Файл: Каковы особенности развития культуры в первой половине xx века.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: Каковы особенности развития культуры в первой половине XX века? | | | ||||||||
Дата: | Сазанович В.В., Баяхметова С. С. школа-гимназия № 22 | |||||||||
Класс: 8 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 8.2.1.1 описывать взаимоотношения государства и религии, выявляя и сравнивая особенности исторических периодов; 8.2.2.2 анализировать влияние массовой культуры (кинематограф, радио) на духовное развитие общества в первой половине XX века; 8.3.2.1 использовать понятия «позитивизм», «прагматизм», «экзистенциализм» для характеристики исторической эпохи | | ||||||||
Цели урока | Раскрыть основные направления массовой культуры европейского общества в первой половине 20 века. Оценивать влияние массовой культуры на разные сферы общественной жизни Раскрыть роль массовой культуры в формировании общественного сознания разных слоев общества. | | ||||||||
Критерии оценивания | -называют направления массовой культуры и их влияние на духовное развитие общества в первой половине ХХ века -раскрывают влияние массовой культуры на развитие общества во первой половине ХХ века. -оценивают роль средств массовой информации в формировании общественного сознания. | | ||||||||
Языковые цели | Предметная лексика и терминология: «массовая культура», «информационное индустрия», «средства массовой информации». Ключевые фразы. Cepия пoлeзных фpaз: В системе образования всех развитых.. Современные тенденции в развитии.. Появление и развитие массовой культуры.. Массовая культура становится фундаментом… | | ||||||||
Привитие ценностей | Ценности «Мәңгілік Ел». Светское общество и высокая духовность- основные ценности. | | ||||||||
Межпредметные связи | Литература | | ||||||||
Применение ИКТ | Использование интернет ресурсов, видеоматериалов | | ||||||||
Предварительные знания | Данный урок связан с знаниями учащихся об основных социально-экономических и политических процессах в XX веке, которые повлияли на развитие культуры в XX веке. | | ||||||||
Ход урока | | |||||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке Организационный момент | Ресурсы | | |||||||
Начало урока | Актуализация знаний Мозговой штурм. На слайде изображены две картинки. Учащимся задан вопрос: что объединяет эти картинки? Как вы думаете, в чём различие? | Презентация | | |||||||
Середина урока | ХХ век стал переломным моментом в истории всей человеческой цивилизации. За прошедшие 100 лет мир пережил невероятное количество событий, войн, крушений империй и создание новых государств, падение колониализма и научно-технический прогресс. Культура, как отображение человеческой действительности и повседневности, также не стояла на месте в законсервированном состоянии. С каждым новым десятилетием ХХ века культура развивалась, появлялись новые направления и течения, новые имена, которые уже вписаны в историю. О развитии культуры в ХХ веке пойдет речь на данном уроке. Для того чтобы понять, как развивалась культура ХХ века, нужно учесть, что на неё влияло постоянное развитие науки и техники. То, что ещё в 1890-х гг. казалось фантастикой, стало реальностью уже в 1910 гг. Мир и человеческая жизнь убыстрялись, и культура, как неотъемлемая часть общества, двигалась в ногу со временем, также увеличивая скорость движения. ХХ век – это век огромных социально-экономических сдвигов и преобразований, век – войн, революций, других катаклизмов, потрясших весь мир. Трудно припомнить другой подобный период истории с такими частыми, резкими и глубокими поворотами событий. XX столетие — самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры. Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни. Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности. В истории культуры первой половины XX в. можно выделить два периода: 1) начало XX в — 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций); 2) 20—30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры — социалистической). ХХ век занимает не просто особое, но, можно сказать, во многом уникальное место в истории мировой культуры. Культура, как интегрирующее начало общественного развития, получила небывалое до тех пор мощное развитие в двух основных сферах человеческого производства – материальной и духовной. А) Материальная жизнь человечества. Тысячу лет тому назад люди вступали в новое тысячелетие с предзнаменованием, близким к безумию. Религиозные лидеры на основании библейского пророчества предсказывали скорый конец мира. Они опасались, что в 1000 году «Воля Божья» уничтожит мир. Конец ХХ века, который недавно встретило человечество, показал, что человеческий разум обеспечил невиданное развитие экономики, техники, точной науки, средств связи и коммуникаций. По масштабам достигнутого в мирное время прогресса ХХ век был наилучшим среди своих предшественников: – резко возросла продолжительность жизни человека и ее комфортность; – медицина стерла с лица земли многие тяжелейший заболевания; – в результате достижений сельского хозяйства, предотвративших голод, было спасено больше жизней, чем умерло от голода за всю предшествующую историю; – были созданы теория относительности и квантовая теория, что ознаменовало прорыв науки в область микромира и больших скоростей; – наука решила проблему расщепления атомного ядра и человечество овладело качественно новым видом атомной энергии. Б) Духовная жизнь человечества в ХХ столетии небывало изменилась. Человек, родившийся в начале века, и доживший до его конца, оказался в совершенно иной духовной атмосфере. Сегодня люди мыслят и чувствуют совсем не так, как их предшественники начала века. Изменения затронули все стороны и уровни духовной культуры: – ценностные ориентиры масс и концепции теоретиков; – художественные вкусы и эстетические теории; – естественно-научные взгляды и представления об историческом процессе; – ярче, разнообразнее стала художественная культура: литература, музыка, театр, изобразительное искусство, архитектура. Архитектура. В новое столетие человечество вошло под знаком стиля «модерн», для которого характерны отказ от чётких линий и преобладание «природных черт». Стиль модерн просуществовал до начала Первой мировой войны (1914 г.). После всех ужасов и потрясений мировой войны в архитектуре были найдены совершенно иные формы исполнения композиций – конструктивизм, характерный для СССР 1920-х – первой половины 1930-х гг. Изменившие мир и повседневный быт социальные революции, последовавшие за Первой мировой войной, «родили» новые направления в архитектуре. Общие дома, т.н. коллективные общежития, ставили перед архитекторами задачи создать новые многофункциональные здания. Вообще функционализм стал самым распространённым направлением в архитектуре. «Чем проще, тем лучше» – таков лозунг функционализма. Упрощение форм и методов строительства характеризовалось массовым (особенно в США) внедрением новых строительных материалов – бетона и железа. Все небоскрёбы Нью-Йорка и Чикаго построены из этих материалов (см. Рис. 1). Бетон и железобетон стали главными орудиями в руках строителей ХХ века, что убыстряло и удешевляло строительство. В авторитарных и тоталитарных государствах мира появляется ещё одно направление в архитектуре, которое можно выразить словом «помпезность» (см. Рис. 2). Диктаторы и вожди старались запечатлеть свою эпоху в камне – «Дворец Народа» гитлеровской Германии, «Сталинские высотки» в СССР, комплекс площади Тяньаньмэнь в Пекине и др. Изобразительное искусство. В странах социалистической системы господствовал соцреализм. В странах Запада большую популярность обрели абстракционизм, авангардизм, кубизм, экзистенциализм. Одними из самых известных художников ХХ столетия были Пабло Пикассо (см. Рис. 4), Сальвадор Дали, Казимир Малевич и др. Музыка. Одним из самых ярких направлений в культурной жизни ХХ века стало музыкальное искусство. Музыка, как никакое другое направление культуры, способна выразить настроения и чаяния народа, именно она может служить одним из главных инструментов политики и пропаганды. На рубеже веков в ходу у массового слушателя оставались популярны опера, оперетта и романс (Фёдор Шаляпин). Но начиная с 1910-х гг. в моду входит джаз. Пик расцвета джазовой музыки приходится на середину 1920-х – середину 1930-х гг. (Глен Миллер, Леонид Утёсов) В это же время появляется ещё одно направление в мире музыки – массовая песня. Большая заслуга в этом принадлежит советским композиторам. Популярность музыкальной культуры возрастает в разы с началом массового внедрения радио. Кинематограф. Одно из главнейших направлений культуры и искусства ХХ века – кино. Возникшее в конце XIX столетия, кино стало наиболее популярным видом массовой культуры и времяпрепровождения. Пригород Лос-Анджелеса – Голливуд – стал местом мирового кинопроизводства (см. Рис. 6). В течение первой половины ХХ века во всех развитых странах мира окончательно сложилось свое кинопроизводство. В первой половине 20 века получило развитие сложное явления, как массовая культура Это такой тип культуры, который адресован самым широким слоям населения. Само понятие «массовая культура» появилось во второй половине XXв., но как явление зародилась на рубеже XIX – XXвв. Факторы, способствующие возникновению массовой культуры:
США – страна, где наиболее развита массовая культура Голливуд – символ всевластия массовой культуры Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры изначально носило коммерческий характер. КИНО 1895г. – изобретение кинематографа. 1930-н гг. – появление звукового кино. 1935 г. – в США снят первый цветной фильм. 1939 г. – появление первой «мыльной оперы» и кинорекламы. РАДИО 1898г. – появился первый магнитофон («телеграфон»). 1899г. – изобретено радио. 1920-е гг. – радио вошло в обиход широких слоёв населения. 1928г. – изобретена техника звукозаписи на ферромагнитную ленту. 1950г. – начало коммерческого применения магнитной плёнки. ЛИТЕРАТУРА Комикс (от англ. Comic – «смешной») – серия рисунков с краткими текстами, образующими связное повествование. Появились в конце XIXв. В газетах США. К середине XXв. стал одним из самых популярных жанров массовой культуры. ПОП-МУЗЫКА Для неё характерны: тиражирование средствами массовой информации; коммерческий характер; шаблонность музыкально – поэтического языка; развлекательный характер. Проверь себя 1. Перечислите основные направления сформировавшиеся в искусстве начала XX века? 2. Родина модернизма? 3. Перечислите основные направления модернизма. 4. Что такое массовая культура? 5. Направления массовой культуры Правильный ответ: 1. Реализм, модернизм, авангардизм 2. Фовизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм 3. Франция
ВЫВОД: В 1920-30-е гг. на искусство и литературу оказывали влияние новые явления и события: мировая война, революции, конфликты, национализм. Всё это отразилось на состоянии мировой культуры. Предчувствия кануна социальных потрясений у многих литераторов порождали настроения пессимизма и тоски. В той или иной форме это находило отражение в творчестве. Писатели обращались к темам несправедливости в обществе, судьбе творческих личностей. Так в 1920-е гг. появляется литература «потерянного поколения», названое так американской писательницей Гертрудой Стайн. Это направление в литературе отразило протесты против бесчеловечной бойни Первой мировой войны. Так же процветает жанр антиутопии, которому способствует реальная жизнь, не дающая оснований для оптимизма. В творчестве литераторов и художников в 1920-30-х гг. особую значимость приобретали социально-политические мотивы. Социальные движения в ряде стран вызвали к жизни революционные течения в искусстве. В то же время в тоталитарных государствах искусство стало обслуживать эти режимы. В таких странах наука оказалась на службе у войны, а искусство — у пропаганды. | | | |||||||
Конец урока | Рефлексия «Все в твоих руках» - Большой – для меня было важным… - Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. - Средний – мне было трудно (мне не понравилось) - Безымянный – моя оценка психологической атмосферы - Мизинец – для меня было недостаточно… | | | |||||||
Дополнительная информация | | |||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | | |||||||
| Устная оценка, проводится самооценивание, взаимооценивание | Для сохранения здоровья учеников в случае необходимости, рекомендуется проводить физкультминутки. Выключить интерактивную доску в ненужное время. | | |||||||
Рефлексия Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были | Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. | | ||||||||
| | |||||||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? | |