Файл: К. Гетчинсон создал периодизацию психического развития, критерием которой был способ добывания пищи (ведущий не только для биологического, но и для психического развития).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический университет
(институт)
«Дошкольная педагогика, прикладная психология»
(институт)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2
по учебному курсу «Психология детства»
Студент | Выходцева Виктория Евгеньевна (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбп-1801б (И.О. Фамилия) | |
Преподаватель | Некрасова Екатерина Владимировна (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2021
Таблица «Периодизации, основанные на одном внешнем по отношению к психическому развитию критерии»
Периодизация, стадии | Принцип построения | Достоинства | Недостатки |
Гетчинсон | К.Гетчинсон создал периодизацию психического развития, критерием которой был способ добывания пищи (ведущий не только для биологического, но и для психического развития). Было выделено пять основных фаз: 1. От рождения до 5 лет – «стадия рытья и копания». 2. От 5 до 11 лет – «стадия охоты и захвата». 3. От 8 до 12 лет – «пастушеская стадия». 4. От 11 до 15 лет – «земледельческая стадия» 5. От 14 до 20 лет – «стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека». | Систематически обучать ребенка можно с восьми лет, поскольку со стадии пастушества наступает эра цивилизованного человека. Для гармоничного психического развития ребенка необходимо прохождение каждой стадии | Фиксация на какой-либо стадии приводит к отклонениям в психике. |
Холл | В основу положено развитие общества. Стадия рытья и копания (0-5) На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком Стадия охоты и захвата (5-11) На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком. Пастушеская стадия (8-12) В этот период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия, обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности. Земледельческая стадия (11-15) Связана с интересом к погоде, явления природы, а также любовью к садоводству, а у девочек к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность. Стадия промышленности и торговли (14-20) Стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться различными предметами. | | |
Штерн | В основе - повторение стадий развития эволюционных предков 0-6 мес. — стадия «млекопитающие» ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего. 6 мес. -1 год — стадия «обезьяны» Во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию, он достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны. 1 год – 6 лет — стадия «первобытных народов» игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов Начальная школа Начиная с поступления в школу, ребенок усваивает человеческую культуру. В первые школьные годы детское развитие, по мнению Штерна, соответствует развитию человека античного и ветхозаветного мира. Средняя школа Средний школьный возраст носит черты фанатизма христианской культуры, пубертатный возраст Штерн называет возрастом просвещения и только в периоде зрелости человек поднимается до уровня культуры Нового времени. | объясняет закономерности развития; заложены основы генетики поведения. *доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая данного конкретного ребенка. | |
Таблица «Периодизации, основанные на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии».
Периодизация, стадии | Принцип построения | Достоинства | Недостатки |
Блонский | В качестве основания использовал дентицию. признак — появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (от рождения до 8 месяцев), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости). | | *за основу субъективно выбранный критерий *выделение единого критерия для всех возрастов |
Фрейд | В основе – способ удовлетворения либидо через разные эрогенные зоны. Оральная стадия (0-2) Эрогенная зона - слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я"). Анальная стадия (2-3) Эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть). Фаллическая стадия (4-5) Высшая стадия детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования "Сверх-Я". Латентный период (6-12) Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д. Генитальная стадия (12-18) Соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. | Фрейд не первый кто обратил внимание на бессознательное человека но, что самое важное, первый кто попытался поставить бессознательное (инстинкты, влечения, побуждения) во главу угла и подвергнуть его изучению, методами свободных ассоциаций, интерпретации снов и т.д. Концепция Фрейда обладала всем необходимым для психотерапии, а именно: - теорией личности, - теорией развития, - теорией формирования патологии, - теорией проведения психотерапии. Психологичес-кая защита. | Отсутствие доказательной базы. - У Фрейда за всю жизнь было всего пациентов. - концепция Фрейда, не может быть верифицирована или фальсифицирована в соответствии с критериями научности, т.е. она является псевдонауч-ной. Мифология данной концепции, пресловутый эдипов комплекс, комплекс электры и т.д. что опять же чистой воды вымысел неподдающийся научной проверке |
Пиаже | В основе – логика развития интеллекта (формирование операций). Сенсомоторная стадия (0-2) Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название "сенсомоторный"). Дооперациональная стадия (2-7) Мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья). Стадия конкретных операций (7-12) Возникновение элементарного логического рассуждения Стадия формальных операций (12+) Формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме | Он заявил единство развития и деятельностной активности ребенка. Один из первых заявил следующую связь: Среда -> субъект -> возраст. Богатство фактов наблюдения. | Практически не учитывал роль культурного и социального окружения Преувеличение роли интеллектуальных структур и, в частности, логических структур. Недостаточная экспериментальная база Нераскрытость понятий ассимиляции, аккомодации, адаптации, равновесия. |
Колберг | В основе – становление морального сознания. Периоды: доморальный уровень (0-7), конвенциональная мораль (7-16), автономная мораль (после 16). Доморальный уровень (0-7) Делаю то, что мне приятно Ориентация на возможное наказание. Подчиняюсь правилам, чтобы избежать наказания. Наивный потребительский гедонизм. Делаю, то за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «ты – мне, я – тебе» Конвенциональный уровень (7-12) Мораль «пай-мальчика». Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть «хорошим мальчиком», «хорошей девочкой». Ориентация на авторитет. Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины, выполняю свой долг, подчиняюсь правилам. Автономная мораль (18+) Мораль, основанная на признании прав человека и демократически принятого закона. Поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения. Индивидуальные принципы, выработанные самостоятельно. Поступаю согласно общечеловеческим универсальным принципам нравственности. | | Лоуренс Колберг не учёл в своих стадиях различия между девочками и мальчиками, а также культур, где сильна ориентация на мнение группы (а не на развитие индивидуума) |
Таблица «Периодизации, основанные на существенных особенностях развития»
Периодизация, стадии | Принцип построения | Достоинства | Недостатки |
Выготский | В основе – чередование кризисов и стабильных (литических) периодов. Кризис новорожденности Роды влекут за собой появления такого новообразования как – индивидуальная психическая жизнь Младенчество 0-1 год Жизнь зарождается в период эмбрионального развития, с рождением эта жизнь становится индивидуальным существованием (отдельно от матери). Эта индивидуальная жизнь, будучи первой формой бытия ребенка как социального существования, является и психической жизнью, т.к. только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей. Первый год жизни характеризуется переходным процессом, отделением от матери. Еда, сон и рефлексивное освоение мира – главные функции новорожденного Кризис одного года Превращение из новорожденного в ребенка возможно благодаря появлению таких новообразований как речь и хождение Раннее детство 1-3 лет Источником появления речи являются взаимоотношения и взаимодействия со взрослыми. Овладение речью приводит к перестройке всей структуры сознания. Ребенок начинает использовать речь как инструмент. В этот период ребенок открывает значения слов, начинает осмыслять те звуки, которые произносит взрослый, таким образом дает толчок для развития наглядно-действенного мышления. В это время ребенок еще может обобщать название предмета и его свойства, что можно увидеть из детского словообразования Кризис трех лет Ребенок начинает понимать, что он не продолжение матери, а другой, отдельный человек. Впервые говорит - НЕТ и Я САМ. Появляется следующее новообразование – это установление социальных отношений между ребенком и окружающими его людьми, т.е. социализация. Дошкольный возраст 3-7 лет Происходит наиболее сильное развитие всех психических функций (изменение речи, развитие мышления, счета, математики и т.д.). Развивается внутренняя речь и воля. Ребенок уже способен делать то, что ему не интересно. Но основной вид научения – игровая деятельность Кризис семи лет У ребенка появляется осмысленная ориентировка в своих переживаниях, т.е. ребенок открывает для себя мир своих переживаний. И появляются такие новообразования как самолюбие и самооценка. Младший школьный возраст 7 - 12лет Этот период очень напряженный для ребенка. Основная деятельность - социальная (обучение). Накопление пассивного словаря и освоение второй знаковой системы (чисел) дает толчок для развития логического и абстрактного мышления. Следовательно, происходит перекос в развитие левого полушария. Происходит сильное качественное изменение в сознании: формируется самооценка, значимым человеком становится учитель. Кризис тринадцати лет Появление рефлексии. Подростковый (пубертатный) период 12 - 17лет Появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: "наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные знаки) здесь вступают третичные условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции и составляют основу самосознания. Из-за гармонального развития ребенок начинает наиболее ярко примерять на себя половую роль. До 17 лет ребенок живет в хаосе перевоплощения. Значимыми людьми становятся сверстники, родители обесцениваются. Также появляется умение оперировать абстрактными понятиями, освоение планирования и развитие логического мышления. Кризис семнадцати лет Социализация. Юношеский период 17 - 21 года Социальное опробирование себя. Проверка "дружбы" и в зависимости от этого формирование доверия или недоверия к людям. Происходит формирование молодых семей. | | В структуре сознания детально представлен интеллект и значительно слабее - мотивационно-потребностная сфера. Общение, как основа познавательного развития, сводилось к речевому взаимодействию без должного внимания к орудийной предметной деятельности самого ребенка. При резком подчеркивании роли усвоения социального опыта недооценивалась роль собственной активности в развитии личности. Концепция была слабо подтверждена фактами. |
Эриксон | В основе 3 критерия – соматическое Я, сознательное Я, социальное развитие. Раннее младенчество ( 0 - 1 год ) социальное качество – надежда +Доверие к людям, к окружающему миру. взаимная любовь, связь ребенок - родитель удовлетворение потребности в общении с родителями -Недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди Позднее младенчество 1-3 года социальное качество – воля + Самостоятельность уверенность в себе - Сомнения в себе гипертрофированное чувство стыда Возраст игры 3-5 лет социальное качество- целеустремленность +Инициативность активность, живое воображение подражание взрослому признаки поло-ролевого поведения -Чувство вины пассивность отсутствие инициативы отсутствие признаков поло-ролевого поведения Среднее детство 5-11 лет социальное качество- компетентность +Стремление к достижению трудолюбие развитие познавательных и коммуникативных навыков -Чувство собственной неполноценности избегание сложных заданий, ситуаций соревнования слаборазвитость познавательных и трудовых навыков конформность Половая зрелость 11-20 лет +Эгоидентичность (собственная уникальность) жизненное самоопределение поиск себя формирование мировоззрения половая поляризация в формах поведения -Диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет),путаница ролей смещение временных перспектив смешение форм поло-ролевого поведения Ранняя взрослость 20-40 (45) лет +Интимность. Cтремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей -Изоляция. Bзбегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение) Средняя взрослость 40 (45) - 60 лет +Творчество (особенно в труде) продуктивная и творческая работа над собой и другими -Застой (особенно в труде) эгоизм, эгоцентризм непродуктивность в работе ранняя инвалидность | Безусловным достоинством периодизации психосоциального развития Э. Эриксона является классификация всего жизненного цикла человека и построение периодизации на основе анализа центрального звена личности человека — его «Я». | В ней непропорционально много внимания уделено первым 20-25 годам жизни, тогда как большая часть жизни втиснута в 2 последние стадии. |
Петровский | В основе – логика вхождения человека к социальную группу. Эпоха детства 3-7 лет Преобладает адаптация, ребенок в основном приспосабливается к социальной среде Эпоха отрочества 11-15 лет Доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность Эпоха юности 15-17 лет Должна произойти интеграция в общество | Достоинство состоит в хорошо аргументированном различении между общепсихологическим развитием индивида и развитием личности, что позволяет различить «психическое» и «субъективное». Сильная сторона периодизации онтогенетического развития личности — включение индивидуальных особенностей развития в социально-психологический контекст. | |
Эльконин | В основе – соотношение 2 сфер, сферы аффекта и сферы интеллекта. Младенческий До 1 года Непосредственно-эмоциональное общение Потребность в общении. Эмоциональные отношения, ходьба, первое слово Ранее детство 1-3 года Предметно-манипулятивная деятельность Речь и наглядно-действенное мышление Дошкольный возраст 3-7 лет Ролевая игра Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности Младший школьный возраст 7-11 лет Учение Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Подростковый возраст 11-15 лет Интимно-личностное общение в процессе обучения, организационной, трудовой деятельности Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни Старший школьный возраст 15-17 лет Учебно-профессиональная деятельность Мировоззрение, профессиональные интересы | Д.Б. Эльконин доказал, что каждый возраст важен и ценен не только сам по себе, но и как звено в единой цепи развития Д.Б. Эльконин глубоко раскрыл и описал различные виды деятельности детей, в процессе осуществления которых происходит присвоение ими основ культуры и тем самым реализуется психическое развитие Даниил Борисович убедительно показал: при организации воспитания ребенка в том или ином возрасте необходимо ориентироваться не на те психические процессы, которые уже сформировались, а на те, которые следует формировать и развивать путем построения деятельности, соответствующей данному возрасту. | |
Леонтьев | В основе периодизации А. Н. Леонтьева и лежит собственно тип ведущей деятельности. Новорожденность (0-2 мес.) и младенчество (2 мес.-1 г). Ранний возраст (1-3 года). Дошкольный возраст (3-7лет). Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет). взрослость (молодость и зрелость).(18-60лет) Период геронтогенеза (старение и старость). В нем принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин - 60-74 года, для женщин – 55-74 года); старческий возраст – 75-90 лет; долгожители – 90 лет и старше. | | |