Файл: Методические рекомендации по профилактике профессиональных заболеваний среди преподавателей сош на основе улучшения качества условий труда.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
статистике ежегодно заболевания нервной системы, сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы только возрастают: нарушение опорно-двигательного аппарата составляют - 70 %; нарушение массы тела - 54 % педагогов; нарушения в нервно-психическом здоровье имеют: после 10 лет работы более 35 % педагогов; после 15-ти лет стажа - 40 %; после 20-ти лет - более 50 % педагогов.

Нами определены преподаваемые дисциплины, среди которых отмечены наиболее подвержены заболеванию педагогические работники. Наиболее высокий уровень заболеваемости зафиксирован среди преподавателей общественных дисциплин и лингвистов. Причем, в структуре заболеваемости учителей общественных дисциплин наибольший удельный вес приходится на болезни органов кровообращения, а у лингвистов на болезни органов дыхания. Отмечено, что данные процессы обусловлены индивидуальными особенностями организма педагога, но и в большей степени, мы определили, что такие нарушения происходят от незнания и неумения педагогов использовать профилактические методы оздоровления. Среди педагогов отмечена низкая активность педагогов, всего лишь 11 %, которые в случае острого или обострения хронического заболевания обязательно обратятся за специализированной медицинской помощью и тем более оформят временный листок нетрудоспособности.

Профилактика профессиональных заболеваний педагога

Совершенствование учебного процесса и повышение эффективности педагогического труда должны начаться с заботы о здоровье педагога. В коллективе педагогов важно создавать творческую атмосферу в психологической помощи учителям разных уровней профессиональной деятельности по отношению к своему здоровья Прежде всего, необходимо информировать участников образовательного процесса с производственными факторами рисков здоровья педагогов. А также обучение учителей методам предотвращения возникновения профессиональных заболеваний.

Современная психологическая наука предлагает множество способов для развития эмоциональной стойкости педагога, анализ которых позволяет классифицироваться в две группы:

  • специфические способы – за счет адаптации напряженных факторов деятельности: педагогической направленности, профессионального самосознания, психологической культуры и т.д.;

  • неспецифические способы - средства и способы саморегуляции эмоционального состояния, профилактики и преодоления состояния эмоционального напряжения - релаксация, физические и дыхательные упражнения, самоконтроль эмоционального состояния и т.д.


Следовательно, в целях поддержания и укрепления здоровья учителей необходимо уделять большое внимание разработке и введению социокультурных и медико-профилактических программ. Нацеленных на формирование здорового образа жизни в системе непрерывного педагогического образования. Повышению стрессоустойчивости способствуют аутотренинг, медитация, смехотерапия, цветотерапия, ароматерапия, физическая культура, увлечения искусством и т.д.
Список литературы

  1. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: монография / Н.П. Абаскалова. - Новосибирск: НГПУ, 2001. - 316 с.Артюнина Г. П. Основы медицинских знаний : здоровье, болезнь и образ жизни: учебное пособие для высш шк. / Г. П. Артюнина, С. А. Игнатьева. - 2-е изд., перераб. - М. : Акад. проект, 2004. - 560 с.

  2. Белолюбская Е.И. Педагогические основы обеспечения здоровья учителя: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. И. Белолюбская; Якутский гос. ун-т им. М.К. Амосова. - Якутск, 2006. - 21 с.

  3. Водопьянова Н. Э. Синдром эмоционального выгорания: диагностика и профилактика / Н. Э. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 336 с.

  4. Гайдук Л., Отвага И. Профессиональные болезни и пути их профилактики // Охрана труда. – 2004. – № 11. – С. 36 – 38.

  5. Гетман В. Системообразующие факторы здоровья человека / В. Гетман, Ю. Новицкий // Высшее образование Украины. – 2010. – № 2. – С. 76-80.

  6. Дуброва Н. И. Методические рекомендации по организации системы управления охраной труда в учебных заведениях // Безопасность жизнедеятельности. – 2009. – № 7. – С. 23 – 31.

  7. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования / Г. К. Зайцев. - СПб. : Балтийская педагогическая академия, институт психологии человека, 1996. - 159 с.

  8. Зеркалов Д.В. Охрана труда в отрасли: Общие требования. Учебное пособие. – К.: «Основа», 2011. – 551 с.

  9. Катренко Л. А., Пистун И. П. Охрана труда в области образования: Учебное пособие. – Сумы: Университетская книга, 2001. – 339с.

  10. Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителями / Н. В. Клюева. - М. : ТЦ «Сфера», 2000. - 192 с.

  11. Козин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологію : учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Э. М. Козин, Н. Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

  12. Лободин В.Т. Как сохранить здоровье педагога: метод. пособие / В.Т. Лободин, Г.В. Лавреченова, С.В. Лободина. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 136 с.

  13. Максимова Т.М. Здоровье различных групп населения трудоспособного возраста / [Т.М. Максимова, В. Б. Белов, Н.Н. Гаврилова и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2001. - № 2. -С. 4-9.

  14. Назарук Н.В. Психологические средства профилактики «профессионального выгорания» учителя: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. В. Назарук; Прикарпатский национальный университет имени Василия Стефаника. – Ивано-Франковск, 2007. – 320 с.

  15. Онишина В.В. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников: курс лекций / В.В. Онишина. – М. : ПАПО, 2006. – 126 с.

  16. Пальчикова О. Фрустрационные реакции в педагогической деятельности / О. Пальчикова // Психолог. – 2004. – № 5 (101). – С. 6-7.

  17. Реан А.А. Социально-педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - СПб. : Питер, 2000. - 416 с.

  18. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. - М. : АРКТИ, 2005. - 320 с.


List of literature

1. Abaskalova N.P. A systematic approach to the formation of a healthy lifestyle of subjects of the educational process "school-university": monograph / N.P. Abaskalova. - Novosibirsk: NGPU, 2001. - 316 p.Artyunina G. P. Fundamentals of medical knowledge : health, illness and lifestyle: a textbook for higher education. / G. P. Artyunina, S. A. Ignatieva. - 2nd ed., reprint. - M. : Akad. project, 2004. - 560 p.

2. Belolyubskaya E.I. Pedagogical foundations of teacher's health: abstract. diss. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / E. I. Belolyubskaya; Yakut State University named after M.K. Amosov. - Yakutsk, 2006. - 21 p.

3. Vodopyanova N. E. Emotional burnout syndrome: diagnosis and prevention / N. E. Vodopyanova, E.S. Starchenkova. - 2nd ed. - St. Petersburg: St. Petersburg, 2008. - 336 p.

4. Gaiduk L., Courage I. Occupational diseases and ways of their prevention // Labor protection. - 2004. – No. 11. – pp. 36-38.

5. Getman V. System-forming factors of human health / V. Getman, Yu. Novitsky // Higher education in Ukraine. - 2010. – No. 2. – pp. 76-80.

6. Dubrova N. I. Methodological recommendations on the organization of the occupational safety management system in educational institutions // Life safety. – 2009. – No. 7. – pp. 23-31.

7. Zaitsev G.K. Health of schoolchildren and teachers. The experience of valeological research / G. K. Zaitsev. - St. Petersburg : Baltic Pedagogical Academy, Institute of Human Psychology, 1996. - 159 p.

8. Zerkalov D.V. Labor protection in the industry: General requirements. Textbook. – K.: "Basis", 2011. – 551 p.

9. Katrenko L. A., Pistun I. P. Labor protection in the field of education: Textbook. – Sumy: University book, 2001. – 339s.

10. Klyueva N.V. Technologies of work of a psychologist with teachers / N. V. Klyueva. - M. : Shopping center "Sphere", 2000. - 192 p.

11. Kozin E. M. Fundamentals of individual human health: Introduction to general and applied valeology : textbook for students. higher. studies. institutions / E. M. Kozin, N. G. Blinova, N.A. Litvinova. - M. : VLADOS, 2000. - 192 p.

12. Lobodin V.T. How to preserve the health of a teacher: method. manual / V.T. Lobodin, G.V. Lavrechenova, S.V. Lobodina. – M. : LINK-PRESS, 2005. – 136 p.

13. Maksimova T.M. Health of various groups of the working-age population / [T.M. Maksimova, V. B. Belov, N.N. Gavrilova, etc.] // Problems of social hygiene, healthcare and the history of medicine. - 2001. - No. 2. - pp. 4-9.

14. Nazaruk N.V. Psychological means of prevention of "professional burnout" of a teacher: dis. ... cand. Psychological sciences: 19.00.07 / N. V. Nazaruk; Vasyl Stefanik Carpathian National University. – Ivano-Frankivsk, 2007. – 320 p.

15. Onishina V.V. Health–saving technologies in the process of teaching schoolchildren: a course of lectures / V.V. Onishina. – M. : PAPO, 2006. - 126 p.

16. Palchikova O. Frustrating reactions in pedagogical activity / O. Palchikova // Psychologist. – 2004. – № 5 (101). – Pp. 6-7.

17. Rean A.A. Socio-pedagogical psychology / A. A. Rean, Ya. L. Kolominsky. - St. Petersburg : Peter, 2000. - 416 p.

18. Smirnov N.K. Health-saving educational technologies and health psychology at school / N. K. Smirnov. - M. : ARKTI, 2005. - 320 p.