Файл: Макет функции цены в рыночной экономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МАКЕТ

Функции цены в рыночной экономике.

Целью в рыночной экономике цены представляет основной инструмент уравновешивания спроса и предложения. Цена увязывает денежный запрос производителя, продавца товаров с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования. Поэтому точнее даже говорить о функции саморегулирования товарно-денежных отношений с помощью равновесных цен.

Функции цены в рыночной экономике делятся на следующие разделы

- 1 Роль цены в экономике

- 1.1 Значение и сущность цен

- 1.2 Функции цены

- 1.2.1 Учетная функция

- 1.2.2 Распределительная функция

- 1.2.3 Стимулирующая функция

- 1.2.4 Функция балансирования спроса и предложения

- 1.3Основные ценовые стратегии

- 1.4Механизмы ценообразования

- 1.4.1Механизмы ценообразования и функции цены в рыночной экономике

- 1.4.2Ценообразование и функции цены в плановой экономике

Введение

В современных условиях, когда расширяются права государственных, общественных и кооперативных предприятий, объединений и организаций, акционерных обществ при их участии в экономических взаимоотношениях с партнерами из зарубежных стран, актуальность вопросов ценообразования при заключении экспортных и импортных сделок существенно возрастает. Повышение точности расчетов цен контрактов будет способствовать не только росту эффективности заключаемых сделок, но и послужит в определенной мере гарантией исключения практики поставок продукции на экспорт по необоснованно заниженным и осуществления импорта по завышенным ценам. От правильности установления цен во многом зависят рентабельность предприятия, его конкурентоспособность, объем реализации продукции и многие другие показатели хозяйственной деятельности. Сопоставление рыночной цены с существующими затратами предприятия является точным индикатором того, насколько эффективна его деятельность.


В настоящем учебном пособии отражены вопросы, касающиеся внутреннего и внешнеторгового ценообразования промышленных предприятий и фирм, роли различных систем в составе предприятия в ценообразовании, методические подходы к формированию ценовой стратегии и расчету цен на различную продукцию предприятий.

Все темы снабжены контрольными вопросами для самостоятельной подготовки.

Роль цены в экономике

- Значение и сущность цен

- Предельные полезности

- Цена, спрос, предложение

- теория цены

Цена, спрос, а также предложение – три непосредственно связанные между собой величины. Цена товара полностью зависит от денежных издержек производства. В этом случае непосредственно издержки производства определяются соотношением спроса и предложения на отдельные факторы производства, образующие данные издержки.

Значение и сущность цен – представляет собой один из наиболее сложных вопросов экономической теории, который на протяжении многих лет вызывает споры ведущих экономистов по всему миру. Значительное число экономистов склонны к следующей формулировке: цена представляет собой форму, характеризующую ценность благ, проявляющуюся в ходе их обмена. Ценность благ может характеризоваться не только в денежной, но и другой формой. К такой форме можно отнести натуральную, трудовую, процентную и прочие формы. Ключевой момент в осознании сущности категории «цена» – это процесс обмена продукцией, товарами, работами или услугами. Если нет обмена, то нет ценообразования и нет цен.

Функции цены

- Суть учетной функции цены

- Учет затрат труда в цене

- Распределительная функция

- Налоговые доходы бюджетной системы

С помощью цен распределяется не только ВВП, но также товары и услуги. Так, высокие цены на отдельные товары и услуги являются барьером, ограничивающим их потребление.

- Стимулирующая функция

- Суть распределительной функции цены

- Формирование оптимальной структуры личного потребления населения

- Функция балансирования спроса и предложения



- Возрастающий спрос и рост цен на товары компенсируются импортом

- Взаимодействие спроса и предложения

Основные ценовые стратегии

- стратегия высоких цен

- стратегия средних цен, или нейтральное ценообразование

- стратегия низких цен, или ценового прорыва

- стратегия целевых цен

- стратегия льготных цен

- стратегия «связанного» ценообразования

- стратегия «следования за лидером»

Суть указанной стратегии заключена не в установлении цены на товар абсолютно равной цене на товар лидера, а в том, что эта цена может быть взята в расчет при установлении цены. Цена может устанавливаться выше или ниже цены предприятия - лидера, но в строго определенных границах, которые устанавливаются качественным и техническим превосходством товара.

Механизмы ценообразования

- Механизмы ценообразования и функции цены в рыночной экономике

- Ценообразование, которое основано на затратах производства

- Ценообразование, основанное на платежеспособном спросе покупателей и оценке полезности товаров

- Ценообразование с учетом всех вышеперечисленных подходов, задач и государственного регулирования

-. Метод полных издержек

- Метод предельных издержек

Ценообразование и функции цены в плановой экономике

- планово-учетную функцию

- стимулирующую функцию

- социально-распределительную функцию

Суть социально - распределительной функции цены заключается в организации перераспределения доходов между различными отраслями, предприятиями, группами населения за счет отклонения цен от стоимости в ту либо другую сторону.

Заключение

В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что от уровня цены зависит величина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность предприятия и его продукции. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственных решений.


Цена влияет на характеристики товара, методы его продвижения и каналы распространения, равно как и все эти факторы влияют на цену. Предприятие не просто устанавливает единую цену, а скорее создает целую систему ценообразования, которая охватывает цены на различные товары их ассортимент. Структура ценообразования изменяется одновременно с тем, как товар проходит свой жизненный цикл. Предприятие корректирует цены на товар, исходя из издержек и спроса, учитывая различные ситуации и потребности покупателей.

В условиях рынка ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.

Установление цены - один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок. Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

Окончательная цена зависит от многих факторов: различные виды рекламы, скидки покупателям, оборот, доставка, кредитование покупателя и другие формы оплаты, место в объеме продаж (наиболее пользующийся спросом), необходимость в разбивке партии товара, наличие у данного товара торговой марки (фирменная или нет) организационные расходы, и, конечно же, фактическая себестоимость товара. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. Наладить торговлю, занять свое место на рынке, сформировать репутацию компании, предоставляющую самые минимальные цены, приучать покупателей к своим ценам, формировать интерес к своей компании, добиваться роста доходов и расширения дела, поддерживать на должном уровне свое положение на рынке ?вот главные задачи фирмы. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему.


Государственное регулирование также оказывает значительную роль в формировании цен. В России законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установления фиксированных цен производителями товара, представителями оптовой и розничной торговли, а также запрещается ценовая дискриминация, если она наносит ущерб конкуренции. Государственное регулирование цен осуществляется на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан.

Государственное регулирование цен необходимо для предотвращения:

инфляции роста цен при устойчивом дефиците;

-монополизма производителей;

резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо.

Принятый в Российской Федерации Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» направлен на пресечение любого вида монополизма в народном хозяйстве. Он создает широкие возможности для развития предпринимательской деятельности в условиях конкуренции, свободной борьбы за потребителя с проявлением гибкости в ценах, качестве, сроках, при повышенном внимании к покупателю.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что прежде чем установить окончательную цену, фирма должна выбрать метод ценообразования, учесть степень государственного регулирования, издержки производства, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Таким образом, успех фирмы зависит от грамотного анализа всех ценообразующих факторов и правильного выбора ценовой политики. Поэтому дальнейшее изучение цены как экономической категории и процесса ценообразования останется одной из важнейших задач экономической науки.

Список литературы

Налоговый Кодекс Российской Федерации: (часть 1 от 31.07.1998 в ред. от 20.04.2015) : федер. закон от 31.07.1998 147-ФЗ.

2. Федеральный закон от 24.07.2009