ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «ЦЕПИ И СЕТИ ПИТАНИЯ»
Цели:
Образовательные:
-
дать понятия «цепь питания», «сеть питания»; -
рассмотреть классификацию цепей питания; -
выяснить роль различных цепей питания.
Развивающие:
-
продолжить формирование умений работать с раздаточным материалом; -
развивать интеллектуальные способности и творческое мышление учащихся.
Воспитательные:
-
продолжить формирование научного мировоззрения для понимания единства живой природы.
Оборудование: учебник Л.И.Шурхал, В.А.Самкова. Экология. Живая планета; рабочая тетрадь; раздаточный материал с названиями животных и растений, формирующих определенные цепи питания; рисунки и фотографии растений, птиц, млекопитающих, насекомых и других животных, используемые при построении цепей питания; проектор, компьютер, мультимедийная презентация.
План урока
-
Актуализация знаний. -
Изложение нового материала:
-
Понятие о цепи питания. -
Виды цепей питания с их характеристикой. -
Сети питания.
-
Закрепление. -
Домашнее задание.
Ход урока.
1.Оргмомент
2.Актуализация знаний.
Устная проверка ЗУН:
- Что такое сообщество живых организмов? Приведите примеры природных сообществ;
- Какие группы организмов входят в сообщества?
- Объясните, почему растения в сообществах называют производителями;
- К какой группе относят животных и почему?
- каково значение бактерий и грибов в сообществе?
-Письменная проверка ЗУН .Дидактические карточки.(Приложение№1)
3.Изложение нового материала.
Вступительное слово учителя:
В любом сообществе живых организмов все организмы – и производители, и потребители, и разрушители связаны между собой и зависят друг от друга. Как вы думаете, какие наиболее важные связи устанавливаются между живыми организмами и почему?
Действительно, в ряду экологических связей наиболее важными обычно называют пищевые связи, или цепи питания, так как через них от одного организма к другому передаются вещества и энергия. Какие бывают цепи питания и чем они отличаются, с этим материалом мы познакомимся на сегодняшнем уроке (запись темы урока).
1. Понятие о цепи питания.
Все живые организмы на протяжении всей жизни нуждаются в энергии. Большая часть необходимой энергии поступает в живые организмы с пищей, которая образуется за счет световой энергии.
Как высчитаете, какая группа живых организмов превращает световую энергию в пищу?
Правильно, производители. Что потом происходит с органическими веществами, созданными растениями?
Действительно, их поедают травоядные животные, затем плотоядные и хищники. Так образуются пищевые цепи, или цепи питания. Попробуйте сформулировать определение цепи питания.
Цепь питания – цепь, по которой от одного организма к другому передаются вещества и энергия.
Любая цепь питания состоит из звеньев. Причем, количество звеньев, как правило, не превышает 5-6. Как вы думаете, почему пищевые цепи состоят не более чем из 5-6 звеньев?
Дело в том, что при переходе от одного организма к другому большая часть веществ и энергии теряется, рассеивается в виде тепла. Каждое последующее звено получает лишь небольшую часть энергии (правило 10%).
Первое звено в разных цепях питания может быть представлено либо живыми растениями, либо мертвыми организмами или пометом животных, либо другими живыми организмами. В зависимости от этого выделяют 3 типа цепей питания: цепи выедания, цепи разложения и паразитические цепи.
2. Виды цепей питания с их характеристикой.
Ученик на доске составляет схему видов цепей питания.
ЦЕПИ ПИТАНИЯ
ВЫЕДАНИЯ РАЗЛОЖЕНИЯ ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ
Слово учителя: давать характеристику цепей питания мы с вами будем по следующему плану:
-
начальное звено в цепи; -
последовательность всех звеньев цепи; -
объяснения названия цепи питания; -
примеры цепей питания данного вида; -
роль в экосистеме.
Для построения примеров цепей питания используется раздаточный материал, который лежит у каждого ученика на парте.(Приложение №2,№3) Оформлять результат работы будем в виде таблицы. В четвертую колонку ребята вносят примеры цепей питания, которые у них получились при работе с раздаточным материалом.
1. Цепи выедания (записываем в первой колонке таблицы).с.88,рис.51
Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания. Правильно, живые растения (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания, то есть, какие организмы будут на втором месте, какие на третьем и т.д.
Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.
Производитель (продуцент) – травоядный потребитель – плотоядный потребитель – хищник .
Давайте подумаем и скажем, почему же данную цепь питания назвали цепью выедания. Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 89. Зачитайте:
«…Называются эти цепи питания так потому, что растения образуют органических веществ значительно больше, чем того требуется для их жизни. «Излишки» создаваемых растениями органических веществ используются животными…»
Слово учителя: для цепей выедания характерна следующая закономерность: размеры тела животных, оставляющих эту цепь, увеличиваются по мере удаления от первого звена.
Давайте построим цепи выедания. Достаньте раздаточный материал из файла. Разложите на парте. Небольшая подсказка: у каждого из вас должно получиться два примера цепи выедания. Одна цепь лесного сообщества, а другая поля. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить цепи выедания (самостоятельная работа – 5 минут).
Проверка самостоятельной работы. Проверяются составленные цепи выедания. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят два примера, полученных в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.
Как вы думаете, какова роль цепей выедания в экосистемах? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника: «Преобразование органических веществ, образованных в растениях». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.
Примеры цепей выедания, составленных в ходе работы с
раздаточным материалом
лесная экосистема
желуди – сойка – ястреб-тетеревятник
желуди – желудевый долгоносик – певчий дрозд – ястреб-перепелятник
семена злаков – лесная мышь – сова – лиса
кора и древесина дуба – короед – пестрый дятел – ястреб-перепелятник
трава – заяц – лиса – орел
листья дуба – листорез – славка-черноголовка – ястреб-перепелятник
сок дуба – усач дубовый – соловей – канюк обыкновенный
орехи – белка – канюк обыкновенный
желуди – белка – лесная куница
ПОЛЕ, СТЕПЬ
Злаки – полевка – луговой лунь
Злаки – суслик – лисица – орел
Злаки – полевая мышь – степной хорек – балобан
Трава – полевка – ласка
Злаки – полевка – горностай – пустельга
2. Цепи разложения (запись в первую колонку таблицы).с.90,рис.52
Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания. Правильно, мертвые органические остатки, как растительные, так и животные (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания.
Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.
Мертвое вещество (детрит) – организм, питающийся детритом (детритофаг, падальщик) – плотоядный потребитель – хищник.
Давайте подумаем и скажем, почему же данную цепь питания назвали цепью разложения. Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 90. Зачитайте:
«Цепи разложения составляют организмы, которые питаются мертвым органическим веществом и при этом разлагают его».
Давайте построим цепи разложения. Подсказка: у каждого из вас получится пример одной цепи разложения. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить цепь разложения (самостоятельная работа – 3 минуты).
Проверка самостоятельной работы. Проверяются составленные цепи разложения. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят пример, полученный в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.
Как вы думаете, какова роль цепей разложения в экосистемах? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника: «Разложение мертвых органических остатков до более простых соединений». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.
Примеры цепей разложения, составленных в ходе работы с
раздаточным материалом
опавшая листва – дождевой червь – черный дрозд – ястреб-перепелятник
опавшая листва – дождевой червь – крот
навоз – жук-навозник – славка – ястреб-перепелятник
опавшая листва – дождевой червь – малиновка – канюк обыкновенный
3. Паразитические цепи (запись в первую колонку таблицы).
Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания. Правильно, живые организмы, и растения, и животные, и грибы (запись во вторую колонку таблицы).
Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания.
Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.
Живой организм-хозяин – паразит – паразит - паразит.
Давайте подумаем и скажем, почему же данную цепь питания назвали паразитической цепью. Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 91. Зачитайте:
«Паразитические цепи образуют организмы, которые живут за счет других организмов. Они используют их в качестве среды обитания и источника пищи. Эти организмы называются паразитами, а живой организм, за счет которого они живут, называют хозяином».
Слово учителя: для паразитический цепей характерна следующая закономерность: размеры тела животных, оставляющих эту цепь, уменьшаются по мере удаления от первого звена.
Давайте построим паразитическую цепь. Подсказка: у каждого из вас получится пример одной паразитической цепи. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить паразитическую цепь (самостоятельная работа – 3 минуты).
Проверка самостоятельной работы. Проверяются составленные паразитические цепи. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят пример, полученный в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.
Как вы думаете, какова роль паразитических цепей в экосистемах? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника: «Преобразование органических веществ». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.
Примеры паразитических цепей, составленных в ходе работы с
раздаточным материалом
собака – блоха – простейшие – бактерии
человек – аскарида – бактерии
корова – печеночный сосальщик – бактерии
В ходе работы на уроке ученики в тетрадях составят таблицу
Цепи питания и их роль в экосистеме
Цепь питания | Начальное звено | Последователь-ность звеньев | Примеры цепей питания | Роль в экосистеме |
Цепи выедания | Живые растения | Производитель –травоядный потребитель – плотоядный потребитель –хищник | Желуди – сойка – ястреб-тетеревятник Семена злаков – лесная мышь – сова Злаки – суслик – лиса – орел | Преобразование органических веществ, образованных в растениях |
Цепи разложения | Мертвые органические остатки | Мертвое вещество – падальщик – плотоядный потребитель - хищник | Опавшая листва - дождевой червь - черный дрозд – ястреб-перепелятник Навоз – жук-навозник – славка - ястреб | Разложение мертвых органических остатков до более простых соединений |
Паразитические цепи | Живые организмы | Живой организм – паразит - паразит | Собака – блоха – простейшие - бактерии | Преобразование органических веществ |