Файл: цепи и сети питания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «ЦЕПИ И СЕТИ ПИТАНИЯ»

Цели:

Образовательные:

  1. дать понятия «цепь питания», «сеть питания»;

  2. рассмотреть классификацию цепей питания;

  3. выяснить роль различных цепей питания.

Развивающие:

  1. продолжить формирование умений работать с раздаточным материалом;

  2. развивать интеллектуальные способности и творческое мышление учащихся.

Воспитательные:

  1. продолжить формирование научного мировоззрения для понимания единства живой природы.

Оборудование: учебник Л.И.Шурхал, В.А.Самкова. Экология. Живая планета; рабочая тетрадь; раздаточный материал с названиями животных и растений, формирующих определенные цепи питания; рисунки и фотографии растений, птиц, млекопитающих, насекомых и других животных, используемые при построении цепей питания; проектор, компьютер, мультимедийная презентация.
План урока

  1. Актуализация знаний.

  2. Изложение нового материала:

  1. Понятие о цепи питания.

  2. Виды цепей питания с их характеристикой.

  3. Сети питания.

  1. Закрепление.

  2. Домашнее задание.


Ход урока.

1.Оргмомент
2.Актуализация знаний.

Устная проверка ЗУН:

- Что такое сообщество живых организмов? Приведите примеры природных сообществ;

- Какие группы организмов входят в сообщества?

- Объясните, почему растения в сообществах называют производителями;

- К какой группе относят животных и почему?

- каково значение бактерий и грибов в сообществе?

-Письменная проверка ЗУН .Дидактические карточки.(Приложение№1)

3.Изложение нового материала.

Вступительное слово учителя:

В любом сообществе живых организмов все организмы – и производители, и потребители, и разрушители связаны между собой и зависят друг от друга. Как вы думаете, какие наиболее важные связи устанавливаются между живыми организмами и почему?

Действительно, в ряду экологических связей наиболее важными обычно называют пищевые связи, или цепи питания, так как через них от одного организма к другому передаются вещества и энергия. Какие бывают цепи питания и чем они отличаются, с этим материалом мы познакомимся на сегодняшнем уроке (запись темы урока).
1. Понятие о цепи питания.
Все живые организмы на протяжении всей жизни нуждаются в энергии. Большая часть необходимой энергии поступает в живые организмы с пищей, которая образуется за счет световой энергии.


Как высчитаете, какая группа живых организмов превращает световую энергию в пищу?

Правильно, производители. Что потом происходит с органическими веществами, созданными растениями?

Действительно, их поедают травоядные животные, затем плотоядные и хищники. Так образуются пищевые цепи, или цепи питания. Попробуйте сформулировать определение цепи питания.

Цепь питания – цепь, по которой от одного организма к другому передаются вещества и энергия.

Любая цепь питания состоит из звеньев. Причем, количество звеньев, как правило, не превышает 5-6. Как вы думаете, почему пищевые цепи состоят не более чем из 5-6 звеньев?

Дело в том, что при переходе от одного организма к другому большая часть веществ и энергии теряется, рассеивается в виде тепла. Каждое последующее звено получает лишь небольшую часть энергии (правило 10%).

Первое звено в разных цепях питания может быть представлено либо живыми растениями, либо мертвыми организмами или пометом животных, либо другими живыми организмами. В зависимости от этого выделяют 3 типа цепей питания: цепи выедания, цепи разложения и паразитические цепи.
2. Виды цепей питания с их характеристикой.

Ученик на доске составляет схему видов цепей питания.
ЦЕПИ ПИТАНИЯ
ВЫЕДАНИЯ РАЗЛОЖЕНИЯ ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ
Слово учителя: давать характеристику цепей питания мы с вами будем по следующему плану:

    1. начальное звено в цепи;

    2. последовательность всех звеньев цепи;

    3. объяснения названия цепи питания;

    4. примеры цепей питания данного вида;

    5. роль в экосистеме.

Для построения примеров цепей питания используется раздаточный материал, который лежит у каждого ученика на парте.(Приложение №2,№3) Оформлять результат работы будем в виде таблицы. В четвертую колонку ребята вносят примеры цепей питания, которые у них получились при работе с раздаточным материалом.
1. Цепи выедания (записываем в первой колонке таблицы).с.88,рис.51
Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания. Правильно, живые растения (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания, то есть, какие организмы будут на втором месте, какие на третьем и т.д.



Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.

Производитель (продуцент) – травоядный потребитель – плотоядный потребитель – хищник .

Давайте подумаем и скажем, почему же данную цепь питания назвали цепью выедания. Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 89. Зачитайте:

«…Называются эти цепи питания так потому, что растения образуют органических веществ значительно больше, чем того требуется для их жизни. «Излишки» создаваемых растениями органических веществ используются животными…»

Слово учителя: для цепей выедания характерна следующая закономерность: размеры тела животных, оставляющих эту цепь, увеличиваются по мере удаления от первого звена.

Давайте построим цепи выедания. Достаньте раздаточный материал из файла. Разложите на парте. Небольшая подсказка: у каждого из вас должно получиться два примера цепи выедания. Одна цепь лесного сообщества, а другая поля. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить цепи выедания (самостоятельная работа – 5 минут).

Проверка самостоятельной работы. Проверяются составленные цепи выедания. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят два примера, полученных в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.

Как вы думаете, какова роль цепей выедания в экосистемах? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника: «Преобразование органических веществ, образованных в растениях». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.
Примеры цепей выедания, составленных в ходе работы с

раздаточным материалом
лесная экосистема

желуди – сойка – ястреб-тетеревятник

желуди – желудевый долгоносик – певчий дрозд – ястреб-перепелятник

семена злаков – лесная мышь – сова – лиса

кора и древесина дуба – короед – пестрый дятел – ястреб-перепелятник

трава – заяц – лиса – орел

листья дуба – листорез – славка-черноголовка – ястреб-перепелятник

сок дуба – усач дубовый – соловей – канюк обыкновенный

орехи – белка – канюк обыкновенный

желуди – белка – лесная куница

ПОЛЕ, СТЕПЬ


Злаки – полевка – луговой лунь

Злаки – суслик – лисица – орел

Злаки – полевая мышь – степной хорек – балобан

Трава – полевка – ласка

Злаки – полевка – горностай – пустельга
2. Цепи разложения (запись в первую колонку таблицы).с.90,рис.52

Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания. Правильно, мертвые органические остатки, как растительные, так и животные (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания.

Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.

Мертвое вещество (детрит) – организм, питающийся детритом (детритофаг, падальщик) – плотоядный потребитель – хищник.

Давайте подумаем и скажем, почему же данную цепь питания назвали цепью разложения. Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 90. Зачитайте:

«Цепи разложения составляют организмы, которые питаются мертвым органическим веществом и при этом разлагают его».

Давайте построим цепи разложения. Подсказка: у каждого из вас получится пример одной цепи разложения. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить цепь разложения (самостоятельная работа – 3 минуты).

Проверка самостоятельной работы. Проверяются составленные цепи разложения. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят пример, полученный в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.

Как вы думаете, какова роль цепей разложения в экосистемах? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника: «Разложение мертвых органических остатков до более простых соединений». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.
Примеры цепей разложения, составленных в ходе работы с

раздаточным материалом
опавшая листва – дождевой червь – черный дрозд – ястреб-перепелятник

опавшая листва – дождевой червь – крот

навоз – жук-навозник – славка – ястреб-перепелятник

опавшая листва – дождевой червь – малиновка – канюк обыкновенный

3. Паразитические цепи (запись в первую колонку таблицы).

Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания. Правильно, живые организмы, и растения, и животные, и грибы (запись во вторую колонку таблицы).
Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания.

Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.

Живой организм-хозяин – паразит – паразит - паразит.

Давайте подумаем и скажем, почему же данную цепь питания назвали паразитической цепью. Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 91. Зачитайте:

«Паразитические цепи образуют организмы, которые живут за счет других организмов. Они используют их в качестве среды обитания и источника пищи. Эти организмы называются паразитами, а живой организм, за счет которого они живут, называют хозяином».

Слово учителя: для паразитический цепей характерна следующая закономерность: размеры тела животных, оставляющих эту цепь, уменьшаются по мере удаления от первого звена.

Давайте построим паразитическую цепь. Подсказка: у каждого из вас получится пример одной паразитической цепи. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить паразитическую цепь (самостоятельная работа – 3 минуты).

Проверка самостоятельной работы. Проверяются составленные паразитические цепи. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят пример, полученный в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.

Как вы думаете, какова роль паразитических цепей в экосистемах? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника: «Преобразование органических веществ». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.
Примеры паразитических цепей, составленных в ходе работы с

раздаточным материалом
собака – блоха – простейшие – бактерии

человек – аскарида – бактерии

корова – печеночный сосальщик – бактерии
В ходе работы на уроке ученики в тетрадях составят таблицу
Цепи питания и их роль в экосистеме

Цепь питания

Начальное звено

Последователь-ность звеньев

Примеры цепей питания

Роль в экосистеме

Цепи выедания

Живые растения

Производитель –травоядный потребитель – плотоядный потребитель –хищник

Желуди – сойка – ястреб-тетеревятник

Семена злаков – лесная мышь – сова

Злаки – суслик – лиса – орел

Преобразование органических веществ, образованных в растениях

Цепи разложения

Мертвые органические остатки

Мертвое вещество – падальщик – плотоядный потребитель - хищник

Опавшая листва - дождевой червь - черный дрозд – ястреб-перепелятник

Навоз – жук-навозник – славка - ястреб

Разложение мертвых органических остатков до более простых соединений

Паразитические цепи

Живые организмы

Живой организм – паразит - паразит

Собака – блоха – простейшие - бактерии

Преобразование органических веществ