ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическая разработка урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Дедова Янина Ивановна, учитель русского языка и литературы
Тема урока: Правописание чередующихся гласных а — о в корнях -лаг— -лож-, -раст- (-ращ-) - -рос-. (5 класс, первый урок по теме)
Цель урока: создать условия для развития у учащихся ключевых компетенций:
общекультурной (умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения, оценивать результаты деятельности; умение решать учебные проблемные ситуации);
учебно-познавательной (нахождение, переработка, использование информации для решения учебных ситуаций и задач);
коммуникативной (умение работать в паре, взаимодействовать с партнером для получения общего результата).
Задачи урока:
-
Образовательные:
-
развивать умение формулировать определение понятий; -
формировать умение различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением; -
научить выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст- / -ращ- / -рос-, -лаг- / -лож-. -
формировать умение на основе полученных знаний решать практические задачи; -
формировать умения и навыки правильного нахождения орфограмм в словах; -
развивать умение осмыслять теоретический материал учебника для пополнения лингвистических знаний;
-
обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.
-
Развивающие:
-
развитие умения воспринимать звучащий текст, звучащее слово на слух; -
развитие внимания;
-
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
-
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; -
развивать умение применять новые знания; -
развитие творческих, речевых способностей учащихся; -
формирование логических умений; -
развитие умения опираться на уже известное, пользоваться элементарными знаками транскрипции.; -
развитие умения формулировать проблему; -
парной работы.
-
Воспитательные:
-
воспитание интереса и уважения к родному языку; -
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; -
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Тип урока: открытие новых знаний
Предполагаемый результат: знать условия выбора гласной а-о в корнях -раст- / -ращ- / -рос-, -лаг- / -лож-.
Уметь: видеть изучаемую орфограмму и применять правила при решении практических задач.
Компетенции / УУД : регулятивная (умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения, оценивать результаты деятельности; умение решать учебные проблемные ситуации);
учебно-познавательная (нахождение, переработка, использование информации для решения учебных ситуаций и задач);
коммуникативная (умение работать в паре, взаимодействовать с партнером для получения общего результата).
Оборудование: учебник: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов Русский язык. 5 класс (М.: Дрофа, 2012); раздаточный материал
Ход урока
Этап урока | Содержание учебного материала и деятельность учителя | Деятельность учащихся | Компетенции/ аспекты компетенции / УУД |
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (2 мин) | Проверяет готовность к уроку. Мотивирует на учебный процесс. -Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на очередном уроке русского языка! Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и вы настроены на работу! Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим. Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5» | Приветствуют учителя, психологически настраиваются на урок. Слушают стихотворение. Записывают число в тетрадь | Личностные: самооценка. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. (5 мин) | Создает условия для формулирования темы и цели урока. -Давайте вспомним, что мы делали на прошлом уроке? (говорили о чередовании гласных и согласных) -Молодцы! Сейчас мы проверим, как вы усвоили эту тему. Игра «Змейка» -Я буду называть слова, которые делятся на 3 группы с чередующимися г//ж, к//ч, х//ш. Ваша задача – написать слово в нужный столбик. Мука (называем прилагательное) - мучной, Ухо (добавляем уменьшительно-ласкательный суф) – ушки, Пеку (ставим в инфинитив) - печь, Смех (превращаем в прилагательное) - смешной, Порог (добавляем уменьшит.-ласкат. суф.) – порожек, Берег (делаем прилагательное) – прибрежный. -Все справились с заданием правильно! Продолжаем нашу работу. Вы такие молодцы и все так замечательно делаете, что к вам обратились за помощью всеми любимые герои из знаменитого мультфильма «Трое из Простоквашино». Так вот… Почтальон Печкин написал Дяде Фёдору тревожное письмо. Но в былые годы Печкин смог получить только начальное образование … Письмо с пропусками! Дело в том, что Печкин не знает, как правильно писать некоторые слова. Давайте попытаемся помочь ему. Иначе письмо до адресата не дойдет. Сможем? Сможем! Приступаем! - Вставьте буквы карандашом в текст «Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо собирать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предл__гал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водор__сли. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предл__гает сл__гать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прил__жить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр__щенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!» Как выдумаете, почему Печкин не знает, как правильно писать эти слова? (не знал правила) В каких словах он пропустил буквы? Выросли, позарастали, предлагал, водоросли, выросли, предлагает, слагать, приложить, выращенный. А в какой морфеме? (В корне слова). А есть ли среди этих слов однокоренные? -А все ли однокоренные слова надо писать одинаково? -Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-)) -Какова наша цель? (мы должны закрепить знания о чередующихся гласных в корне слова и научиться рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне). | Отвечают на вопрос Выполняют упражнение у доски и в тетради. Слушают учителя В парах работают с текстом, вставляют пропущенные буквы. Отвечают на вопросы Называют слова с пропусками Работают с морфемным составом слов Видят «пробел» в знаниях Формулируют тему урока Формулируют цель урока | Коммуникативные: строить понятные высказывания, учиться работать в паре, взаимодействовать с партнером для получения результата. Учебно-познавательные: нахождение, использование информации для формулировки темы и целей урока. Регулятивные: развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности. Общекультурные: умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения, умение решать учебные проблемные ситуации. |
4.Физ.минутка (динамическая пауза) (2 мин) | Учитель произносит слова и выполняет вместе с детьми. Раз – подняться, подтянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. | Выполняют упражнения | |
5.Объяснение материала (13 мин) | Организует ситуацию решения учебной проблемной ситуации и работу с учебником. -Давайте же мы быстрее выучим правило, чтобы помочь Печкину. Посмотрите внимательно на доску предлОжить – предлАгать излОжить – излАгать -Какой вы вывод можете сделать? Наблюдаем дальше! рАстение – вырАщивать – рОсли -Что вы заметили? -От какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.) *** - Ребята, у меня есть для вас замечательные стихи - запоминалки этого правила, давайте с вами их повторим за мной. МЫ, пока предполагали, В корне букву А писали, А когда предположили, Букву О употребили. Исключение из правила: Ростовщик в Ростове жил, Ростиславом звали. Он росток себе купил прямо на базаре. (+ отрасль) – Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.110 -Теперь мы можем помочь Печкину. Давайте запишем слова без ошибок. Перед вами лежат карточки с правилами. На них вы видите алгоритм, которым необходимо пользоваться. Выросли, позарастали, предлагал, водоросли, выросли, предлагает, слагать, приложить, выращенный. -Умницы! Теперь точно Дядя Федор откликнется на призыв о помощи! -А нам надо немного отдохнуть. Я буду читать слова. Если там должна писаться буква А, то поднимает правую руку, если О – левую. Предлагать, предложение, растение, расти, изложение, слагаемое, проросли, отложить, положение, отрасль. -А вот вы и попались! – Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слова-исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик. – Значение каких слов вам не совсем понятны? Словарно-орфографическая работа. Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты. Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства. | Работают с материалом на доске Делают предполагаемый вывод Обмениваются мнениями, вместе делают вывод Читают статью учебника, извлекают необходимую информацию. Рассказывают в парах друг другу. Учатся читать алгоритм и работать по образцу. Записывают слова с пропущенными орфограммами согласно правилам Выполняют физическое упражнение, демонстрируя освоение новых знаний Выявляют пробел в знаниях Записывают исключения. Работают со словарем | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Общекультурные: умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения, умение решать учебные проблемные ситуации. Учебно-познавательные: нахождение, использование информации для решения учебных проблемных ситуаций, умение проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить понятные высказывания, учиться работать в паре, взаимодействовать с партнером для получения результата, умение задавать вопросы. |
6.Закрепление материала (14 мин) |
Получилось слово: предполагала
От данных глаголов с помощью суффикса –ени- образуйте новое слово , какой частью речи оно будут являться
Предл…гать ничью, Прил…жение к журналу, популярное изл…жение, густо р…сти, маленький р…сток, перспективная отр…сль, разл…жить растения, молодая пор…сль, р…стительная пища, дубы разр…слись, ул…житься в секунды, пол…гаться на коллектив.
Выполнение теста по теме «О и А в корне –лаг-лож –». 1.В каких словах пишется О? 1) Отл…жить 2) Пол…жить 3) Изл…гать 2. В каких словах пишется А?
3. В каких словах пишется О? 1)Сл…жить 2) Сл…гать 3) Перел…жить 4.В каких словах пишется А? 1) Распол…житься 2) Распол…гаться 3) Сл…гаемое | Записывают слова, объясняя написание и выделяя необходимые морфемы. Объясняют написание слова Пользуются алгоритмом, образуя новые слова с изучаемыми корнями. Объясняют выбор гласной. Корректируют действия друг друга. | Познавательные: умение опираться на уже известное. Коммуникативные: учить способам взаимодействия, сотрудничества; развивать способность организовать самостоятельную учебную деятельность, планировать свое действие в соответствии с задачей, контролировать процесс и результаты деятельности. Общекультурные: умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения, умение решать учебные проблемные ситуации. Учебно-познавательные: нахождение, использование информации для решения учебных проблемных ситуаций, умение проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. |
7.Рефлексия деятельности (3 мин) | Учитель организует работу по рефлексии и самооценке деятельности учащихся на уроке. Заключительная беседа по вопросам - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Нарисуйте в тетради смайлик «Какой сегодня ты». Итак, наш урок подходит к концу, подведем итоги. | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока. Учащиеся соотносят ель учебной деятельности и ее результаты. | Общекультурная: Оценивать результаты деятельности. Учебно-познавательная: строить логические заключения, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативная: высказывать свое мнение |
8. Домашнее задание (1 мин) | Учитель объясняет домашнее задание с элементами выбора и творчества. Параграф 38, упр. 307, 309 ИЛИ творческое задание. Написать ответ Печкину от Дяди Федора, используя слова с корнями лаг/лож, раст/ращ/рос | Записывают в дневник | |