Файл: "Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере конкретной организации)".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует иметь в виду, что при страховании предпринимательского риска применяется такая категория, как «страховая стоимость». Эта стоимость определяется исходя из размера убытков от предпринимательской деятельности, которую страхователь понес бы при наступлении страхового случая (п. 2 ст. 947 ГК). Гражданский кодекс предусматривает, что, если страховая сумма, указанная в договоре страхования предпринимательского риска, превышает страховую стоимость, договор является ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость. Уплаченная излишне часть страховой премии возврату в этом случае не подлежит (п. 1 ст. 951 ГК).

О последствиях страхования сверх страховой стоимости мы уже говорили при рассмотрении страхования имущества. Здесь же отметим, что определение страховой стоимости при страховании предпринимательского риска связано с некоторыми сложностями. Совершенно очевидно, что предугадать в момент заключения договора страхования, каков будет размер убытков (особенно в части упущенной выгоды), не всегда возможно. Тем более невозможно их предугадать при страховании на случай ухудшения условий предпринимательской деятельности. Скажем, кто мог предвидеть, какими катастрофическими последствиями для банков обернется реструктуризация государственных долговых обязательств, проведенная Правительством Российской Федерации в августе 1998 г.? Но раз невозможно точно определить размер убытков, невозможно определить и страховую стоимость. Поэтому исполнение предписаний ГК о необходимости обеспечения соотношения страховой суммы со страховой стоимостью под угрозой признания договора страхования предпринимательского риска ничтожным может носить весьма условный характер в силу того, что сама страховая стоимость может быть определена весьма приблизительно.

При страховании убытков в полном размере фактически может возникнуть страхование исполнения договора лицом, являющимся должником страхователя по иному обязательству (тем более если это обязательство носит денежный характер и страховое возмещение адекватно этому обязательству). Например, продавец страхует риск неоплаты проданного товара: если покупатель не оплатит товар, то страховщик выплатит страхователю страховое возмещение в размере, равном стоимости неоплаченного товара.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИМИ РИСКАМИ В ООО СК «ВТБ СТРАХОВАНИЕ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО СК «ВТБ Страхование»

ВТБ СТРАХОВАНИЕ — крупнейшая страховая компания России по итогам 2019 года.

Организационная структура филиала ООО «ВТБ СТРАХОВАНИЕ» представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Организационная структура филиала ООО «ВТБ СТРАХОВАНИЕ»

Кредитный рейтинг ООО «ВТБ СТРАХОВАНИЕ» (далее — ВТБ СТРАХОВАНИЕ, Компания) определяется очень сильными бизнес-профилем и финансовым профилем при адекватном качестве управления. Позитивными факторами оценки являются прочные позиции Компании на рынке, сильные операционные показатели, а также высокие достаточность капитала и качество активов. Некоторое давление на финансовый профиль оказывает сравнительно высокая концентрация активов.

Таблица 2

Анализ динамики имущественного положения ООО «ВТБ СТРАХОВАНИЕ»

Актив

2017 год, тыс руб.

2018 год, тыс руб.

2019 год, тыс руб.

Темп роста, %

2018г к

2017г

2019г. к 2018г

1

2

3

6

4

8

5

6

I. Активы

Нематериальные активы

48

922

13515

1920,83

1465,84

Инвестиции

8669633

8168180

11726332

94,22

143,56

финансовые вложения в дочерние, зависимые общества и другие организации

2067072

2649495

3016135

128,18

113,84

- вклады в уставные (складочные) капиталы дочерних и зависимых обществ

24944

127644

127644

511,72

100

- акции других организаций

1073491

245991

489225

22,92

198,88

- долговые ценные бумаги других организаций и предоставленные им займы

858655

2275678

2399200

265,03

105,43

- вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций

76080

62

45

0,0008

72,58

Дебиторская задолженность по операциям страхования, сострахования

1665442

1863250

2361405

111,88

126,74

страхователи

1461515

168462

2134173

11,53

1266,86

страховые агенты

203401

90747

156674

44,61

172,65

прочие дебиторы

526

141606

70558

26921,29

49,83

Прочая дебиторская задолженность,

платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты

1031301

1276734

1184626

123,80

92,79

Основные средства

1437574

2366291

422119

164,60

17,84


Окончание таблицы 2

Незавершенное строительство

688065

783030

752770

113,80

96,14

Запасы

101761

151976

152457

149,35

100,32

материалы и другие аналогичные ценности

63096

74074

79635

117,40

107,51

расходы будущих периодов

38665

77902

72822

201,48

93,48

Денежные средства

2255198

2600089

1361324

115,29

52,36

Иные активы

4301

3022

3173

70,26

104,10

Итого по разделу I

17087838

18663286

19254590

109,22

103,17

Баланс

17087838

18663286

19254590

109,22

103,17

Из таблицы видно, что в 2018 году наблюдается положительная тенденция роста активов компании на 9,2%, в 2019 году величина активов также незначительно увеличилась – на 3,2%, что свидетельствует об увеличении платежеспособности компании.

Рост активов компании в 2018 году обусловлен увеличением следующих показателей. Величина нематериальных активов увеличилась в 19,2 раза, что является положительным моментом и свидетельствует об инновационной направленности деятельности компании. Дебиторская задолженность по операциям страхования увеличилась на 11,8%, что является благоприятным моментом, краткосрочная дебиторская задолженность также увеличилась на 23,8%, что тоже является положительным моментом для компании. Величина основных средств возросла на 64,6%, величина незавершенного строительства увеличилась на 13,8% - это неблагоприятная тенденция, так как свидетельствует о значительном отвлечении денежных средств из оборота, величина запасов выросла приблизительно на 49%. Величина денежных средств увеличилась на 15,3%, что является благоприятной тенденцией для организации. Величина инвестиций уменьшилась на 6%, что является отрицательным моментом.

Рост активов компании в 2019 году обусловлен увеличением таких показателей, как:

- величина нематериальных активов увеличилась в 14,6 раз, что является положительным моментом и свидетельствует об инновационной направленности деятельности компании;

- величина инвестиций увеличилась приблизительно на 43,5%, что является благоприятным моментом и свидетельствует об увеличении инвестиционной направленности компании;


- дебиторская задолженность по операциям страхования увеличилась на 26,7%, что является благоприятным моментом, краткосрочная дебиторская задолженность уменьшилась приблизительно на 7%, что является отрицательным моментом для компании;

- величина основных средств сократилась на 82%;

- величина незавершенного строительства уменьшилась на 4% - это благоприятная тенденция;

- величина запасов не изменилась;

- величина денежных средств уменьшилась на 48.

Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в структуре имущества данного компании занимают инвестиции, величина которых колеблется от 44% до 61%. Данная величина на протяжении всего анализируемого периода увеличивалась, это является благоприятным моментом, так как свидетельствует об инвестиционной направленности компании.

Таблица 3

Анализ структуры имущественного положения СООО «ВТБ СТРАХОВАНИЕ»

Актив

2017 год, тыс руб.

2018 год, тыс руб.

2019 год, тыс руб.

Отклонение (+,-)

2018г от

2017г

2019г. от 2018г

1

2

3

6

4

8

5

6

I. Активы

Нематериальные активы

0,00

0,005

0,07

0,005

0,065

Окончание таблицы 3

Инвестиции

50,74

43,77

60,90

-6,97

17,13

финансовые вложения в дочерние, зависимые общества и другие организации

23,84

32,44

25,72

8,6

-6,72

- вклады в уставные (складочные) капиталы дочерних и зависимых обществ

1,21

4,82

4,23

3,61

-0,59

- акции других организаций

51,93

9,28

16,22

-42,65

6,94

- долговые ценные бумаги других организаций и предоставленные им займы

41,54

85,89

79,55

44,35

-6,34

- вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций

3,68

0,002

0,001

-3,678

-0,001

Дебиторская задолженность по операциям страхования, сострахования

9,75

9,98

12,26

0,23

2,28

страхователи

87,76

9,04

90,38

-78,72

81,34

страховые агенты

12,21

4,87

6,63

-7,34

1,76

прочие дебиторы

0,03

7,6

2,99

7,57

-4,61

Прочая дебиторская задолженность,

платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты

6,04

6,84

6,15

0,8

-0,69

Основные средства

8,41

12,68

2,19

4,27

-10,49

Незавершенное строительство

4,03

4,2

3,91

0,17

-0,29

Запасы

0,6

0,81

0,79

0,21

-0,02

материалы и другие аналогичные ценности

62

48,74

52,23

-13,26

3,49

расходы будущих периодов

37,1

51,26

47,77

14,16

-3,49

Денежные средства

13,2

13,93

7,07

0,73

-6,86

Иные активы

0,03

0,02

0,02

-0,01

0

Итого по разделу I

100

100

100

0

0

Баланс

100

100

100

0

0


Также в состав активов входят следующие составляющие:

- дебиторская задолженность по операциям страхования, удельный вес которой с 2017 по 2019 год увеличился с 9,7% до 12,3%, что является положительной тенденцией;

- удельный вес краткосрочной дебиторской задолженности на протяжении всего анализируемого периода оставался практически неизменным;

- основные средства, их удельный вес в 2018 году увеличился с 8% до 12,7%, а в 2019 году снова сократился до 2%;

- денежные средства компании, удельный вес которых в 2017-2018гг был примерно одинаковым и составлял приблизительно 13%, а в 2019 году данная величина снизилась до 7%, что является неблагоприятной тенденцией для организации.

В сложившихся рыночных условиях приоритетными направлениями развития Общества на 2019-2020 гг. в корпоративном имущественном страховании являются:

• максимально возможное развитие взаимоотношений в сегменте крупных федеральных клиентов при сохранении портфеля и рентабельности бизнеса за счет развития CRM, системной работы с тендерами, внедрения планов развития бизнеса с клиентами;

• увеличение уровня кросс-продаж за счет внедрения мотивационных программ с целью развития высокомаржинальных линий бизнеса;

• централизация функции андеррайтинга;

• захват доли рынка в малоубыточных и растущих рыночных сегментах за счет управления каналами продаж, создания новых страховых продуктов (например, киберстрахование);

• активное развитие корпоративного бизнеса в регионах (в т.ч. развитие сегмента страхования среднего и малого бизнеса) за счет модернизации продуктовой линейки, определения потенциала развития в регионе.

В сегменте ДМС основными стратегическими задачами на период 2019-2020 гг. будут:

• увеличение портфеля клиентов за счет:

― внедрения новых инструментов управления продажами (потенциал развития бизнеса с клиентами, централизованная кампания продаж, контроль эффективности продаж сотрудников);

― разработки инновационных страховых продуктов для крупных страхователей, отвечающих потребностям рынка (продукты с франшизой, критические заболевания, телемедицина, онкопомощь и др.);

― адаптации программ страхования под бюджет страхователя (индивидуальный подход, гибкое ценовое предложение).

• повышение рентабельности портфеля ДМС за счет рейтингования ЛПУ, совмещения ОМС и ДМС, внедрения продукта «ДМС с франшизой», участия застрахованных в оплате услуг, расширения собственной медицинской базы, внедрения дистанционных консультаций.