Файл: Анализ экономических показателей коммерческой деятельности предприятия.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 424
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности организации коммерческой деятельности предприятия
1.1. Понятие и содержание коммерческой деятельности предприятия
1.2. Этапы коммерческой деятельности
1.3. Методика оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия
Глава 2. Анализ эффективности коммерческой деятельности ООО «Металл Кровля»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ коммерческой деятельности ООО «Металл Кровля»
2.3. Мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности ООО «Металл Кровля»
Введение
Коммерческая деятельность - это комплекс действий, содержащий в себе операции по совершению купли-продажи продукции и услуг, целью которых является извлечение прибыли.
Только те предприятия, которые соизмеряют свою прибыль с расходами и величиной вложенных денежных средств, которые производят конкурентоспособную продукцию и не производят больше, чем можно продать, те успешно функционируют и выживают в рыночной экономике.
Проблема эффективности деятельности играет главную роль среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Для того чтобы обеспечить успешное развитие бизнеса, следует регулярно повышать эффективность всех направлений коммерческой деятельности. При разработке мероприятий по повышению эффективности, в первую очередь, необходимо грамотно определить стратегические цели и методы их достижения. Также неотъемлемой частью проведения данных мероприятий является точный и правильный анализ коммерческой деятельности предприятия. Так как незначительный недочет либо неточность могут привести к негативным последствиям для предприятия, а в некоторых случаях даже к необратимым.
Данная тема достаточно актуальна на сегодняшний день и обусловлена высокой степенью зависимости конечных финансовых результатов деятельности предприятия от эффективности осуществления им коммерческой деятельности. Данное понятие включает в себя большое количество направлений - таких, как формирование ассортимента, деятельность в области закупок, ведение договорных работ, сбытовая, а также рекламно-информационная деятельность. Эффективная реализация каждого из этих направлений помогает предприятию в достижении высоких финансовых результатов.
Целью данной работы является анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности ООО «Металл Кровля», а также разработка мероприятий по ее повышению.
Поставленная цель определила порядок рассмотрения следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты коммерческой деятельности;
- изучить методики оценки эффективности коммерческой деятельности;
- дать оценку эффективности коммерческой деятельности ООО «Металл Кровля»;
- разработать мероприятия по повышению эффективности коммерческой деятельности ООО «Металл Кровля»;
- рассчитать экономический эффект от предложенных мероприятий.
Объектом исследования является ООО «Металл Кровля».
Предметом проводимого исследования выбраны показатели, оценивающие эффективность коммерческой деятельности предприятия.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, коэффициентный анализ
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Особенности организации коммерческой деятельности предприятия
1.1. Понятие и содержание коммерческой деятельности предприятия
Cформулировать определение коммерческой деятельности можно следующим образом - это посредническая деятельность, которая направлена на удовлетворение потребительского спроса посредством купли-продажи товаров и услуг для получения прибыли[1].
Для осуществления коммерческой деятельности нужны такие навыки, как знания, опыт, определенные психологические качества, а также необходимы материальные средства. Первичным элементом коммерции является торговое предприятие. Как хозяйствующий субъект, оно выполняет такие функции, как закупка, хранение и реализация товаров, а также предоставляет сопутствующие услуги с целью удовлетворения потребностей покупателей (физических и юридических лиц) и получения прибыли[2].
В связи с тем, что главной целью коммерческой деятельности является получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания, то значит, что эта цель важна не только для предприятий и организаций, но и для отдельных лиц, которые осуществляют мероприятия по купле-продаже товаров и услуг на рынке.
Коммерческая деятельность содержат такие направления:
- планирование ассортимента продукции;
- закупка материально-технических ресурсов и товаров;
- планирование и организация сбытовой политики предприятия;
- организация оптовой продажи товаров и коммерческое посредничество;
- розничная торговля, как форма коммерческо-посреднической деятельности;
- выбор наилучшего партнера в коммерческой деятельности[3].
Эффективная реализация коммерческой деятельности возможна только при наличии полной и достоверной информации о конъюнктуре рынка, то есть торгово-организационных, социально-экономических и иных условиях сбыта продукции, сложившихся в конкретном месте в определенное время. Чтобы получить эти данные, необходимо собирать сведения, как о самом товаре, так и о его производителях.
В зависимости от того, с какой целью приобретаются товары, торговую деятельность разделяют:
- оптовая торговля - предполагает продажу продукции для профессионального использования либо для последующей перепродажи.
- розничная торговля - предполагает продажу для личного, семейного, домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью[4].
Еще одной неотъемлемой частью коммерческой деятельности считается сбыт готовой продукции и услуг. Данную функцию выполняет специальная служба на предприятии, которая занимается формированием партий отгрузки, продвижением товара на рынок, поиском и оформлением договорных отношений с клиентами. Успех данного вида деятельности напрямую зависит от профессионализма сбытового персонала, тем самым основой технологии работы службы сбыта становится маркетинг[5].
Также коммерческая деятельность в сфере оптовой торговли включает в себя работу в сфере рекламы и стимулирования продаж.
Коммерция и рыночные процессы непосредственно связаны между собой. Изменения в рыночной среде влекут за собой изменения и в коммерческой деятельности. Исходя из этого, коммерция должна иметь автономный характер и обладать способностью вовремя приспособиться к условиям рынка.
Реализация коммерческой деятельности сопровождается множеством коммерческих рисков. Риски предполагают степень неопределенности результата. При планировании коммерческих работ необходимо предусмотреть влияние этих самых рисков. Чтобы риски были оправданы, нужно провести всесторонний анализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей, осуществить всестороннее исследование рынка и тщательный подбор персонала, а также воспользоваться максимальным объемом информации. Способность предугадать коммерческие риски является очень значимым навыком для предпринимателя в сфере торговли.
Коммерция, являясь составляющей рынка, базируясь на своих позициях, одновременно становится основой рыночного хозяйства. Исходя из практики, образуется вывод о том, что чем динамичнее и устойчивее действующая среда рынка, тем выше активность коммерции.
Коммерческая деятельность по реализации товаров считается одной из наиболее важных функций работы коммерческих структур организации. От успеха данной функции зависит экономическая эффективность работы организации, занимающейся сбытом товаров. Коммерческая деятельность в современных условиях строится на принципе абсолютного равенства деловых партнеров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой финансовой и материальной ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.
1.2. Этапы коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность подразделяется на следующие этапы:
- коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров;
- коммерческая деятельность по розничной продаже товаров;
- изучение спроса и определение потребностей в товарах;
- формирование ассортимента и управление товарными запасами;
- выявление поставщиков товаров и установление с ними хозяйственных связей;
- организация оптовой (розничной) закупки потребительских товаров;
- оказание торговых услуг;
- рекламно-информационная деятельность[6].
Исследование рынка продаж считается одним из наиболее важных этапов коммерческой деятельности. Здесь определяются ответы на такие вопросы, как: кто, почему и в каком объеме покупает либо будет покупать продукцию фирмы.
На данном этапе для предприятия важно определить спрос и емкость каждого конкретного рынка по каждому виду товаров. Данная информация покажет какой объем сбыта товаров возможен на данных рынках. Успех предприятия на рынке, а также время нахождения и удержания своих позиций на нем находится в зависимости от того, в какой степени основательно и точно исследованы и установлены уровень и структура спроса, а также тенденции его модификации. Ключевыми направлениями изучения рынка считаются:
- определение типа рынка. Для начала, при исследовании рынка, нужно определить тип рынка для каждого товара и услуги. Также на данном этапе изучается стадия развития рынка (тенденция роста или спада), его ограничения (экономические, правовые и другие), территориальное расположение (регион и концентрация рынка), исторические и экономические предпосылки существования данного рынка и так далее;
- оценка конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка - это его состояние, которое характеризуется соотношением между спросом и предложением товаров и услуг. На данном этапе проводится оценка емкости рынка и количества покупателей в каждом его сегменте, а также замеряется спрос и степень его удовлетворенности. По этим данным определяются наиболее выгодные и удобные для предприятия сегменты целевых рынков;
- позиционирование рынка. На данном этапе выявляются действия, которые обеспечивают товару выход на рынок и обеспечивают конкурентоспособное положение в сегменте данного рынка, другими словами осуществляется позиционирование рынка[7].
От рационального формирования и управления ассортиментом продукции в прямой зависимости находится рост основных экономических показателей деятельности предприятия, а также обеспечение необходимого уровня обслуживания потребителей. Формирование ассортимента продукции - процесс, направленный на подбор и определение номенклатуры продукции, которая будет обеспечивать предприятию высокую прибыльность и удовлетворять спрос конечных потребителей на данную продукцию. Исходя из этого, коммерческая деятельность по формированию оптимального ассортимента продукции является важнейшей функцией оптового предприятия и считается важнейшим условием бесперебойного снабжения розничной торговой сети ассортиментом продукции.
Главным принципом формирования ассортимента продукции считается условие, при котором обеспечивается соответствие ассортимента спросу населения в рамках избранного сегмента рынка, а также клиентуре предприятия. Исходя из этого, образуется вывод о том, что ассортимент продукции должен иметь достаточную глубину и широту. Глубина ассортимента характеризуется числом разновидностей продукции по каждому наименованию ассортимента, а ширина определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включенных в ассортимент продукции. Масштаб данных показателей зависит от ассортиментного профиля обслуживаемых покупателей продукции, размеров складской площади, состояния предложения на потребительском рынке и других факторов.
Наиболее важным принципом оптимального формирования ассортимента продукции на предприятии считается гарантия условий рентабельности его деятельности, что в настоящий момент особенно важно в условиях рыночной экономики[8].
Следующим этапом коммерческой деятельности является выбор поставщика. Данный этап считается весьма непростым и трудоемким процессом для предприятия, по этой причине поэтапное описание процесса выбора поставщика обладает важным практическим значением.
Важность выбора поставщика объясняется функционированием на современном рынке огромного числа поставщиков одинаковых материальных ресурсов, а также тем, что он обязан быть, в первую очередь, надежным партнером товаропроизводителя по осуществлению его стратегии организации производства. Раскрытие и исследование источников закупки и поставки должно производиться регулярно, основываясь на всевозможных источниках информации[9].