Файл: Психологическое обеспечение подготовки спортсменов как целостныи научно обоснованныи процесс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов как целостный научно - обоснованный процесс.

Исходя из уже сказанного, спортивные психологи рассматривают психологическое обеспечение подготовки спортсменов как систему мероприятий, направленных на мобилизацию резервов психики спортсменов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-тренировочного процесса, высокую надежность и результативность соревновательной деятельности


  1. Эмоции как субъективное психическое отражение

Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Эмоции отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Характеристики эмоций

Модальность. 

Длительность.

Интенсивность (проявляются в мимике и поведении, влияет на мысли)

Обобщенность.


  1. Психоэмоциональные состояния спортсменов в условиях соревнований.

Эмоциональное выгорание у спортсменов – ни что иное как реакция на стресс, который представляет собой наличие отрицательных корреляций между физическими и психическими компонентами.  Высокий эмоциональный подъем, желание победить нередко приводят к победе над более сильным соперником. В основе психического напряжения лежит взаимодействие двух видов регуляции в деятельности спортсмена: эмоциональный и волевой. Первый порождает переживание, второй – волевое усилие.


  1. Предстартовые психоэмоциональные состояния спортсменов

В предстартовом, и особенно в стартовом состояниях, увеличиваются легочная вентиляция и газообмен, повышается температура тела, частота сердцебиений, изменяется функциональное состояние двигательного аппарата. Предстартовые и стартовые реакции обусловлены эмоциями, возникают перед работой. Наиболее ярко они проявляются перед крупными соревнованиями. В каждом отдельном случае, в предстартовом периоде могут преобладать или специфические, или неспецифические реакции. Если более выражены специфические, то степень предстартовых сдвигов соответствует трудности предстоящей работы.


  1. Психоэмоциональные состояния спортсменов в процессе соревновательной деятельности

В ходе соревнований происходит постепенное увеличение величины стрессов, особенно при достижении спортсменом доста- точно высоких результатов. Спортсмены, у которых тревога выражается в непосредственных агрессивных действиях, обычно не добиваются высоких спортивных показателей. Это относится и к индивидам, которые не способны владеть собой и управлять своим эмоциональным и физическим состоянием во время стресса


  1. Послестартовые психоэмоциональные состояния спортсменов.

Фрустрация — негативное состояние после выступления, когда вы не смогли реализовать задуманное и находитесь в подавленном состоянии разочарования. Успех — «эйфория финиша», когда старт прошёл по плану, вы гордитесь собой и счастливы, не можете сдержать позитивных эмоций.


  1. Психоэмоциональные состояния спортсменов в условиях тренировочного процесса.

При организации тренировки спортсменов, ориентируясь на модель, необходимо постоянно уделять внимание формированию у них психологии спортсмена высокого класса. Из-за неспособности перестроиться психологически к новым требованиям многие талантливые спортсмены буквально истощали себя попытками доказать, что эти новые требования им не нужны.

Тренер, готовящий резерв, должен максимально информировать спортсменов о тех требованиях, которые ждут их на уровне сборной команды, а значит, максимально приближать условия своих тренировок к этим требованиям. Двухразовые тренировки стали нормой для юношей, стремящихся к достижению результатов международного класса. Это привело к необходимости создавать максимум ус- ловий для быстрейшего восстановления, что возможно только при хорошей орга- низации тренировочного процесса и отдыха.


  1. Психоэмоциональные состояния тревоги, неуверенности, атараксии, прострации.

Тревога — это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной или неосознанной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от эмоции страха как реакции на конкретную угрозу, тревога является устойчивым психическим состоянием и представляет собой генерализованный или беспредметный страх. Функционально тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой на определение угрожающего предмета



Прострация — угнетенное, подавленное состояние, полное безраз­личия к окружающему. Атараксия — это сосредоточение на самом общем и главном, считает Эпикур. В стоицизме атараксия часто близка апатии. В современной практической психологии— состояние полного отсутствия страха



  1. Психоэмоциональные состояния монотонии и психического пресыщения.

В субъективном плане состояние монотонии выражается в апатии, безразличии к выполняемой деятельности, ощущении скуки. Состояние психического пресыщения имеет яркую эмоциональную окраску, выражается в остром неприятии деятельности, желании её прекратить.


  1. Психоэмоциональные состояния страха и гиперпрозекции.

Гиперпрозекция- Усиленная непроизвольная составляющая внимания. Человек слишком сильно восприимчив к движениям, чувствам, мыслям и ощущениям. Часто концентрация односторонняя. Он «залипает» на одной вещи: предмете, страхе, недомогании. Часто сопровождается тревожностью, тугоподвижностью. Это когда очень тяжело передвинуть концентрированное внимание с одного предмета на другой.


  1. Психическое состояние спортсменов как следствие хронического стресса

Хронический стресс, возникающий в профессиональной сфере, рассматривается как следствие достаточно длительного нахождения человека в эмоционально напряженных условиях либо как результат многократного включения в стрессовые ситуации в течение длительного времени. Хронический стресс у спортсменов обусловлен как длительным пребыва- нием в экстремальных условиях, так и достаточно часто повторяющимися стрессовыми ситуаци- ями, что характерно для спортивной деятельности. Внимание к хроническому стрессу вызвано отрицательным влиянием такого его последствия, как психическое выгорание, на многие компо- ненты деятельности спортсменов, особенно в спорте высших достижений



  1. Психическое выгорание, понятие, проявления, факторы, влияние на эффективность спортивной деятельности.

Согласно современным данным, под «психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения; проявляющееся в профессиях социальной сферы». Этот синдром включает в себя три составляющих: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. 

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Оно проявляется в снижении эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении, в агрессивных реакциях, вспышках гнева; появлении симптомов депрессии. Эмоциональное истощение включает чувство беспомощности, безнадежности и обманутости, которое в экстремальной степени может привести к эмоциональному взрыву. 



  1. «Копинг», или «совладающее поведение», как индивидуальный стиль реагирования спортсменов на ситуацию.

 Эмоциональные копинг-стратегии: протест, эмоциональная разрядка, оптимизм, пассивная кооперация, покорность, самообвинение, агрессивность. Копинг-поведение – форма поведения, отражающая готовность человека решать жизненные проблемы. Оно направлено на приспособление к обстоятельствам и предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса.


  1. Профилактика психического выгорания у спортсменов.

Профилактика профессионального выгоранияспортсменов и тренеров предполагает своевременную психологическую диагностику и особое социально-психологическое сопровождение субъекта спортивной деятельности, направленное на снятие напряжения и повышение мотивации. В системе профилактикипризнаются необходимыми способы психопросветительской деятельности и консультирования.


15. Агрессивно поведение в спорте.

Спортивная агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее спортивным правилам, способное причинить вред противнику через физический ущерб или психологический дискомфорт. Разным видам спорта присущи разные возможности проявления агрессии.


16. Агрессия, понятие, виды.

Агрессия – это поведение, нацеленное на причинение физического или морального вреда другому человеку. Агрессия бывает двух типов: Инструментальная агрессияпроявляется тогда, когда человек, достигая поставленной цели, сталкивается с какими-либо препятствиями.


17. Детерминанты агрессивного поведения спортсменов.


Во многих исследованиях агрессии (Р. Бэрон, 2001; В.К. Сафонов, 2003; В.Ф. Сопов, 2008) прослеживается стремление ученых к выделению внешних и внутренних (индивидуальных) детерминант агрессии. Под внешними детерминантами авторы подразумевают те социальные условия и особенности обстановки нахождения человека, которые значимо повышают вероятность возникновения у него агрессивного поведения. К внутренним детерминантам относят психологические, генетикобиологические и иные индивидуальные особенности личности.


18. Профилактика и коррекция агрессивного поведения спортсменов.

Компетенция в профилактике и коррекции агрессииспортсменов – это желание, способность и готовность спортивного педагога предупреждать и корректировать агрессивное поведение лиц, занимающихся спортом. Необходимым условием реализации данной компетенции является наличие у субъекта личностных свойств, характеризующих высокий уровень конфликтоустойчивости и склонности к демократическому либо смешанному стилю руководства.
19. Психорегуляция как часть системы психологического обеспечения в спорте

Психорегуляция в спорте – это комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего повышению спортивной работоспособности.


20. Психорегуляции, понятие, теоретические аспекты, назначение в практике спорта психорегуляции.

Под психорегуляцией понимается система мероприятий, направленных на изменение у спортсмена психического состояния, необходимого для успешного осуществления деятельности. Психорегуляция в научно-методической литературе представляется важной категорией системы психологической подготовки спортсменов и рассматривается в нескольких аспектах.


  1. Психолого-педагогические и психофизиологические механизмы Педагогическаяпсихология рассматривается как самостоятельная отрасль общепсихологического знания, выделенная преимущественно по основанию «конкретная деятельность», в которой находят отражение и два других его аспекта. Это утверждение означает, что в фундаменте педагогической психологии находятся общепсихологические закономерности и механизмы самой образовательной деятельности, или, по определению одного из родоначальников педагогической психологии П.Ф. Каптерева, образовательного процесса