Файл: Силлабус дисциплины История и философия науки для магистрантов всех образовательных программ г. Павлодар Ф. 4125 Утверждаю Проректор по ав о. К. Андрющенко (подпись).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ф.4-124
Министерство науки и высшего образования
Павлодарский педагогический университет
Высшая школа искусства и спорта
СИЛЛАБУС
дисциплины «История и философия науки»
для магистрантов всех образовательных программ
г. Павлодар
Ф.4-125
Утверждаю
Проректор по АВ
______ О.К. Андрющенко
(подпись)
____________ 20 __ г.
Составитель: ______профессор, доктор PhD, А.С.Ахметов
СИЛЛАБУС
по дисциплине «История и философия науки»
для магистрантов всех образовательных программ
Силлабус разработан на основании ОП и государственного общеобязательного стандарта высшего и послевузовского образования от 20 июля 2022 года №2 и утвержден на заседании учебно-методического совета ППУ ________________ 20____г. протокол №___
Рекомендован на заседании Комитета по ОП от ___________20__г. Протокол №____
Руководитель ОП_____________ Н.А. Алпысбай
(подпись)
Председатель Комитета по ОП_____________
(подпись)
Одобрен Совет ВШ ____________________ 20___г. Протокол №____.
Секретарь СВШ___________
(подпись)
Согласовано
Декан ВШИиС ____________ В.И. Лебедева _________________20__г.
(подпись) (дата)
Одобрено Департаментом по академическим вопросам Директор Департамента по академическим вопросам
____________ А.А. Жакиенова _________________20__ г.
подпись) (дата)
Данные о преподавателе
Ахметов Арман Серикович, профессор Высшей школы искусства и спорта ППУ, доктор философии (PhD), ассоциированный профессор (доцент). Автор 4 учебных пособий, 4 монографий, более 200 научных работ, в материалах международных и республиканских научно-практических конференциях, в журналах, рекомендованных ККСОН МОН РК, а также в международных журналах с ненулевым импакт-фактором (международные базы Scopus, Springer). Имеется индекс Хирша в базах Scopus, РИНЦ, GoogleScholar. (e-mail: AkhmetovAS@ppi.kz, arman.ahmetov@mail.ru), (лекции, практические занятия, СРСП). Приемные часы: по расписанию консультаций для групп (корпус №5, кабинет 102, р.т. 8(7182)651929; сот.тел. 87053333556 (более подробная информация о преподавателе по ссылке https://pspu.kz/modules/kaf/epf/index.php?option=com_content&view=article&id=2:akhmetov-arman-serikovich-doktor-ph-d&catid=24&lang=ru&Itemid=274)
Дисциплина «История и философия науки» изучается на 1 семестре 1 курса, объём дисциплины – 5 кредитов (150 часов). В общей системе подготовки магистрантов курс «История и философия науки» занимает важное мировоззренческое, научно-методологическое место, основным ядром которого является история, философия и методология науки.
История науки является необходимым компонентом содержания образования в подготовке магистрантов для дальнейшего повышения уровня научно-исследовательской работы. История науки и частных наук дает возможность осмысления динамики развития науки, ее воздействия на развитие общества. Исторические знания позволяют будущему специалисту составить целостный образ науки, осознанно подойти к различным аспектам и контекстам исследования самой науки. Философия науки является необходимым условием развития связей науки и различных разделов философского знания, расширения и углубления философской проблематики отдельных специальных научных дисциплин. Философские знания не только стимулируют развитие науки, но и органически входят в науку как неотъемлемая часть научных знаний. Философия науки выступает как самосознание науки в ее социокультурных проявлениях, наука осмысливается в контексте духовного развития общества, формируются ценностные ориентиры развития научного знания, практики научно-исследовательской деятельности. Философия науки позволяет раскрыть основания науки как социального института, мощной производительной силы, системы научных знаний, формирующих общественное сознание. Эти знания образуют то пространство, в котором будет проходить научная, педагогическая деятельность будущего специалиста. Методология науки позволяет магистранту уяснить методологические основания и проблемы современной науки, вооружиться теорией метода, как специального учения о принципах, подходах, приемах, методах научной деятельности. Она позволит усвоить логику и методологию науки, выработать методологическую культуру научно-исследовательской работы.
Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:
-
онлайн-лекции; -
выполнение практических занятий; -
проведение рубежного контроля; -
итоговый контроль (тестирование).
Целью преподавания дисциплины является: формирование общей научной, философско-методологической, мировоззренческой и дисциплинарно-теоретической базы для научной и научно-педагогической деятельности будущих специалистов, ученых, преподавателей.
Задачи изучения данной дисциплины заключаются в:
- осмысление динамики развития науки, ее воздействия на развитие общества, формирование целостного образа науки, осознание различных аспектов и контекстов исследования самой науки;
- развитие связей науки и различных разделов философского знания, расширение и углубление философской проблематики отдельных специальных научных дисциплин;
- уяснение методологических оснований и проблем современной науки, овладение теорией метода как специального учения о принципах, подходах, приемах, методах научной деятельности, усвоение логики и методологии науки, выработка методологической культуры научно-исследовательской работы.
После изучения данной дисциплины магистранты приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы: соответствие результатов освоения дисциплины «История и философия науки» формируемым компетенциям (результаты обучения):
РO1 – Демонстрировать знание фундаментальной и современной научной парадигмы в области истории и динамики ее развития, методологии научного познания;
РО3 – Демонстрировать развивающиеся знания и понимание в изучаемой области, основанные на передовых знаниях в этой области, при разработке и (или) применении идей в контексте исследования
В результате освоения дисциплины магистр должен знать:
-
историю развития западной и казахстанской науки; -
основные эпистемологические модели, характер трансформаций понятия рациональности; -
динамику и этапы развития науки; -
формы и методы донаучного, научного и вненаучного познания, современные методы познания -
современные подходы к социогуманитарному знанию и их соизмеримости.
В результате освоения дисциплины магистр должен уметь:
-
формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; -
выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования; -
анализировать и осмысливать реалии современной теории и практики на основе методологии социогуманитарного и естественнонаучного знания -
уметь находить узловые научно-исследовательские проблемы и их решения; -
логически, системно и критически мыслить.
В результате освоения дисциплины магистр должен владеть навыками:
-
ведения самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующей широкого образования в соответствующем направлении; -
умение применять методологические и методические знания в проведении научного исследования, педагогической и воспитательной работы; -
критического осмысления информативного материала; -
критического и творческого мышления для решения поставленных научно-исследовательских и жизненно-практических задач.
Пререквизиты. Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных во время изучения следующих дисциплин:
- философия;
- политология;
- социология;
- основы права и антикоррупционной культуры;
- педагогика;
- психология.
Постреквизиты. Перечень дисциплин, в которых используются знания изучаемой дисциплины:
- педагогика высшей школы;
- психология управления;
- менеджмент научных исследований;
- научная методология.
Ф. 4-70
Содержание дисциплины
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» для студентов на базе ВПО (научно-педагогическое направление) | |||||
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | |||
Лек/Вирт.часы | Пр | СРОП | СРО | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Модуль 1. История философии и науки | | | | |
1 | Предмет истории и философии науки (ФН), его назначение и место в научном познании | 2 | 1 | 1 | 6 |
2 | Основные этапы развития ФН как самостоятельной дисциплины | 2 | 1 | 1 | 6 |
3 | Научное познание в социокультурном измерении | 2 | 2 | 2 | 6 |
4 | Генезис научного познания | 2 | 6 | ||
5 | Общие закономерности развития науки | 2 | 1 | 1 | 6 |
6 | Понятие метода и методологии в познании | 2 | 1 | 1 | 6 |
| Модуль 2. Теория философии и науки | | | | |
7 | Структура и уровни научного познания | 2 | 1 | 1 | 6 |
8 | Наука как профессия. Идеалы и нормы науки | 2 | 2 | 2 | 6 |
9 | Философские основания науки и научная картина мира | 2 | 6 | ||
10 | Научные традиции и научные революции | 2 | 1 | 1 | 6 |
11 | История и философия естественных и технических наук | 2 | 2 | 2 | 6 |
12 | История и философия социальных и гуманитарных наук | 2 | 6 | ||
13 | Философские проблемы современной глобальной цивилизации | 2 | 1 | 1 | 6 |
14 | Портрет современного ученого | 2 | 1 | 1 | 6 |
15 | Наука как социальный институт | 2 | 1 | 1 | 6 |
| Итого | 30 | 15 | 15 | 90 |
КОМПОНЕНТЫ КУРСА
Перечень тем лекционных занятий
Тема 1. Предмет истории и философии науки (ФН), его назначение и место в научном познании
Основные темы философии науки. Проблемы и результаты философии науки, их значение для науки и философии. Закономерности развития научного знания как предмет истории науки. Аспекты изучения науки: философия науки, науковедение, социология науки, психология науки, этика науки.
Тема 2. Основные этапы развития ФН как самостоятельной дисциплины
Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникла? Позитивизм О.Конта. Эмпириокритицизм Э.Маха, Р.Авенариуса. Неопозитивизм. Творчество методологов второй половины XX в.
Тема 3. Научное познание в социокультурном измерении
Место науки и ее роль в культуре техногенной цивилизации.
Специфика научного познания. Роль науки в образовании современного общества и формировании личности. Функции науки в жизни общества.
Тема 4. Генезис научного познания
Преднаука и развитая наука. Духовная революция Античности. Возникновение естествознания. Формирование технических и социогуманитарных наук.
Тема 5. Общие закономерности развития науки
Дифференциация и интеграция в научном познании. Преемственность в развитии науки. Единство количественных и качественных изменений. Математизация и компьютеризация науки. Свобода критики, недопустимость догматизма.
Тема 6. Понятие метода и методологии в познании
Общие методы и приемы исследования. Уроки научного познания, методы познания на эмпирическом, теоретическом, системном и философском уровне. Основания науки. Идеалы и нормы исследования.
Тема 7. Структура и уровни научного познания
Формы научного познания: понятие как основная форма выражения мысли в науке, возникновение научной проблемы. Формирование научной гипотезы. Теория, ее структура и функции. Закон как основание теории.
Тема 8. Наука как профессия. Идеалы и нормы науки
Понятие научной революции, их разновидности. Глобальные научные революции и изменение типов рациональности. Междисциплинарные взаимодействия наук во второй половине XX в.