Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
II.Глава 1. Характеристика системы органов местного самоуправления
III.Глава 2. Правовой статус органов местного самоуправления
2.2 Государственные гарантии органов местного самоуправления
2.3 Самостоятельность местного самоуправления
2.4 Законодательные основы общих принципов организации местного самоуправления
Введение
Политико-правовая доктрина рассматривает местное самоуправление как фундамент гражданского общества, без укрепления которого грозит рухнуть вся система государственной власти правового государства. Местное самоуправление выступает основой народовластия, на которой соединяются высшие интересы государства с повседневными заботами, тревогами и устремлениями людей.
В течение долгого периода, во время безраздельного правления Советов вопросам местного самоуправления не уделялось должного внимания; разработка этих проблем считалась бесперспективной, даже запретной.
Все внимание государственных деятелей, за редким исключением, было обращено на Советы, как органы власти, якобы совмещающие в себе законодательные (правотворческие), исполнительные и контрольные функции.
Эта теория строилась на концепции Советов как работающих корпораций. Хотя на самом деле реальная власть находилась в руках партийно-исполнительных структур.
Накануне глубоких политических и социально-экономических реформ в России, начатых в 90-х годах, выработка новой и прогрессивной модели местного самоуправления стала стандартной.
Новая и полноценная модель местного самоуправления строилась на основе учета специфики российских условий и в то же время приближения к общепринятому во многих странах стандарту. Многие важнейшие параметры современной российской концепции местного самоуправления уже разработаны, хотя и поныне продолжаются дискуссии как в парламенте и других государственных структурах, так и в среде научных работников.
Конституция 1993 г. завершает поиски правовых форм местного самоуправления, которые велись на протяжении последних лет. В связи с признанием в Конституции РФ такого института, как местное самоуправление, повышением его роли в развитии народовластия и государственности в целом, а также с учетом формирования законодательства о нем, в литературе высказано мнение о появлении муниципального права как комплексной отрасли права.
Дифференциация от основных отраслей права новых и относительно самостоятельных правовых образований, комплексных отраслей - естественный процесс, в особенности с учетом развития рыночных отношений и приватизации предприятий.
С учетом данных соображений и появившихся некоторых научно-литературных источников по местному самоуправлению цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть подробнее вопрос о конституционно-правовых основах органов местного самоуправления в Российской Федерации. Для этого необходимо изучить и раскрыть такие понятия как:
- органы местного самоуправления, что к ним относится, какие задачи они выполняют;
- правовой статус органов местного самоуправления.
Местное самоуправление, как понятие, отражает многообразное общественное явление, возникающее в социальной организации под влиянием целого комплекса исторических, географических, политических, экономических, национальных и других особенностей. Для того чтобы местного самоуправления существовало нужны определенные условия: общность местных интересов и сознание необходимости их согласования с региональными и общегосударственными при четком разграничении собственности, компетенции и полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления; наличие достаточной инфраструктуры, финансовые и экономические возможности и другие ресурсы территории, позволяющие проживающему на ней населению решать собственными силами местные проблемы; деятельностная инициатива и желание граждан самостоятельно и ответственно заниматься делами управления. Все это доказывает актуальность данной темы, так как крайне в знать правовой статус органов местного самоуправления.
Общенациональные интересы складывались в результате синтеза множества местных интересов в том виде и в том количестве, в каком они существовали на данной территории. Потребность в самоуправлении на местах возникает по двум причинам:
1. частичное несоответствие особых местных интересов общенациональным, что влечет за собой потребность в их реализации местными силами;
2. эффективная дифференциация публичной власти, в результате чего возникает распределение функций (полномочий) между территориальными уровнями власти.
II.Глава 1. Характеристика системы органов местного самоуправления
Система органов местного самоуправления представляет собой совокупность организационных форм и политико-правовых институтов прямого волеизъявления жителей данной территории, а также выборных и других органов, реализующих его функции. К органам местного самоуправления относятся: а) непосредственные - собрания, сходы граждан, на которых прямым волеизъявлением большинства жителей решаются местные вопросы (они проводятся в небольших населенных пунктах, где для этого не образуются представительные органы); б) представительные - те, которые избираются непосредственно населением и которые могут именоваться муниципальным собранием, комитетом, думой и т.д.; в) исполнительные - главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т.д.) избираемые населением или представительным органом. Могут также образовываться и органы территориального общественного самоуправления: советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты, союзы, ассоциации органов местного самоуправления и т.д.
Муниципальное управление - это деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах; организованный процесс руководства, регулирования и контроля со стороны органов местного самоуправления за развитием общественной жизни на данной территории Государственное управление: основы теории и организации.
Муниципальные органы являются основным звеном в системе местного самоуправления. Они организуют исполнение законов и других правовых актов государства, оказывают содействие государственным органам, расположенным на их территории, координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления. Муниципальные органы - это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми ответственны за осуществление своих полномочий. По российскому законодательству муниципальные органы - это избираемое самоуправление, организуемое в городах и в сельской местности. Хотя в некоторых странах (например, в США) муниципальными именуются только органы городского самоуправления.
Представительные органы местного самоуправления обеспечивают учет интересов населения в решении вопросов, непосредственно относящихся к условиям жизни на определенной территории, способствуют более гибкому учету местной специфики. Будучи органами волеизъявления граждан, они являются субъектами власти-управленческой деятельности на местном уровне, наиболее приближенном к повседневным нуждам людей. Они предстают важнейшим институтом демократии, поскольку являют собой проявление свободы граждан и механизм реализации их права участвовать в управлении общественными делами. К их управлению относятся: принятие устава муниципального образования, утверждение местного бюджета. Установление местных налогов и сборов, порядка распоряжения собственностью и другие наиболее важные функции.
Глава местного самоуправления руководит деятельностью местной администрации, структура которой во многом зависит от вида населенного пункта, размеров территории, численности населения и др. Он является высшим должностным лицом местного самоуправления и с помощью структурных подразделений администрации осуществляет исполнительно - распорядительные полномочия.
Целям гармонизации деятельности органов местного самоуправления должны служить единство базовых начал их организации и функционирования: суверенное право на издание коммунальных уставов, регулирование вопросов землепользования, строительства, распоряжения промышленными объектами местного значения и т.п.; кадровая суверенность как право самостоятельного найма персонала, сотрудников местной администрации, проведение кадровой политики, свободной от прямого влияния органов государственной власти; право на организацию управления по своему усмотрению и под свою ответственность в пределах установленных полномочий; налоговая суверенность как право взимать муниципальные налоги и сборы; финансовая состоятельность ведения собственного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти. Общие принципы местного самоуправления, изложенные в Европейской хартии о местном самоуправлении, закрепляют положение о том, что его органы составляют одну из основ любого демократического строя и их осуществление обеспечивается эффективным, приближенным к человеку управлением Российская юстиция: Европейская хартия о местном самоуправлении. - № 122, Страсбург, 15.10.85..
Рассмотрим основные черты и характерные особенности местного самоуправления в РФ:
Прежде всего, выделим ст. 12 Конституции. Она подчеркивает принадлежность местного самоуправления к одной из основ конституционного строя.
Провозглашение и гарантирование в ст. 12 Конституции местного самоуправления - одна из важнейших нововведений в российском законодательстве. Данное обстоятельство означает: а) конец скептического и даже негативного отношения к институту местного самоуправления; б) наступление нового этапа в содержании местного самоуправления, наличие взаимосвязи с государственной властью, в особенности с ее законодательной и исполнительной ветвями, а также с судебной властью.
Местное самоуправление - не только сфера самоорганизации населения, но и специфический уровень власти. Эта характеристика означает, что деятельность местного самоуправления и его органов имеет властный характер, то есть, сопряжена с применением в необходимых случаях принуждения, акты его органов обязательны для исполнения. Иными словами, государственно - властная деятельность и осуществление местного самоуправления - это функционирование не антиподов, а родственных институтов.
Положения и нормы, содержащиеся в Конституции РФ, в других правовых актах и документах, научные публикации позволяют определить, что такое местное самоуправление. Наиболее существенные признаки этого понятия:
- местное самоуправление - один из основополагающих принципов конституционного строя РФ и осуществление власти в государстве;
- право граждан, населения (местного сообщества) на самостоятельное видение местных дел и решение вопросов местного значения;
- это и способ, и форма организации власти граждан (населения) на местах, обеспечивающие самостоятельное решение вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций;
- это система, состоящая из совокупности демократических организационных форм (выборов) и институтов прямой, непосредственной демократии (референдумов), других форм прямого высказывания. Посредством выборных и других органов местного самоуправления реализуются его цели, задачи и функции.
Сказанное выше преобразовано в развернутом определении местного самоуправления, сформулированном в ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ»: местное самоуправление в РФ есть признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных интересов «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131 - ФЗ от 06.10.03.
Местное самоуправление - составная часть теории народовластия, суверенитета народа;
-народовластие в РФ осуществляется не только непосредственно, через органы государственной власти, но и через органы местного самоуправления;
- в Конституции РФ закреплена прочная правовая основа местного самоуправления (ст. 12), гарантии этого нового типа самоуправления, зиждущегося на современных и цивилизованных началах;
-выявлена и уточнена самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий;
- вывод о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
III.Глава 2. Правовой статус органов местного самоуправления
2.1 Конституционно - правовые основы органов местного самоуправления
С учетом появившихся некоторых научно-литературных источников по местному самоуправлению рассмотрим подробнее вопрос о конституционно-правовых основах органов местного самоуправления в Российской Федерации. Если говорить о конституционной основе местного самоуправления, то этим вопросам посвящены ст. 3 (ч. 2), 8 (ч. 2), 12, 15 (ч. 2), 24 (ч. 2), 32 (ч. 2), 72 (п. «н» ч. 1), гл. 8 Конституции. Затем идет, условно говоря, следующий уровень законодательного и иного правового регулирования местного самоуправления. Он состоит в регулировании названных вопросов в законах, в частности, Федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131 - ФЗ от 06.10.03.
Среди актов Президента по вопросам реформирования местного самоуправления необходимо выделить, прежде всего, Указы: о мерах по обеспечению реформы местного самоуправления от 21 марта 1994 г. и о реформе местного самоуправления в Российской Федерации от 26 октября 1993 г., а также Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденное Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г.
Длительное время в Государственной Думе и в других государственных органах, а также в научных учреждениях шла разработка нового закона, соответствующего современной концепции и реалиям местного самоуправления, об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Такой закон, базирующийся на положениях и нормах Конституции РФ, признан был стать стабильной правовой основой местного самоуправления. Такой закон, а именно: Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 12 августа 1995 г. и подписан Президентом РФ 28 августа 1995 г, теперь с изменениями в редакции от 06.10.03. № 131 - ФЗ.