Файл: В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1.Составьте сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв.: «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений».
Задание 2. Аргументируйте, почему позитивизм как философия науки появился в XIX в?. Ответ не должен превышать одну страницу.
Задание 2. Аргументируйте, почему позитивизм как философия науки появился в XIX в?. Ответ не дол жен превышать одну страницу.
Позитивизм – направление философии, зародившееся в 30-е – 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.
Возникновение позитивизма было теснейшим образом связано с успехами различных наук – математики, физики, химии, биологии. Наука становилась все более популярной, оказывала огромное влияние на умы людей. К тому же в это время началось развитие науки как специфического нового социального института: она почти полностью освободилась из-под опеки церкви, ее идеи получали все большее общественное признание.
Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальных данных, сам эксперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех философских систем, которые считали научной истину, не связанную с эмпирическим опытом.
В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:
− классический позитивизм;
− эмпириокритицизм;
− неопозитивизм;
− постпозитивизм.
Классический позитивизм
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798–1857) – французский философ, ученик Сен-Симона. Показателен тот факт, что Конт, признанный «отец позитивизма», начинал свою карьеру как секретарь Сен-Симона, одного из редакторов знаменитой французской Энциклопедии, выход которой в свет знаменовал существенную перестройку ценностных ориентиров знания: ведь ее авторы и издатели ставили задачу собрать воедино и так или иначе упорядочить все без исключения знания обо всех без исключения вещах.
2. Эмпириокритицизм
В последнее десятилетие XIX в. позитивизм в своей первой исторической форме переживает кризис, который был вызван следующими обстоятельствами. Во-первых, прогресс естественнонаучного знания обесценил многие из тех «синтетических» обобщений, которые рассматривались позитивизмом как вечное и неоспоримое приобретение науки. Естественнонаучный материализм с элементами механицизма, нередко являвшийся фактической основой обобщения позитивизма XIX в., уже не мог удовлетворить науку и пришел на рубеже XIX − XX вв. в противоречие с новыми открытиями в физике и биологии, которые могли быть осмыслены только с позиций диалектического материализма.
Неопозитивизм
Неопозитивизм − одно из основных направлений западной философии (часто называется логическим позитивизмом), особенно активно себя проявившее в 30 − 60-е гг. XX в. (Р. Карнап, М. Шлик, О. Найрат, Г. Рейхенбах и др.). Основные идеи неопозитивизма были сформулированы в 20-е г. XX в. в рамках деятельности Венского кружка. Представители этой школы внесли определенный вклад в решение целого ряда сложных и актуальных философско-методологических проблем, например, роль знаково-символических средств в научном познании, возможности математизации знания, соотношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки и др.
4. Постпозитивизм
Ограниченность, односторонность неопозитивизма проявилась в таких моментах, как отрицание философии или ее сведение к частнонаучному знанию, а последнего − к анализу языка науки; абсолютизация роли искусственных языков и формальной логики в познании; антиисторизм − исследование лишь готового, «ставшего» знания и его формальной структуры без обращения к возникновению (генезису) и развитию знания; физикализм и умаление роли социально-гуманитарных наук; игнорирование социокультурного контекста научного знания и т. п. Указанные недостатки стремились преодолеть представители постпозитивизма − научного течения, возникшего в 60-х гг. XX в.
Задание 3. Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы
Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы.
3.1
Анализ учения Ф. Бэкона о призраках .
Почему мы говорим, что творчество Ф. Бэкона (1561—1626) знаменует начало формирования философского мышления Нового времени, становление новой философской проблематики?
В чем гносеологическое значение сформулированных Бэконом четырех призраков (идолов — рода, пещеры, рынка, театра), осаждающих ум человека?
В чем сущность разработанного им опытно-индуктивного метода исследования природы? За что им подвергается критике догматически-словесный, умозрительный уровень исследования, познания всего сущего, включая и природу?
Ответ: Одним из первых английских философов, выразивших новые веяния в общественной жизни и обобщивших успехи и достижения естествознания был Ф. Бэкон (1561-1626), с которого начинается родословная английского материализма и эмпирического направления в философии и психологии. Прогресс науки м.б. только вне религии и заблуждений (пороков-призраков: рода, пещеры, рынка, театра)
Призраки рода – общеродовые пороки – ограниченность органов чувств (не видим атомов, ультрафиолетового спектра и т.д.). Это приводит к заблуждениям. Нужны технические устройства, расширяющие возможности.
Призраки пещеры – пороки индивидуального характера, то что приобретается при жизни или передаётся по наследству (цветовая слепота, социальные стереотипы и т.п.). Одностороннее восприятие мира – человек из своей пещеры видит только часть объекта (пещерное мышление). Необходимо взаимодействие, впрочем, общение часто источник новых пороков.
Призраки рынка – огромное количество понятий и терминов, обозначающие одно явление, процесс, как следствие – непонимание. На рынке все говорят, но никто не слушает…
Призраки театра – некритическое, слепое отношение учёных к научным авторитетам. Зритель переживает как актёр, пока тот на сцене. Это застой и консерватизм. В то же время следует отвергать нигилизм и бездушное отношение.
Универсальное средство избавления от пороков – опыт. Эксперимент – основа науки – искусственный опыт.
Основной научный метод – группировка данных.