. Общие сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ
Содержание материала