Файл: Реферат по теме Основы теории и методики воспитания физических качеств..docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общими методическими требованиями в процессе обучения является “новизна” упражнений и постепенное повышение их координационной сложности. Для развития ловкости можно использовать любые новые упражнения или изученные упражнения с элементами новизны. Это обучение новому должно осуществляться постоянно. Простое повторение изученных упражнений не ведет к развитию ловкости, а длительные перерывы приводят к потере способности обучаться (при длительных перерывах мастера спорта проигрывают I-разрядникам по времени освоения нового элемента). Автоматизация динамического стереотипа аналогична, в известной степени, скоростному барьеру и не способствует развитию ловкости.
Постепенное повышение координационной трудности упражнения может заключаться в повышении требований:
1) к точности движений;
2) к их взаимной согласованности;
3) к внезапности изменения обстановки.
Методические приемы, с помощью которых реализуются общие методические положения:
-
выполнение I раз показанных комплексов ОРУ или несложных гимнастических и акробатических элементов; -
выполнение упражнений оригинальным (необычным) способом (выполнение подъема не силой, а махом; преодоление препятствий нетрадиционным способом); -
зеркальное выполнение упражнения (соскок в “чужую” сторону, метание или прыжок “чужой” ногой или толчок “чужой” рукой); -
применение необычных исходных положений (прыжки или бег спиной вперед). Приемы необычных двигательных заданий развивают способность быстро обучаться новым движениям, т.е. “тренируют тренированность ЦНС”; -
изменение скорости или темпа движений; -
изменение пространственных границ (увеличение размеров препятствий или высоты снаряда, уменьшение площадок для игры); -
введение дополнительных движений (опорный прыжок с последующим кувырком или поворотом в воздухе); -
изменение последовательности выполняемых движений (элементов в комбинации); -
комплексирование видов деятельности (ходьба и прыжки, бег и ловля); -
выполнение движений без зрительного анализатора.
Данные методические приемы повышают координационную сложность упражнений. Координация движений зависит от точности движений, устойчивости вестибулярного аппарата, умения расслаблять мышцы.
Точность и соразмерность движений - это способность выполнять их в максимальном соответствии с требуемой формой и содержанием. Они предполагают наличие не только точно согласованной мышечной деятельности, но и тонких кинестезических, зрительных ощущений и хорошей двигательной памяти. Соответствие пространственных параметров действия заданному эталону достигается взаимосвязью пространственной, временной и динамической точности движений в различных двигательных действиях.
Воспитание точности обеспечивается систематическим развивающим воздействием на восприятие и анализ пространственных условий, а одновременно и на управление пространственными параметрами движений.
Рекомендуемые методические приемы и подходы:
-
ОРУ на точность движений по командам; -
разметка дистанции, постановка дополнительных ориентиров в прыжках или соскоках; -
метание по цели (на указанное расстояние, в корзину, по мишени); -
прыжки и соскоки на точность приземления (0,5 х 0,5 м); -
бег с различной величиной и частотой шага; -
сочетание контрастных заданий (метание на разные расстояния или предметов разного веса на одно расстояние, удары по воротам с 10 и 20 м); -
улучшение пространственных дифференцировок путем перехода к близким заданиям; -
ограничение или временное исключение зрительного самоконтроля при выполнении двигательного действия.
Использование сенсорного метода срочной информации о параметрах движений позволяет спортсмену и тренеру сразу внести коррективы в движения, тем самым способствуют развитию ловкости. Приборная коррекция дает точные количественные коррективы: словесная коррекция тренера вносит обобщенные уточнения в движения (рано, поздно, меньше, больше и т.д.). Воспитанию способностей к точной пространственной ориентировке способствует и самоконтроль спортсмена. Для этого используются наглядные ориентиры (рисунки, предметы, разметка инвентаря); они указывают направление и граничные точки амплитуды.
Способность сохранять равновесие в статических и динамических упражнениях является фактором, содействующим качественному выполнению упражнения и развитию ловкости. Для воспитания способности к поддержанию равновесия используют методические приемы, затрудняющие сохранение равновесия:
-
уменьшение опоры; -
использование высокой и качающейся опоры; -
увеличение времени сохранения позы; -
самостоятельная кратковременная потеря равновесия с последующим восстановлением позы; -
использование противодействия; -
временное исключение зрительного самоконтроля.
Другое направление - совершенствование функций вестибулярно гоаппарата:
-
круговые движения головой; -
вращение на стуле или в упоре присев; -
ускорения прямолинейные и угловые (серии кувырков, ТСО - качели и др.); -
парные и групповые упражнения в равновесии; -
прыжки с поворотом на определенное количество градусов.
Они особенно эффективны для детей и лиц с ослабленной функцией равновесия.
Умение управлять мышечным тонусом также влияет на проявление ловкости, т.к. любое движение есть результат напряжения и расслабления мышц. На этапе начального обучения наблюдается координационная мышечная напряженность, т.е. замедленный переход мышц от напряжения к расслаблению. Внешне движения скованы, неловки. Для устранения ее применяют:
-
многократное выполнение упражнений в медленном темпе; -
снижение эмоционального возбуждения (устранение соревновательной обстановки и др.); -
контроль за мимикой лица (напряженность обычно и выражается в мимике, рекомендуется улыбаться); -
чередование напряжения и расслабления мышц (метод контрастных заданий).
Причиной координационной напряженности при выполнении освоенных упражнений может быть стрессовая ситуация, повышенная ответственность, непривычные условия. Устранить ее можно, применяя приемы психической саморегуляции, выполняя упражнения в состоянии утомления.
Повышенная мышечная напряженность в состоянии покоя (тоническая напряженность) снижается при выполнении упражнений на расслабление в виде свободных движений конечностями и туловищем в интервалы отдыха, упражнений на растягивание, приемами массажа, плаванием и сауной. [9]
Заключение
В данной работе мы рассмотрели, что такое физические качества, их определения, рассмотрели основы и методы воспитания физических качеств в деталях.
Список использованных источников
1) Интернет ресурс https://mipt.ru/education/chair/sport/science/adaptology/work-32
2) Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по направлению подготовки «Пед. образование» профиль «Физ. культура» / Ю. Д. Железняк, И. В. Кулишенко, Е. В. Крякина; под ред. Ю. Д. Железняка. – М.: Академия, 2013. – 256 c. – (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат).
3) Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры : учеб. для студентов высш. проф. образования / В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2012. – 410 с.: ил. – (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат). – Библиогр.: с. 405.
4) Глаголев, Д. А. Методы развития силовых качеств на уроках физической культуры / Д. А. Глаголев. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/6021/ (дата обращения: 04.07.2020).
5) Ягодин, В. В. Атлетическая гимнастика для подростков [Текст]/ В. В. Ягодин. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-та, 1995. — 111 с.
6) Интернет-ресурс http://taekwon-do-rb.ru/taekwondo/taekwondo-world/bistrota.html
7) Дунаев, К.С. Модельные характеристики развития силовой выносливости [Текст] / К. С. Дунаев // Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе» (июль, Тбилиси, 1980 г.) / Спорткомитет СССР — М., 1980. — 112с.
8) Качашкин В.М. Методика физического воспитания. М: Просвещение, 1980 - 304 с
9) Интернет ресурс http://sportfiction.ru/books/teoriya-i-metodika-fizichskoy-kultury-kurs-lektsiy/?bookpart=353510