Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности (Понятие и сущность оперативно - розыскной деятельности, ее основные задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоит отметить, что мероприятия проводится на основании судебного постановления и не должно превышать 6 месяцев.

Объектами контроля могут выступать письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы и иная корреспонденция. С них могут сниматься копии или они могут фотографироваться, их можно снять на видео, так же отбираются образцы для исследования.

В результате проверки могут быть получены сведения, интересующие органы полиции, следствия и др., они могут заключаться в связях подозреваемых лиц, сообщения о преступной деятельности, личности преступника и др.

В ходе проведения проверки и после получение результатов данной проверки оперативные работники обязаны сохранить в тайне, факт контроля, сохранить в тайне, сведения содержащихся в почтовом отправлении.

Результат проведения контроля почтовых отправлений и телеграфных и иных сообщений оформляется в виде рапорта, к которому могут прилагаться технические носители, на которых фиксировалась информация.

Прослушивание телефонных переговоров - «1. Разновидность деяния сыскного (проводится только в гос. сыске). 2. Разновидность профес. поведенческого акта (следственное действие, розыскные меры и др.) в воздействии на преступность. 3. Вид контроля речи человека сыскного. 4. В ОРД - одно из предусмотренных ФЗ об ОРД ОРМ. Совокупность действий по конспиративному слуховому контролю с помощью технических средств переговоров, ведущихся по линиям телефонной связи (на основании судебного решения), или односторонних сообщений и, как правило, их фиксации с целью обнаружения сведений о преступной деятельности лица, выявления его связей и получения иной информации, способствующей решению задачи ОРД»[19].

Стоит отметить, что данное мероприятие проводится, в случае контроля почтовых отправлений телеграфных и иных сообщений, на основании судебного постановления причем, должна быть существенная мотивация руководителя ОРД. Продолжительность данного мероприятия как указывает УПК в ст. 186 не должно превышать 6 месяцев. В случае продления нужно вновь обратится в суд, на основании уже собранных материалов, судья вынесет постановления о согласии или не согласии.

Но существует исключения, ст. п. 4 ст. 8 ФЗ об ОРД на основании обращения гражданина (заявления или согласия в письменной форме) в органы внутренних дел в случаях возникновения угрозы их жизни, здоровья и собственности. Телефон ставится на прослушивание на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД. О проведении данного мероприятия в течение 48 часов должен быть уведомлен соответствующий судья.


Данное мероприятие осуществляется на любых сетях электросвязи (общего пользования, внутрипроизводственных пользования, выделенных).

Прослушиваться могут переговоры, как двух и более абонентов, так и односторонняя передача информации одного абонента на автоответчик другого абонента и др,.

В ходе данного мероприятия используются различного рода записывающиеся устройства или компьютерные программы. Все полученные результаты, а это могут быть (имена соучастников, явки, информация о готовившемся или уже совершенном преступлении и др,.) сохраняются на носителях и носят не процессуально - оперативный характер. Для того что бы, они стали доказательствами оперативник должен, правильно оформить полученную информацию и передать ее следователю, в последующем если возникает вопрос о подлинности может быть произведена экспертиза, если же подлинность записи не вызывает ни каких сомнений, то она приобщается следователем к уголовному делу и становится доказательством.

Снятие информации с технических каналов связи - это оперативно - техническое мероприятие, заключающееся в перехвате с помощью специальных технических средств открытой (незашифрованной) информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам связи.

Данное мероприятие осуществляется только на основании судебного решения, с использованием оперативно - технических сил и средств.

Так же стоит отметить, что к техническим каналам связи можно отнести селекторную, радиорелейную связь, радиосвязь, компьютерную сети и др..

Субъектами данного мероприятия являются сотрудники предприятия, организации, технические каналы и средства связи, задействованные для снятия информации; а так же сотрудники оперативно - технических подразделений ОВД и ряда других спецслужб.

Снятие информации с технических каналов связи - это оперативно- техническое мероприятие, сущность которого зависит от правильного понимания содержания термина «технические каналы связи», который кроме Закона об ОРД в других законодательных актах не встречается.

В ведомственной инструкции МВД России[20] к техническим каналам отнесены телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные каналы передачи данных, линии абонентского телеграфирования и т.п. Правомерно отнести сюда компьютерные сети и различные радиопереговорные устройства, основанные на использовании радиоволн.

Результаты полученные в ходе такого действия, находят свое отражения как правило, в справках или рапортах , помимо перечисленных документов они могут быть, в виде приложений к данным справками или рапортам если они были записаны на диск или на другой цифровой носитель. Полученные носители информации могут быть впоследствии переданы следователю для использования их в процессе доказывания по уголовному делу.


Оперативное внедрение - способ получения информации путем легендированного ввода сотрудников оперативных подразделений и лиц, оказывающих им конфиденциальное содействие, в криминальную среду и объекты в целях разведывательного сбора информации, необходимой для решения задач ОРД.

Основанием для оперативного внедрения является информация о наличии криминогенной или криминальной обстановки на объекте или признаках преступной деятельности группы лиц. Мероприятие применяется, как правило, в случаях, когда следственными действиями не представляется возможным выявить тщательно скрываемую и хорошо организованную преступную деятельность организации.

«Объектом внедрения являются представляющие повышенную опасность устойчивые преступные формирования лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений (ст. 15 УК РФ); лица, в отношении которых заведены дела оперативно - розыскного производства»[21].

Субъектами оперативного внедрения, как было уже отмечено раннее, являются сотрудники оперативного подразделения, так и лица, оказывающие им помощь.

Сведения о штатных негласных сотрудниках органов внутренних дел, а также лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, внедренных в преступные формирования, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности лишь с их согласия в письменном виде в соответствие с Законом об ОРД.

После того как, лицо выполнило поставленные перед ним задания по сбору доказательной базы, сотрудник оперативного аппарата или лицо оказывающие помощь, могут быть привлечены в качестве свидетеля в уголовном процессе.

Контролируемая поставка - способ получения информации о признаках преступной деятельности путем установления, контроля за поставкой, покупной, продажей, перемещением предметов, веществ и продукции.

Объектами поставки являются предметы и товары, к которым относятся: 1.Предметы, вещества и продукция, свободная реализация которых запрещена либо ограничена на территории РФ; 2. Предметы, добытые преступным путем или сохранившие на себе следы преступления; 3. Орудия или средства совершения преступлений.

Контролируемая поставка веществ, проводится на основании мотивированного постановления, которое утверждается руководителем органа осуществляющего ОРД.

«Стоит отметить, что в учебном пособии выделяют три основных вида контролируемых поставок»[22] . 1. Внутренние - проводимые на территорий РФ; 2. Внешние - осуществляемые в установленном международными соглашениями и договорами, порядке на территории иностранных государств; 3.Транзитные - в отношении объектов, перемещаемых через территорию РФ, по инициативе правоохранительных органов иностранных государств или международных правоохранительных организаций.


Результаты оперативно розыскного мероприятия - контролируемая поставка - могут быть оформлены различными документами, в зависимости от достигнутого результата: рапортом, справкой, приходно-расходными и другими документами, объяснениями граждан и др.

Оперативный эксперимент - ОРМ, заключающееся в негласном наблюдении и документировании поведения лица в искусственно созданных условиях с целью выявления его противоправной деятельности и получения доказательств.

Данное, мероприятие проводится в целях выявления, пресечения и раскрытия преступлений, а также проверке и оценке собранных данных о возможности совершения определенных деяний или получения новых данных о противоправной деятельности.

При проведении оперативного эксперимента не допускается унижение достоинства и чести участвующих в нем лиц и окружающих и создавать опасность для здоровья. Так же провоцирование людей, ставить лицо перед фактом, в котором ему придется нарушить закон.

Оперативный эксперимент может проводиться, как в отношении конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в преступной деятельности (получение взяток, торговля оружием и др.), так и для выявления намерений неизвестных лиц, совершающих серийные преступления.

Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом сотрудника оперативного подразделения, так же могут быть оформлены видеозаписи на диски и иные улики, которые могут использоваться (в процессе доказывания, проверке выдвинутых оперативных версий, установлению причин и условий совершения тяжкого преступления и др.).

Глава 3. Общие подходы к проведению оперативно-розыскных мероприятий

Оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ) - это закрепленные в оперативно-розыскном законе действия, в рамках, осуществления которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на добывание и реализацию информации, служащей для достижения целей и задач ОРД.

Законодательное закрепление ОРМ обеспечивает, во-первых, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД и, во-вторых, определяет правомерность действий должностных лиц, осуществляющих ОРД, и лиц, оказывающих им содействие, отличает действия этих субъектов ОРД от уголовно - наказуемого деяния.


Каждое ОРМ может проводиться самостоятельно, независимо от других или в совокупности с иными ОРМ. Они имеют ярко выраженный разведывательный - поисковый характер, т.е. в ходе его проведения: реализуются принципы конспирации, сочетание гласных (открытых), негласных методов. С использованием специальных технических средств, с фиксации всех результатов и последующем использованием в качестве информации для доказательств.

ОРМ организуются и проводятся только теми специальными субъектами, которые являются должностными лицами органов, полномочных осуществлять ОРД. Рассмотрим критерии классификаций ОРМ.

Наиболее развернутую классификацию дает В.Г. Бобров[23].

1. В зависимости от времени (продолжительности) проведения ОРМ могут быть разовыми (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и т.д.) и длящимися (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров и т.д.).

2. В зависимости от формы проведения ОРМ могут быть гласными и негласными, осуществляться с зашифровкой их истинной цели и без нее.

При гласном проведении таких ОРМ, как правило, не скрывается сам факт их осуществления.

Негласное проведение ОРМ предполагает их осуществление в тайне от других лиц, в первую очередь проверяемых, разрабатываемых, обвиняемых, их связей и т.д. Негласность таких ОРМ условна. Она может быть абсолютной и относительной. При абсолютной негласности о проведении ОРМ осведомлены только оперативники, их осуществляющие, а также лица, действующие по их поручению и непосредственно выполняющие эти мероприятия (конфиденты, сотрудники подразделений специальных технических мероприятий, оперативно- поисковых подразделений). При относительной негласности ОРМ об их проведении не знают только граждане, в отношении которых они осуществляются, а их результаты, полученные в тайне от заинтересованных лиц, в дальнейшем могут быть преданы гласности.

По признаку гласности их проведения условно В.Г. Бобров сводит в две основные группы:

а) ОРМ, которые могут проводиться как гласно, так и негласно: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов; проверочная закупка; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

б) проводимые только в тайне (негласно) от проверяемых, разрабатываемых и иных лиц, в отношении которых они осуществляются: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.