Файл: К. Гетчинсон создал периодизацию психического развития, критерием которой был способ добывания пищи (ведущий не только для биологического, но и для психического развития).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический университет

(институт)

«Дошкольная педагогика, прикладная психология»

(институт)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2
по учебному курсу «Психология детства»


Студент

Выходцева Виктория Евгеньевна

(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбп-1801б

(И.О. Фамилия)




Преподаватель

Некрасова Екатерина Владимировна

(И.О. Фамилия)





Тольятти 2021

Таблица «Периодизации, основанные на одном внешнем по отношению к психическому развитию критерии»

Периодизация, стадии

Принцип построения

Достоинства

Недостатки

Гетчинсон

К.Гетчинсон создал периодизацию психического развития, критерием которой был способ добывания пищи (ведущий не только для биологического, но и для психического развития). Было выделено пять основных фаз:
1. От рождения до 5 лет – «стадия рытья и копания».
2. От 5 до 11 лет – «стадия охоты и захвата».
3. От 8 до 12 лет – «пастушеская стадия».
4. От 11 до 15 лет – «земледельческая стадия»
5. От 14 до 20 лет – «стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека».

Систематически обучать

ребенка можно с восьми лет, поскольку со стадии пастушества наступает эра

цивилизованного человека. Для гармоничного психического развития

ребенка необходимо прохождение каждой стадии

Фиксация на какой-либо

стадии приводит к отклонениям в психике.

Холл

В основу положено развитие общества.
Стадия рытья и копания (0-5) На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком
Стадия охоты и захвата (5-11) На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком.

Пастушеская стадия (8-12) В этот период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия, обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности.
Земледельческая стадия (11-15) Связана с интересом к погоде, явления природы, а также любовью к садоводству, а у девочек к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность.
Стадия промышленности и торговли (14-20) Стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться различными предметами.







Штерн

В основе - повторение стадий развития эволюционных предков

0-6 мес. — стадия «млекопитающие»

ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего.

6 мес. -1 год — стадия «обезьяны»

Во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию, он достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны.

1 год – 6 лет — стадия «первобытных народов»

игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов

Начальная школа Начиная с поступления в школу, ребенок усваивает человеческую культуру. В первые школьные годы детское развитие, по мнению Штерна, соответствует развитию человека античного и ветхозаветного мира. Средняя школа Средний школьный возраст носит черты фанатизма христианской культуры, пубертатный возраст Штерн называет возрастом просвещения и только в периоде зрелости человек поднимается до уровня культуры Нового времени.

объясняет закономерности развития; заложены основы генетики поведения.

*доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая данного конкретного ребенка.






Таблица «Периодизации, основанные на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии».

Периодизация, стадии

Принцип построения

Достоинства

Недостатки

Блонский

В качестве основания использовал дентицию.

признак — появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (от рождения до 8 месяцев), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).




*за основу субъективно выбранный критерий

*выделение единого критерия для всех возрастов

Фрейд

В основе – способ удовлетворения либидо через разные эрогенные зоны.
Оральная стадия (0-2)

Эрогенная зона - слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я").
Анальная стадия (2-3)

Эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).
Фаллическая стадия (4-5)

Высшая стадия детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования "Сверх-Я".
Латентный период (6-12)

Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

Генитальная стадия (12-18)

Соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

Фрейд не первый кто обратил внимание на бессознательное человека но, что самое важное, первый кто попытался поставить бессознательное (инстинкты, влечения, побуждения) во главу угла и подвергнуть его изучению, методами свободных ассоциаций, интерпретации снов и т.д.
Концепция Фрейда обладала всем необходимым для психотерапии, а именно:

- теорией личности,

- теорией развития,

- теорией формирования патологии,

- теорией проведения психотерапии.
Психологичес-кая защита.

Отсутствие доказательной базы.

- У Фрейда за всю жизнь было всего пациентов.

- концепция Фрейда, не может быть верифицирована или фальсифицирована в соответствии с критериями научности, т.е. она является псевдонауч-ной.
Мифология данной концепции, пресловутый эдипов комплекс, комплекс электры и т.д. что опять же чистой воды вымысел неподдающийся научной проверке

Пиаже

В основе – логика развития интеллекта (формирование операций).
Сенсомоторная стадия (0-2)

Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название "сенсомоторный").
Дооперациональная стадия (2-7)

Мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).
Стадия конкретных операций (7-12)

Возникновение элементарного логического рассуждения
Стадия формальных операций (12+)

Формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме

Он заявил единство развития и деятельностной активности ребенка.

Один из первых заявил следующую связь: Среда -> субъект -> возраст.

Богатство фактов наблюдения.

Практически не учитывал роль культурного и социального окружения

Преувеличение роли интеллектуальных структур и, в частности, логических структур.

Недостаточная экспериментальная база

Нераскрытость понятий ассимиляции, аккомодации, адаптации, равновесия.

Колберг

В основе – становление морального сознания.
Периоды: доморальный уровень (0-7), конвенциональная мораль (7-16), автономная мораль (после 16).
Доморальный уровень (0-7)

Делаю то, что мне приятно

Ориентация на возможное наказание. Подчиняюсь правилам, чтобы избежать наказания.

Наивный потребительский гедонизм. Делаю, то за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «ты – мне, я – тебе»
Конвенциональный уровень (7-12)

Мораль «пай-мальчика». Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть «хорошим мальчиком», «хорошей девочкой».

Ориентация на авторитет. Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины, выполняю свой долг, подчиняюсь правилам.
Автономная мораль (18+)

Мораль, основанная на признании прав человека и демократически принятого закона. Поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения.

Индивидуальные принципы, выработанные самостоятельно. Поступаю согласно общечеловеческим универсальным принципам нравственности.




Лоуренс Колберг не учёл в своих стадиях различия между девочками и мальчиками, а также культур, где сильна ориентация на мнение группы (а не на развитие индивидуума)



Таблица «Периодизации, основанные на существенных особенностях развития»

Периодизация, стадии

Принцип построения

Достоинства

Недостатки

Выготский

В основе – чередование кризисов и стабильных (литических) периодов.

Кризис новорожденности

Роды влекут за собой появления такого новообразования как – индивидуальная психическая жизнь

Младенчество 0-1 год

Жизнь зарождается в период эмбрионального развития, с рождением эта жизнь становится индивидуальным существованием (отдельно от матери). Эта индивидуальная жизнь, будучи первой формой бытия ребенка как социального существования, является и психической жизнью, т.к. только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей. Первый год жизни характеризуется переходным процессом, отделением от матери. Еда, сон и рефлексивное освоение мира – главные функции новорожденного

Кризис одного года

Превращение из новорожденного в ребенка возможно благодаря появлению таких новообразований как речь и хождение

Раннее детство 1-3 лет

Источником появления речи являются взаимоотношения и взаимодействия со взрослыми. Овладение речью приводит к перестройке всей структуры сознания. Ребенок начинает использовать речь как инструмент. В этот период ребенок открывает значения слов, начинает осмыслять те звуки, которые произносит взрослый, таким образом дает толчок для развития наглядно-действенного мышления. В это время ребенок еще может обобщать название предмета и его свойства, что можно увидеть из детского словообразования

Кризис трех лет

Ребенок начинает понимать, что он не продолжение матери, а другой, отдельный человек. Впервые говорит - НЕТ и Я САМ. Появляется следующее новообразование – это установление социальных отношений между ребенком и окружающими его людьми, т.е. социализация.

Дошкольный возраст 3-7 лет

Происходит наиболее сильное развитие всех психических функций (изменение речи, развитие мышления, счета, математики и т.д.). Развивается внутренняя речь и воля. Ребенок уже способен делать то, что ему не интересно. Но основной вид научения – игровая деятельность

Кризис семи лет

У ребенка появляется осмысленная ориентировка в своих переживаниях, т.е. ребенок открывает для себя мир своих переживаний. И появляются такие новообразования как самолюбие и самооценка.

Младший школьный возраст 7 - 12лет

Этот период очень напряженный для ребенка. Основная деятельность - социальная (обучение). Накопление пассивного словаря и освоение второй знаковой системы (чисел) дает толчок для развития логического и абстрактного мышления. Следовательно, происходит перекос в развитие левого полушария. Происходит сильное качественное изменение в сознании: формируется самооценка, значимым человеком становится учитель.

Кризис тринадцати лет

Появление рефлексии.

Подростковый (пубертатный) период 12 - 17лет

Появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: "наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные знаки) здесь вступают третичные условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции и составляют основу самосознания. Из-за гармонального развития ребенок начинает наиболее ярко примерять на себя половую роль. До 17 лет ребенок живет в хаосе перевоплощения. Значимыми людьми становятся сверстники, родители обесцениваются. Также появляется умение оперировать абстрактными понятиями, освоение планирования и развитие логического мышления.

Кризис семнадцати лет

Социализация.

Юношеский период 17 - 21 года

Социальное опробирование себя. Проверка "дружбы" и в зависимости от этого формирование доверия или недоверия к людям. Происходит формирование молодых семей.




В структуре сознания детально представлен интеллект и значительно слабее - мотивационно-потребностная сфера.

Общение, как основа познавательного развития, сводилось к речевому взаимодействию без должного внимания к орудийной предметной деятельности самого ребенка.

При резком подчеркивании роли усвоения социального опыта недооценивалась роль собственной активности в развитии личности.

Концепция была слабо подтверждена фактами.

Эриксон

В основе 3 критерия – соматическое Я, сознательное Я, социальное развитие.

Раннее младенчество ( 0 - 1 год ) социальное качество – надежда

+Доверие к людям, к окружающему миру. взаимная любовь, связь ребенок - родитель удовлетворение потребности в общении с родителями

-Недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди

Позднее младенчество 1-3 года социальное качество – воля

+ Самостоятельность уверенность в себе

- Сомнения в себе гипертрофированное чувство стыда

Возраст игры 3-5 лет социальное качество- целеустремленность

+Инициативность активность, живое воображение подражание взрослому признаки поло-ролевого поведения

-Чувство вины пассивность отсутствие инициативы отсутствие признаков поло-ролевого поведения

Среднее детство 5-11 лет социальное качество- компетентность

+Стремление к достижению трудолюбие развитие познавательных и коммуникативных навыков

-Чувство собственной неполноценности избегание сложных заданий, ситуаций соревнования слаборазвитость познавательных и трудовых навыков конформность

Половая зрелость 11-20 лет

+Эгоидентичность (собственная уникальность)

жизненное самоопределение

поиск себя формирование мировоззрения половая поляризация в формах поведения

-Диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет),путаница ролей

смещение временных перспектив смешение форм поло-ролевого поведения

Ранняя взрослость

20-40 (45) лет

+Интимность. Cтремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей

-Изоляция. Bзбегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение)

Средняя взрослость

40 (45) - 60 лет

+Творчество (особенно в труде)

продуктивная и творческая работа над собой и другими

-Застой (особенно в труде)

эгоизм, эгоцентризм

непродуктивность в работе

ранняя инвалидность

Безусловным достоинством периодизации психосоциального развития Э. Эриксона является классификация всего жизненного цикла человека и построение периодизации на основе анализа центрального звена личности человека — его «Я».

В ней непропорционально много внимания уделено первым 20-25 годам жизни, тогда как большая часть жизни втиснута в 2 последние стадии.

Петровский

В основе – логика вхождения человека к социальную группу.

Эпоха детства

3-7 лет

Преобладает адаптация, ребенок в основном приспосабливается к социальной среде

Эпоха отрочества

11-15 лет

Доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность

Эпоха юности

15-17 лет

Должна произойти интеграция в общество

Достоинство состоит в хорошо аргументированном различении между общепсихологическим развитием индивида и развитием личности, что позволяет различить «психическое» и «субъективное». Сильная сторона периодизации онтогенетического развития личности — включение индивидуальных особенностей развития в социально-психологический контекст.




Эльконин

В основе – соотношение 2 сфер, сферы аффекта и сферы интеллекта.

Младенческий

До 1 года Непосредственно-эмоциональное общение Потребность в общении.

Эмоциональные отношения, ходьба, первое слово

Ранее детство 1-3 года Предметно-манипулятивная деятельность Речь и наглядно-действенное мышление

Дошкольный возраст 3-7 лет Ролевая игра

Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности

Младший школьный возраст 7-11 лет Учение Произвольность.

Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия.

Подростковый возраст 11-15 лет

Интимно-личностное общение в процессе обучения, организационной, трудовой деятельности Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни

Старший школьный возраст 15-17 лет

Учебно-профессиональная деятельность Мировоззрение, профессиональные интересы

Д.Б. Эльконин доказал, что каждый возраст важен и ценен не только сам по себе, но и как звено в единой цепи развития

Д.Б. Эльконин глубоко раскрыл и описал различные виды деятельности детей, в процессе осуществления которых происходит присвоение ими основ культуры и тем самым реализуется психическое развитие

Даниил Борисович убедительно показал: при организации воспитания ребенка в том или ином возрасте необходимо ориентироваться не на те психические процессы, которые уже сформировались, а на те, которые следует формировать и развивать путем построения деятельности, соответствующей данному возрасту.




Леонтьев

В основе периодизации А. Н. Леонтьева и лежит собственно тип ведущей деятельности.

Новорожденность (0-2 мес.) и младенчество (2 мес.-1 г).

Ранний возраст (1-3 года).

Дошкольный возраст (3-7лет).

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет).

Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет).

взрослость (молодость и зрелость).(18-60лет)

Период геронтогенеза (старение и старость). В нем принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин - 60-74 года, для женщин – 55-74 года); старческий возраст – 75-90 лет; долгожители – 90 лет и старше.