Файл: Силлабус дисциплины История и философия науки для магистрантов всех образовательных программ г. Павлодар Ф. 4125 Утверждаю Проректор по ав о. К. Андрющенко (подпись).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основными принципами академической честности являются:

1) обеспечение академической честности как основной институциональной ценности, формирующей честность и взаимоуважение в академической работе;

2) утверждение справедливых и объективных правил академической честности, направленных на формирование высоких этических ценностей;

4) проявление уважение преподавателя к своим обучающимся как наставника, способствующего формированию академической культуры;

5) поощрение и стимулирование участников образовательного процесса за продвижение и защиту академической честности;

6) определение преподавателем четкой политики дисциплины, ожидаемых требований от обучающегося;

7) определение преподавателем политики четких параметров оценивания учебных достижений обучающихся;

8) принятие в соответствии законодательством Республики Казахстан мер за нарушение принципов академической честности;

9) создание академической среды, оказывающей образовательную, социальную и психологическую поддержку обучающимся и позволяющей недопущение проявления академической нечестности.


Ф.4-124
Министерство науки и высшего образования

Павлодарский педагогический университет
Высшая школа искусства и спорта
СИЛЛАБУС
дисциплины «История и философия науки»
для магистрантов всех образовательных программ

г. Павлодар




Ф.4-125
Утверждаю

Проректор по АВ

______ О.К. Андрющенко

(подпись)

____________ 20 __ г.
Составитель: ______профессор, доктор PhD, А.С.Ахметов
СИЛЛАБУС

по дисциплине «История и философия науки»
для магистрантов всех образовательных программ
Силлабус разработан на основании ОП и государственного общеобязательного стандарта высшего и послевузовского образования от 20 июля 2022 года №2 и утвержден на заседании учебно-методического совета ППУ ________________ 20____г. протокол №___
Рекомендован на заседании Комитета по ОП от ___________20__г. Протокол №____
Руководитель ОП_____________ Н.А. Алпысбай

(подпись)
Председатель Комитета по ОП_____________

(подпись)

Одобрен Совет ВШ ____________________ 20___г. Протокол №____.
Секретарь СВШ___________

(подпись)

Согласовано
Декан ВШИиС ____________ В.И. Лебедева _________________20__г.

(подпись) (дата)
Одобрено Департаментом по академическим вопросам Директор Департамента по академическим вопросам

____________ А.А. Жакиенова _________________20__ г.

подпись) (дата)

Данные о преподавателе

Ахметов Арман Серикович, профессор Высшей школы искусства и спорта ППУ, доктор философии (PhD), ассоциированный профессор (доцент). Автор 4 учебных пособий, 4 монографий, более 200 научных работ, в материалах международных и республиканских научно-практических конференциях, в журналах, рекомендованных ККСОН МОН РК, а также в международных журналах с ненулевым импакт-фактором (международные базы Scopus, Springer). Имеется индекс Хирша в базах Scopus, РИНЦ, GoogleScholar. (e-mail: AkhmetovAS@ppi.kz, arman.ahmetov@mail.ru), (лекции, практические занятия, СРСП). Приемные часы: по расписанию консультаций для групп (корпус №5, кабинет 102, р.т. 8(7182)651929; сот.тел. 87053333556 (более подробная информация о преподавателе по ссылке https://pspu.kz/modules/kaf/epf/index.php?option=com_content&view=article&id=2:akhmetov-arman-serikovich-doktor-ph-d&catid=24&lang=ru&Itemid=274)

Дисциплина «История и философия науки» изучается на 1 семестре 1 курса, объём дисциплины – 5 кредитов (150 часов). В общей системе подготовки магистрантов курс «История и философия науки» занимает важное мировоззренческое, научно-методологическое место, основным ядром которого является история, философия и методология науки.


История науки является необходимым компонентом содержания образования в подготовке магистрантов для дальнейшего повышения уровня научно-исследовательской работы. История науки и частных наук дает возможность осмысления динамики развития науки, ее воздействия на развитие общества. Исторические знания позволяют будущему специалисту составить целостный образ науки, осознанно подойти к различным аспектам и контекстам исследования самой науки. Философия науки является необходимым условием развития связей науки и различных разделов философского знания, расширения и углубления философской проблематики отдельных специальных научных дисциплин. Философские знания не только стимулируют развитие науки, но и органически входят в науку как неотъемлемая часть научных знаний. Философия науки выступает как самосознание науки в ее социокультурных проявлениях, наука осмысливается в контексте духовного развития общества, формируются ценностные ориентиры развития научного знания, практики научно-исследовательской деятельности. Философия науки позволяет раскрыть основания науки как социального института, мощной производительной силы, системы научных знаний, формирующих общественное сознание. Эти знания образуют то пространство, в котором будет проходить научная, педагогическая деятельность будущего специалиста. Методология науки позволяет магистранту уяснить методологические основания и проблемы современной науки, вооружиться теорией метода, как специального учения о принципах, подходах, приемах, методах научной деятельности. Она позволит усвоить логику и методологию науки, выработать методологическую культуру научно-исследовательской работы.

Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:

  • онлайн-лекции;

  • выполнение практических занятий;

  • проведение рубежного контроля;

  • итоговый контроль (тестирование).

Целью преподавания дисциплины является: формирование общей научной, философско-методологической, мировоззренческой и дисциплинарно-теоретической базы для научной и научно-педагогической деятельности будущих специалистов, ученых, преподавателей.

Задачи изучения данной дисциплины заключаются в:

- осмысление динамики развития науки, ее воздействия на развитие общества, формирование целостного образа науки, осознание различных аспектов и контекстов исследования самой науки;



- развитие связей науки и различных разделов философского знания, расширение и углубление философской проблематики отдельных специальных научных дисциплин;

- уяснение методологических оснований и проблем современной науки, овладение теорией метода как специального учения о принципах, подходах, приемах, методах научной деятельности, усвоение логики и методологии науки, выработка методологической культуры научно-исследовательской работы.

После изучения данной дисциплины магистранты приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы: соответствие результатов освоения дисциплины «История и философия науки» формируемым компетенциям (результаты обучения):

РO1 – Демонстрировать знание фундаментальной и современной научной парадигмы в области истории и динамики ее развития, методологии научного познания;

РО3 – Демонстрировать развивающиеся знания и понимание в изучаемой области, основанные на передовых знаниях в этой области, при разработке и (или) применении идей в контексте исследования

В результате освоения дисциплины магистр должен знать:

  • историю развития западной и казахстанской науки;

  • основные эпистемологические модели, характер трансформаций понятия рациональности;

  • динамику и этапы развития науки;

  • формы и методы донаучного, научного и вненаучного познания, современные методы познания

  • современные подходы к социогуманитарному знанию и их соизмеримости.

В результате освоения дисциплины магистр должен уметь:

  • формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

  • выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

  • анализировать и осмысливать реалии современной теории и практики на основе методологии социогуманитарного и естественнонаучного знания

  • уметь находить узловые научно-исследовательские проблемы и их решения;

  • логически, системно и критически мыслить.

В результате освоения дисциплины магистр должен владеть навыками:


  • ведения самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующей широкого образования в соответствующем направлении;

  • умение применять методологические и методические знания в проведении научного исследования, педагогической и воспитательной работы;

  • критического осмысления информативного материала;

  • критического и творческого мышления для решения поставленных научно-исследовательских и жизненно-практических задач.

Пререквизиты. Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных во время изучения следующих дисциплин:

- философия;

- политология;

- социология;

- основы права и антикоррупционной культуры;

- педагогика;

- психология.

Постреквизиты. Перечень дисциплин, в которых используются знания изучаемой дисциплины:

- педагогика высшей школы;

- психология управления;

- менеджмент научных исследований;

- научная методология.

Ф. 4-70

Содержание дисциплины

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

для студентов на базе ВПО (научно-педагогическое направление)



п/п

Наименование тем

Количество часов

Лек/Вирт.часы

Пр

СРОП

СРО

1

2

3

4

5

6




Модуль 1. История философии и науки













1

Предмет истории и философии науки (ФН), его назначение и место в научном познании

2

1

1

6

2

Основные этапы развития ФН как самостоятельной дисциплины

2

1

1

6

3

Научное познание в социокультурном измерении

2


2


2


6

4

Генезис научного познания

2

6

5

Общие закономерности развития науки

2

1

1

6

6

Понятие метода и методологии в познании

2

1

1

6




Модуль 2. Теория философии и науки













7

Структура и уровни научного познания

2

1

1

6

8

Наука как профессия. Идеалы и нормы науки

2


2


2

6

9

Философские основания науки и научная картина мира

2

6

10

Научные традиции и научные революции

2

1

1

6

11

История и философия естественных и технических наук

2


2



2


6

12

История и философия социальных и гуманитарных наук

2

6

13

Философские проблемы современной глобальной цивилизации

2

1

1

6

14

Портрет современного ученого

2

1

1

6

15

Наука как социальный институт

2

1

1

6




Итого

30

15

15

90


КОМПОНЕНТЫ КУРСА

Перечень тем лекционных занятий
Тема 1. Предмет истории и философии науки (ФН), его назначение и место в научном познании

Основные темы философии науки. Проблемы и результаты философии нау­ки, их значение для науки и философии. Закономерности развития научного зна­ния как предмет истории науки. Аспекты изучения науки: философия науки, нау­коведение, социология науки, психология науки, этика науки.
Тема 2. Основные этапы развития ФН как самостоятельной дисциплины

Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникла? Позитивизм О.Конта. Эмпириокритицизм Э.Маха, Р.Авенариуса. Неопозитивизм. Творчество методологов второй половины XX в.
Тема 3. Научное познание в социокультурном измерении

Место науки и ее роль в культуре техногенной цивилизации.

Специфика научного познания. Роль науки в образовании современного общества и формировании личности. Функции науки в жизни общества.
Тема 4. Генезис научного познания

Преднаука и развитая наука. Духовная революция Античности. Возникновение естествознания. Формирование технических и социогуманитарных наук.
Тема 5. Общие закономерности развития науки

Дифференциация и интеграция в научном познании. Преемственность в развитии науки. Единство количественных и качественных изменений. Математизация и компьютеризация науки. Свобода критики, недопустимость догматизма.
Тема 6. Понятие метода и методологии в познании

Общие методы и приемы исследования. Уроки научного познания, методы познания на эмпирическом, теоретическом, системном и философском уровне. Основания науки. Идеалы и нормы исследования.
Тема 7. Структура и уровни научного познания

Формы научного познания: понятие как основная форма выражения мысли в науке, возникновение научной проблемы. Формирование научной гипотезы. Теория, ее структура и функции. Закон как основание теории.

Тема 8. Наука как профессия. Идеалы и нормы науки

Понятие научной революции, их разновидности. Глобальные научные революции и изменение типов рациональности. Междисциплинарные взаимодействия наук во второй половине XX в.