Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования российская академия народного хозяйства и.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Пермский филиал
Кафедра экономики и менеджмента
УТВЕРЖДЕНА решением кафедры экономики и менеджмента
Протокол от «05» сентября 2018 г.
№ 1
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Б2.В.03(Пд) Преддипломная практика
направление подготовки: 38.03.01 Экономика
Направленность (профиль): Региональная экономика
Бакалавр
Очная и заочная формы обучения
Год набора - 2019
Пермь, 2018 г.
Подписано цифровой подписью: Евтух Т.В.
DN: cn=Евтух Т.В., o=Пермский филиал
РАНХИГС, ou, email=mail-perm@ranepa.ru, c=RU
2
Автор–составитель:
к.э.н. доцент Экономики и менеджмента Кузнецова Эльвира Рудольфовна, к.э.н., доцент Экономики и менеджмента Радостева Эльвира Мазитовна
Программа практики рассмотрена и утверждена на заседании кафедры экономики и менеджмента протокол от «01» сентября 2018 г. № 1.
Зав. кафедрой
Экономики и менеджмента, к.э.н. доцент Кузнецова Эльвира Рудольфовна
3
СОДЕРЖАНИЕ
С.
1. Вид практики, способы и формы ее проведения ………………………………………….
4 2. Планируемые результаты практики ……………………………………………………….
4 3. Объем и место практики в структуре ОП ВО ……………………………………………..
6 4. Содержание практики ….……………… …………………………………………………..
6 5. Формы отчётности по практике……………………………………………………………
9 6. Материалы текущего контроля успеваемости и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по практике…………………………………………………..
9 7. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» ………………………………………………………………………………….
13 7.1. Основная литература…………………………………………………………………
13 7.2. Дополнительная литература…………………………………………………………
14 7.3. Нормативные правовые документы………………………………………………….
14 7.4.
7.5.
Интернет-ресурсы……………………………………………………………………..
Иные источники………………………………………………………………........ …
14 14 8. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы…………………………………..
15 9. Приложение 1.………………………………………………………………………………
17 10. Приложение 2.………………………………………………………………………………
18 11. Приложение 3.………………………………………………………………………………
19 12. Приложение 4.………………………………………………………………………………
20 13. Приложение 5.………………………………………………………………………………
21 14. Приложение 6.………………………………………………………………………………
22 15. Приложение 7.………………………………………………………………………………
24 16. Приложение 8.………………………………………………………………………………
25 17. Приложение 9. ………………………………………………………………………………
27 18. Приложение 10. ……………………………………………………………………………..
29
4
1.
Вид практики, способы и формы ее проведения
Вид практики: преддипломная.
Тип учебной практики: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Способ проведения: стационарная.
Форма проведения: непрерывно, путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени. Проводится в форме самостоятельной работы бакалавра, направленной на ознакомление с особенностями профессиональной работы, включая выполнение индивидуального задания руководителя.
2.
Планируемые результаты практики
2.1.
Преддипломная
практика
обеспечивает
овладение
следующими
компетенциями:
Код компет енции
Наименование компетенции
Код этапа освоения компетенции
Наименование этапа освоения компетенции
ПК-4
Способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
ПК-4.3
Способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчёта экономических и социально- экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-5
Способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций и ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия правленческих решений
ПК-5.4
(очная форма)
ПК-5.5
(заочная форма)
Способность собрать и проанализировать данные по бухучету, финансовому менеджменту, экономике фирмы для целостной характеристики предприятия и интерпретации полученных результатов в целях принятия эффективных управленческих решений
ПК-6
Способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально- экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения
ПК-6.3
Способность собрать и проанализировать данные социально- экономической статистики, рынка ценных бумаг и страхования для расчёта экономических и социально- экономических показателей,
5 социально-экономических показателей характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-7
Способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и / или аналитический отчет.
ПК-7.2
(очная форма)
Способность оценивать тенденции, проблемы и перспективы развития мировой экономики и международных экономических отношений и использовать полученные знания о методологии и методах научного исследования для анализа мировой экономики
ПК-7.3
(заочная форма)
Способность использовать полученные знания о методологии и методах научного исследования для анализа мировой экономики
ПК-8
Способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
ПК-8.2
Способность использовать информационные технологии в профессиональной деятельности для расчёта экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-10 Способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии
ПК-10.2
Способность использовать информационные технологии в профессиональной деятельности для решения коммуникативных задач
2.2. В результате прохождения практики у студентов должны быть сформированы:
Профессиональные функции
ПК
Планируемые результаты обучения при прохождении практики
1.
Работа по осуществлению экономической деятельности предприятия
2.
Повышение эффективности и прибыльности
3.
Повышение качества продукции (в производстве)
4. Реализация новых направлений
ПК-4
ПК-5
ПК-6
ПК-7
ПК-8
ПК-10
На уровне знаний:
цели и задач преддипломной практики
На
уровне
умений: осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных финансово-экономических и иных расчетов необходимых для практической деятельности и выполнения отчета по практике
На уровне навыков: оценки и интерпретации результатов экономических и социально- экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов – баз практики.
На уровне практического опыта:
Осознает цель и задачи преддипломной практики, готов анализировать и оценивать экономические и
6
Профессиональные функции
ПК
Планируемые результаты обучения при прохождении практики
5.
Оптимизация ресурсов социально-экономические показатели, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
3.
Объем и место практики в структуре образовательной программы
Б2.В.03 (Пд) Преддипломная практика относится к разделу Б.2 Практики ОП ВО и реализуется:
- на очной форме обучения: 4 курс, 8 семестр;
- на заочной форме обучения: 5 курс, 10 семестр.
Общая трудоемкость изучения данной дисциплины на заочной и очной форме обучения
(на базе среднего общего образования) составляет 216 часов, что соответствует 6-и зачетным единицам. Продолжительность производственной практики составляет 4 недели.
Форма итогового контроля: зачёт на основе письменного отчета о прохождении практики и защиты отчета о прохождении практики
4.
Содержание практики
№ п\п
Вид практики
Виды работ
1.
Предварительный этап преддипломной практики
- инструктаж по порядку прохождения преддипломной практики в соответствии с целями и задачами практики в организации;
- составление плана прохождения практики;
- подготовка необходимых документов (договор, направление на практику, задание руководителя практики);
- рекомендации студентам по взаимодействию с научным руководителем и сбору информации для выполнения ВКР, встреча с научным руководителем;
- методические указания по использованию специальной литературы и нормативных документов организации при прохождении производственной практики;
- изучение рабочей программы преддипломной практики и рекомендованной методической литературы.
2.
Основной этап преддипломной практик
- общее ознакомление с организацией, а также с изучение структуры аппарата управления и организации финансово-экономической деятельности;
- подготовка краткую технико-экономической характеристики предприятия, в которой должны быть отражены:
* учредительные документы;
* объем и тип производства, производственный профиль, организационно-правовая форма предприятия, ассортимент выпускаемой и реализуемой продукции (товаров, работ, услуг), функции отделов;
7
* организация финансово-экономической деятельности и краткая оценка достигнутых финансовых результатов. особенности применения в организации современных информационных технологий.
При наличии отдела внутреннего контроля
(аудита) студент знакомится с его функциями и целью.
Изучение организации работы в подразделении включает ознакомление со следующими факторами:
- численность и структура подразделения;
- функциональные обязанности сотрудников;
- формы контроля руководителем подразделения за работой своих подчиненных и их помощников;
- организация делопроизводства в подразделении;
- система учета дел и статистическая отчетность в подразделении;
- правила работы со служебными документами;
- правила и условия хранения документов, материалов в подразделении;
- режим и условия работы сотрудников подразделения;
- формы взаимодействия работниками служб и подразделений;
- изучение форм и методов работы подразделения;
- рассмотрение обращений, заявлений и сообщений граждан (посетителей, клиентов) и принятие по ним предусмотренных законом решений;
- принятие мер по обеспечению прав сотрудников (граждан, посетителей);
- использование в установленном порядке специальных технических и иных средств.
Ознакомление с Изучение работы конкретного должностного лица включает изучение следующих ее особенностей:
- организация рабочего места (оборудование и техническая оснащенность рабочего кабинета должностного лица);
- планирование своего рабочего дня;
- делопроизводство должностного лица и виды статистической отчетности;
- формы взаимодействия должностного лица с работниками подразделения и других организаций.
Изучение нормативно-правовых источников предполагает следующие виды деятельности:
- определение и ознакомление с действующими нормативными актами, регламентирующими деятельность изучаемого подразделения;
- ознакомление со служебными документами,
8 находящимися в подразделениях, а также архивными делами и другими материалами.
Изучение управления процессом повышения квалификации сотрудников организации включает:
- изучение организации обучения в системе повышения квалификации и переподготовки;
- оценку возможности и путей повышения своей квалификации;
- изучение передового опыта работы;
- обмен положительным опытом работы подразделения и отдельных руководителей;
- использование современных справочно- правовых систем;
- участие в организационных инструктивных совещаниях в подразделениях.
В ходе производственной практики студенты решают следующие частные задачи, конкретизированные в индивидуальном задании и календарном плане руководителем:
- изучение структуры предприятия, организации и технологии производства, основных функций производственных, экономических и управленческих подразделений;
- изучение и анализ планирования производства и сбыта продукции;
- анализ научно-исследовательской, опытно- конструкторской подготовки производства;
- изучение материально-технического и кадрового обеспечения производства;
- оценка номенклатуры и качества выпускаемой продукции;
- изучение механизма формирования затрат, их эффективности и ценообразования;
- определение финансовых результатов деятельности предприятия, планирование финансовой деятельности организации;
- оценка социальной эффективности производственной и управленческой деятельности;
- анализ информационного обеспечения управления предприятием;
- выработка вариантов, оценка и принятие управленческих решений по совершенствованию управления финансами, производством и персоналом;
- анализ организации выполнения управленческих решений и контроля их исполнения;
- анализ управления с позиций эффективности производства.
Все изученные вопросы с учетом темы ВКР и индивидуального задания руководителя должны обеспечить формирование компетенций в соответствии с направлением подготовки студентов
9 3.
Заключительный этап преддипломной практики
Подготовка отчета по практике. Получение характеристики от руководителя практики в организации.
Оформление отчетных документов.
Представление отчета и других документов в соответствии с рабочей программой на кафедру, сдача зачета
5. Формы отчетности по практике.
Отчетная документация по практике составляется индивидуально каждым студентом и отражает содержание его деятельности в период прохождения практики, предоставляется руководителю практики от кафедры в письменном виде.
Отчет по практике предоставляется в печатном виде на листах формата А4, для приложений допускается использование формата А3, верхнее и нижнее поля – 20 мм, правое
15 мм, левое – 30 мм, выравнивание текста – по ширине, абзацный отступ – 1,25 см. Объем отчета (без учёта отзыва руководителя практики от организации, индивидуального задания руководителя дипломной работы (проекта), для обучающихся, направляемых на преддипломную практику) должен составлять 15 - 25 страниц печатного текста. Текст готовится с использованием текстового редактора Microsoft Word (или аналога) через 1,5 интервала с применением 14 размера шрифта Times New Roman.
Отчет включает в себя:
1. Титульный лист (приложение 1);
2. Содержание (приложение 2);
3. Направление на производственную практику (копия) (приложение 3);
4. Задание на производственную практику руководителя от кафедры (приложение 4);
5. Задание на производственную практику руководителя-специалиста (приложение 5);
6. План-график проведения производственной практики (приложение 6);
7. Характеристика на студента, проходившего производственную практику от руководителя-специалиста (приложение 7);
8. Отчёт о выполнении программы производственной практики студентом Пермского филиала РАНХ и ГС (приложение 8);
9. Дневник производственной практики (приложение 9);
10. Библиографический список (приложение 10).
Отчетная документация сдается руководителю практики на проверку в десятидневный срок после завершения практики. В процессе защиты студент должен кратко изложить основные результаты проделанной работы.
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине
(документально подтвержденной), направляются на практику повторно в свободное от учебы время.
6.
Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд
оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике
6.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости обучающихся и
промежуточной аттестации
6.1.1. В ходе реализации учебной практики используются следующие методы
текущего контроля успеваемости обучающихся: письменный отчет
6.1.2. Промежуточная аттестация проводится с применением следующих методов
(средств): устный дифференцированный зачёт
6.2. Материалы текущего контроля успеваемости.
10
Специальные оценочные средства при проведении текущего контроля успеваемости не применяются.
6.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы для оценки знаний
1. Краткая технико-экономическая характеристика предприятия.
2. Методика проведения SWOT- анализа.
3. Анализ конкурентной позиции организации.
4. Анализ системы целей и стратегии развития предприятия.
5. Анализ организационной структуры и процессов управления основными сферами деятельности.
6. Функциональные обязанности студента на период практики, характеристика рабочего места.
7. Производственная структура и тип организации производства.
8. Основные средства предприятия.
9. Величина и амортизация основных средств.
10. Материальные затраты предприятия.
11. Оборотные средства предприятия. Потребность предприятия в оборотных средствах.
12. Финансовые активы предприятия.
13. Планирование хозяйственной деятельности. Методы планирования, виды планов.
14. Содержание и порядок разработки бизнес-плана.
15. Маркетинговая деятельность на предприятии.
16. Производственные мощности и показатели производственной программы предприятия.
17. Стандартизация и сертификация в деятельности организации.
18. Политика предприятия в области качества, управление качеством.
19. Механизм осуществления инвестиционной деятельности на предприятии.
Характеристика источников финансирования инвестиционной деятельности.
20. Методы нормирования труда в организации.
21. Состав и категории персонала. Планирование численности работников предприятия.
Управление персоналом.
22.
Расчет бюджета рабочего времени. Производительность труда, оплата труда.
23.
Себестоимость, издержки предприятия на производство и реализацию продукции.
Смета затрат и калькуляция себестоимости.
24.
Резервы снижения себестоимости, пути снижения затрат на производство и реализацию продукции.
25.
Анализ факторов ценообразования. Ценовая политика, методы ценообразования на предприятии.
26.
Прибыль от реализации, балансовая и чистая прибыль, распределение прибыли в организации.
27.
Показатели рентабельности производства и продукции. Показатель рентабельности всего капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность продукции, рентабельность функционирующего капитала.
28.
Структура системы управления финансами предприятия.
29.
Функции и задачи финансового менеджера на предприятии.
30.
Финансовые активы, обязательства, инструменты в деятельности организации.
31.
Инструментальные методы, расчеты и модели в финансовом менеджменте фирмы.
32.
Бухгалтерский учет в системе управления организацией.
33.
Методика анализа финансовой отчетности предприятия. Система показателей оценки имущественного и финансового потенциала фирмы.