ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Устройство заземления на аэродромных покрытиях
Обязательная причина по которой самолёт обязательно должен быть заземлен во время его обслуживания на стоянке- это статическое электричество. В полёте из-за трения воздуха о металлические поверхности, самолёта способен накопить огромный электрический заряд Сама воздушная среда в которой находится самолёт имеет области с высоким потенциалом относительно Земли. Особенно это проявляется в зоне атмосферных явлений таких, например, как грозовой или снежный фронт. На земле самолёт корпус самолёта также способен принимать и хранить электрический заряд. Это происходит ,например, в процессе заправки самолёта топливом, во время обработки его техническими жидкостями и даже во время окраски, то есть всегда когда происходит трение твердых частиц или потока газа о поверхность самолёта. Избыточный электрический заряд на корпусе самолёта чреват опасными последствиями.
Во-первых, это опасно ля обслуживающего персонала. Разряд статики может вызвать серьезное поражение человека электрическим током. Кроме того длительное пребывание человека в условиях электростатического поля повышенной напряженности опасно для здоровья.
Во-вторых, разряд может воспламенить пары топлива или вызвать взрыв воздушно-пылевой смеси.
В-третьих, само по себе явление разряда может вызвать непроизвольную реакцию людей , например, испуг. Это в свою очередь может спровоцировать травму и другие непредсказуемые последствия.
Отдельно следует сказать о воздействии электростатического разряда на электронное оборудование самолёта. В процессе обслуживания статика легко может вывести оборудование из строя или повлиять на его работоспособность. В силу перечисленных причин в руководящих материалах министерства гражданской авиации и соответствующих служб других отраслей и ведомств , связанных с эксплуатацией авиатехники в явном виде указана мера по оснащению всех мест стоянок воздушных судов заземляими устройствами.
В соответствие с требованиями, чтобы снять статическое электричество остаточно обеспечить сопротивление заземляющего устройства на уровне 100 Ом. Если к
объекту не предъявляются специальные требования, то реализовать норму ГОСТа позволяет заземляющее устройство в виде всего одного полутораметрового штыря марки ZandZ. Штыри марки ZZ представляют собой отрезки стального круглого прутка, покрытого слоем электротехнической меди толщиной 250 мкм. Средний срок службы штыря составляет примерно 50 лет. Монтаж такой конструкции по силам обслуживающим организациям.
На примыканиях рулёжных дорожек к искусственным взлётно-посадочным полосам заземляющие устройства устанавливают стационарно путем закладки металлических элементов с анкерными креплениями в поперечные швы жестких покрытий или в специальные штрабы заподлицо с бетонной поверхностью покрытия. Конструкция заземляющего устройства на местах стоянок и площадках обслуживания воздушных судов приведена на рисунке ниже