Файл: Задание по теме Психологические причины трудностей детей в общении со сверстниками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 912

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 3

Задание по теме 3.1. Психологические причины трудностей детей в общении со сверстниками

Цель занятия: закрепление знаний о психологических причинах, лежащих в основе трудностей в общении дошкольников со сверстниками и взрослыми; формирование умения применять их для решения практических задач.

Задание 1. Определите причину трудностей дошкольников в общении со сверстниками в предлагаемых ситуациях. Свой ответ обоснуйте.

а) Артур М. (6 лет) во время игры стремится командовать и указывать другим, что делать. Если его перестают слушать, он начинает кричать: «Я болею! У меня болит голова! Замолчите все! Слушайте меня!».

Привлечение к себе внимания.

б) Мама обратила внимание, что ее сын Миша (5 лет) охотнее играет один, чем со сверстниками, или предпочитает общество взрослых. Когда ему предлагают: «Иди, поиграй с ребятами», он отмалчивается.

Замкнутость, тревожность.

Задание 2. Заполните таблицу «Причины непопулярности детей среди сверстников и стратегия психолого-педагогической помощи». Дополните указанные в таблице причины (не менее 2-х причин).

Причины непопулярности ребенка в группе сверстников могут быть различными.

На социометрический статус ребёнка влияют:

  • Уровень развития навыков общения;

  • Привлекательный (непривлекательный) внешний вид;

  • Степень развития игровых навыков;

  • Обладание заманчивыми игрушками, предметами;

  • Отношение воспитателя к ребёнку

Психологические исследования показали, что наиболее важными качествами, отличающими популярных детей от непопулярных, являются не интеллект, не творческие способности, не общительность и даже не организаторские способности, а прежде всего те качества, которые обычно называют нравственными: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность и пр.

Немаловажное значение имеет отношение воспитателя к ребенку. Неприязнь, раздражение и игнорирование, демонстрируемые невербальными способами при взаимодействии с ребенком, красноречиво сигнализируют о чувствах педагога. А поскольку взрослый является авторитетом и носителем образцов желательного поведения для детей, они неосознанно могут перенимать его негативное отношение к воспитаннику.


Это же правило работает и в позитивном плане – положительная оценка, внимание и поддержка, оказываемая ребенку воспитателем, повышают уровень его привлекательности в глазах сверстника и способствуют налаживанию межличностных отношений.

Ребенок может не отвергаться сверстниками, но сам не желать общения с ними. Случается, что из-за частых заболеваний и длительного пребывания вне коллектива ребенок не имеет возможности укрепить и поддерживать свои отношения с ровесниками.

Некоторые личностные особенности, например заниженная или завышенная самооценка, также могут быть причиной непопулярности ребенка, неприятия его детской группой.

У детей, имеющих трудности в общении со сверстниками зачастую преобладает отчужденное отношение к другим детям. Оно может иметь различные проявления: от выраженной агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, что выражается в замкнутости и застенчивости.

Причины_непопулярности_детей_среди_сверстников_и_стратегия_психолого-педагогической_помощи'>Причины непопулярности детей среди сверстников и стратегия психолого-педагогической помощи

Причины

Стратегия

Непривлекательный внешний вид ребенка

Консультирование родителей 

Негативное отношение педагога к ребенку

Анализ причин, самоконтроль педа­гога за проявлением эмоций

Не сформированность игровых навыков у ребенка

Развитие игровых навыков

Низкий уровень развития навыков общения ребенка (незнание способов общения или неумение организовать общение, совместную деятельность)

Развитие коммуникативных навыков 

Отсутствие у ребенка потребности в общении

Коррекция проблем личностного развития, формирование потребности в общении — комплексное взаимодействие педагогов, ребенка и родителей

Частые болезни ребенка

Поддержание опосредованного контакта детской группы с ребенком (педагог может вспоминать о ребенке во время его отсутствия, быть посредником в передаче информации между ребенком и детской группой — дети могут с помощью воспитателя написать ему письмо, нарисовать для него рисунок и т. д.)


 Задание по теме 3.2. Методы преодоления трудностей в общении взрослого с детьми дошкольного возраста

Цель: закрепление знаний о методах преодоления трудностей в общении взрослого с детьми дошкольного возраста, формирование умения использовать невербальные и вербальные средства поддержки детей.

Задание 3. Познакомьтесь с различными позициями взаимодействия ребенка и взрослого. Определите наиболее оптимальную позицию в общении с ребенком дошкольного возраста. Свой ответ аргументируйте.

Позиция 1. Ребенок сидит на полу, а взрослый стоит перед ним.

Позиция 2. Взрослый стоит рядом, протянув руки к ребенку, взрослый не наклоняется, а ребенок не приподнимается.

Позиция 3. «Глаза в глаза». Глаза взрослого находятся на уровне глаз ребенка. - При данной позиции происходит наилучший контакт между взрослым и ребенком, что способствует их сближению. 

Задание 4. Одним из эффективных методов поддержки ребенка является активное слушание. Активное слушание предполагает «возвращение» взрослым ребенку в беседе той информации, которую ребенок сообщил взрослому, при этом обозначив его чувство.

Например: Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее малыш в слезах: «Он забрал мою машинку!». Мама отвечает: «Ты очень расстроен и рассержен на него».

Сформулируйте реплику взрослого в следующих ситуациях:

а) Отец с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку тоже не хотелось. Что должен сказать папа сыну?

Сынок я куплю тебе шоколадку после работы и принесу тебе домой.

б) Ребенок приходит из детского сада мрачный. Подходит к матери и говорит: «Не буду больше водиться с Сашей». Что должна сказать мама?

Выяснить причину данной проблемы.

Например: «Сынок, что случилось? Давай найдем компромисс?».

Задание по теме 3.3. Психологические особенности дошкольников, имеющих трудности в общении: агрессивные и обидчивые дети


Цель: закрепление знаний о психологических особенностях агрессивных и обидчивых дошкольников, приводящих к нарушениям общения со сверстниками, формирование умения планировать и разрабатывать индивидуальную стратегию взаимодействия с агрессивными и обидчивыми детьми.

Задание 5.

Познакомьтесь с описанием поведения детей, систематически проявляющих агрессию:

Дима, 5,5 лет. Мама перевела Диму из предыдущего детского сада из-за своих конфликтов с воспитателями. Здесь она тоже устраивает скандалы. Бабушка страдает психическим заболеванием, дома бьет и кусает дочь. В группе Дима бьет сверстников, отнимает вещи, грубит. Несмотря на это, дети охотно играют с ним, он придумывает игры, легко делится игрушками.

Костя, 6 лет. Подвижный и неусидчивый, спортивный. Мама много времени проводит на работе, он часто предоставлен себе. Костя играет со старшими ребятами во дворе, перенимает их поведение. Он нравится детям в группе, его считают умным и веселым. Костя часто ссорится по мелким поводам, дерется, особенно, когда ему скучно. Не слушается воспитателя.

Катя, 6 лет. Мама Кати – молодая привлекательная женщина. Она занята работой и поисками личного счастья, требует, чтобы дочь справлялась с проблемами сама. Катя – способная девочка, стремится к общению с воспитателем. Иногда без видимых причин она ударяет, обижает сверстников, предлагает агрессивные сюжеты для игр: кто-то убит, подвергся нападению.

Наташа, 5,5 лет. Мама оставляла новорожденную дочь в роддоме, опеку над ней брала бабушка. Год назад она родила сына и решила вернуть дочь. Она открыто говорит, что любит только сына. От дочери требует, чтобы слушалась и не мешала. Наташа внешне спокойная, собранная, старательная. Если ей что-то не нравится, она угрожает сверстникам, может ударить. Воспитателя слушается.

1)       Назовите возможные причины подобного поведения во всех 4-х случаях.

1.Особенности врожденного темперамента и нервной системы.

2.Неполное или неправильное воспитание.

3.Неуверенность в себе, вызванная постоянным страхом или стрессами.

4.Проявление агрессии в окружающей среде ребенка (семья, детский коллектив).

5.Достижение лидерства в группе путем унижения достоинства других.

2)       Предложите тактику поведения воспитателя с данными детьми в случае проявления агрессии. 

Наблюдая за агрессивным ребенком, можно определить направленность его реакций (на кого он нападает, в каких обстоятельствах и как это случается без какой либо провокации). Внимательные наблюдения помогают воспитателю выявить симптомы назревающей атаки со стороны ребенка. Поскольку причиной агрессия является лишения и ограничения, то крайне редко удается полностью освободить ребенка от агрессивности. Но даже если это было бы возможно, не следует стремить к этому.


Агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и положительные стороны. Она может проявлять в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Агрессивность может развить дух инициативы или породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным и безвольным. И это лишь некоторые из проявления агрессивности.

Не следует стремиться полностью, исключить агрессивность из характера детей. Необходимо ограничивать и контролировать ее, а также поощрять те ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.

Агрессивность многолика. По направленности агрессивность может быть внешней, характеризующейся открытым проявлениям в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) или на безличные обстоятельства, предметы, социальное окружение (смещенная агрессия), а так же внутренний, характеризующейся выражением обвинений или требований, адресованных самому себе. По способу доверия агрессия подразделяется на  произвольную, возникающую из-за желания воспрепятствовать чему-либо, навредить кому-либо, обойтись с кем- то несправедливо, кого ни будь оскорбить, а также на непроизвольную, представляющую собой целенаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действия не подконтрольно субъекту и протекает по типу эффекта.

Самые распространенные виды агрессии: физическая, вербальная (словесная), косвенная агрессия.

Физическая агрессия (нападение) – это использование физической силы против другого лица.      

Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто. Ребенок может разъяриться, осыпать ударами того, кто находиться рядом, нападать на детей или даже взрослых. Физическая агрессия немедленно привлекает внимание взрослых. Желание драться, равно как щипаться, или кусаться исподтишка, - это далеко не всегда признак ненормальности ребенка.

В случае агрессивного поведения ребенка, нужно как можно меньше реагировать на ссору или драку детей, за исключением каких- то особых, крайних случаев, если дети могут причинить друг другу серьезные увечья. Очень часто дети самостоятельно решают свои проблемы и, как правило, забывают про ссоры, а через некоторое время мирно и дружно играют. Но стоит вмешаться воспитателю, как драка приобретает значение важного события. Ребенок, которого лишь слегка ударили, принимается кричать так, будто ему причинили нестерпимую боль. При этом у «обиженного» возникает повод вести себя инфантильно, по - детски.